Наверняка, знаете анекдот про студента, который сдавал зоологию, но выучил только материал про блох. Вот он-то мне и пригодился однажды. Но сначала предыстория. Все-таки объяснять — наша профессиональная задача)
Каждый может заболеть. И на его рабочем месте что-то с этим придется делать. В магазине не откроется одна касса. Терапевт соседнего участка получит двойную нагрузку. Уроки заболевшего учителя раскидают по коллегам. Но сделать это последнее можно разными способами.
«Не соблаговолите ли вы?»
В девяностых в нашей школе, тогда еще суверенной, была очаровательная завуч. Точнее, две: одна на начальной школе, вторая — на средней и старшей. А поскольку в школе было всего-то около пятисот учеников, они прекрасно справлялись и заканчивали работу, как «белые люди», примерно к пяти часам.
С восьми до пяти - нормально же, как и должно быть.
Завуч средней и старшей школы сама вела русский язык и литературу и прекрасно знала реалии учительского труда. Так вот, если кто-то заболевал, она прикидывала, кто может заменить, и отправлялась в путь по кабинетам.
Подходила на перемене и спрашивала: «Не могли бы вы завтра заменить Марьиванну?»
Понимаете, спрашивала!
Можно было и отказаться.
Когда с этим же вопросом ко мне подходила завуч начальной школы, я всегда отказывалась. Не умею я с маленькими. И этот довод всегда принимался.
А что же мы делали на заменах? Мы проводили уроки на выбор: либо действительно заменяли, либо давали урок по своему предмету. Зависело от сложности. Я могла провести географию и русский язык, дать задание и понять качество его выполнения по математике в пятом классе и черчению. Устроить чтение с комментированием по литературе. В остальных случаях просто давала свой урок.
Его, кстати, потом можно было отдать. Если расписание позволяло, выздоровевший учитель мог в том же классе провести свой урок вместо твоего.
В нулевых работала уже другая завуч. У нее было больше нагрузки, и она не ходила по школе, чтобы узнать мнение учителя относительно завтрашней замены. Могла позвонить по внутреннему телефону. Но чаще просто вывешивала на первом этаже, возле расписания, рукописный листочек с перечнем замен.
Идешь домой — загляни на стенд, узнай новости.
Я поступала иначе. Нагрузки в те времена были человеческими, 4-5 уроков в день. А если 6, то с методическим днем. А замены — это деньги все-таки. Если кто заболел, мы об этом узнавали быстро, поскольку в одном здании работали. Приходишь после уроков к завучу и говоришь: «Готова заменить завтра такого-то». Довольны все.
«Займите их хоть чем-то»
Время шло, реалии менялись. Следующий завуч вывешивала листочек с перечнем замен утром следующего дня. Приходишь на работу, смотришь на стенд, на ходу меняешь планы. А то ишь — захотела во время «окна» тесты проверить.
Конечно, чаще всего на таких внезапных заменах дети занимались своими делами. Постарше — решали задания ЕГЭ, помладше — играли в «мафию».
Дистант — от администрации не скроешься
Узнать о замене за пару уроков — это оказалось шикарным прошлым. Потому что во времена дистанта я стала узнавать о замене за пятнадцать минут до ее начала. Завуч с утра прикрепляла мне эту самую замену в электронный журнал. Утром. И дистанционно заходила на урок — посмотреть, что я вообще на замене делаю.
Потому что проводить нужно было заменяемый предмет. Без вариантов.
За пару лет до дистанта на каких-то курсах, посвященных ЭЖД, нас учили настраивать его. В том числе выставлять некие галочки напротив предметов, которые мы «как бы можем вести». Нужно было выбрать 5 предметов. На наши недоуменные вопросы по поводу наличия образования, дипломов и прочей «чепухи» для права преподавания ведущий курсов ответил:
- Современный учитель должен уметь преподавать несколько предметов. Мы растим «многозадачников».
Мы тогда похмыкали, а теперь поняли, куда водичка текла.
И вот получаю замену геометрии в 10 классе.
На мои возражения, что я «недостаточно компетентна» (вообще ни в зуб ногой) в геометрии старших классов, завуч выдала ответ, потрясший меня до глубины души.
- У вас в аттестате по геометрии пятерка — значит, можете.
Сорок лет назад смогла бы. Наверное. А сейчас нет.
Мне повезло, она зашла только на русский язык. Дважды. Убедилась, видимо, что не халтурю. Но это русский - как носитель языка я могу пообщаться со старшеклассниками на уровне первокурсника педвуза, а от замены большего не требуется.
Что же я делала на той геометрии? Был такая злая, что подумала: пусть увольняет, уже все равно. И провела родную биологию.
А геометрию тоже однажды пришлось. Это был 7-й класс. С утра по школе пронеслось, что директор на все замены зайдет. Пришлось подготовиться. На подготовку мне была дана перемена — целых 15 минут. Это дипломированный предметник готовится к уроку пару часов накануне. «Левый» учитель на замену к уроку по чужому предмету готовится 15 минут!
Посмотрела в журнале, что было задано. Всего одна задача. Жаль, ну ладно. Поскольку это был все-таки 7-й класс, не 9-й, я ее решила. Речь шла о треугольнике, вписанном в окружность. Приступили к уроку.
- Поднимите руки, кто решил домашнюю задачу. Женечка решил? Рассказывай. Только ме-едленно, чтобы все усвоили.
Как вы же поняли, моя цель была — максимально тянуть время. Потому что заданы были две последние задачи раздела, дальше начинался новый материал, который я не успела прочитать. Да если бы и успела, объяснить все равно бы не смогла. Так что сосредоточилась на задаче.
Женечка решил задачу в четыре этапа. Как только он упоминал какой-либо термин, я тут же спрашивала его одноклассников, что это такое. Мы повторили понятия прямой, луча, треугольника, окружности, радиуса и диаметра. Точнее, дети повторили, что знали. Я проверить правильность не могла за неимением информации.
Повторюсь: предмет чужой, я к нему за сорок лет, прошедших с окончания школы, не прикасалась.
С задачей покончили минут за десять. Что делать дальше? И тут тянет руку Артем.
- А я решил более коротким путем!
Ах ты ж умница моя! Да я тебе две пятерки поставлю!
- Докладывай! Только выдели, пожалуйста, четко, чем именно твое решение отличается от решения Жени.
Главное, что пока Женя объяснял, я и сама поняла, что можно решить более рациональным путем. Мне ж марку держать надо, типа я в геометрии понимаю. Это все мои ученики, и им совершенно фиолетово, какие причины мешают мне знать геометрию на уровне 7-го класса. Раз учитель вышел к классу, значит, знает.
Дорогие завучи, как по-вашему, гуманно ли ставить учителя в такое положение?
Честно говоря, не помню, как прошла вторая половина урока. Поэтому расскажу, наконец, про урок по мотивам анекдота.
Сначала анекдот полностью.
Студент сдавал зоологию, но выучил только про блох. Тянет билет. Вопрос про собак.
- Ну, значит, так! Собака покрыта шерстью. В шерсти живут блохи.
И выкладывает полную характеристику блох. Получает двойку, идет на пересдачу. Но все равно знает только про блох.
Тянет билет. Вопрос про рыб.
- Ну, значит, так! Рыбы живут в воде. А жили бы на суше, были бы покрыты шерстью, и в ней водились были блохи.
Это был урок изобразительного искусства. Кстати, почему он ставится в расписание под именем ИЗО? Это же не аббревиатура, а просто усеченное слово.
Ну, да ладно. Учитель накануне с больничной койки постарался и прикрепил урок в МЭШ. Я честно его посмотрела и поняла, что кроме цветового круга не поняла ничего. Что-то про взаимосвязь цветов и настроения, но в таких терминах, какие мне никогда не встречались.
Чесслово, геометрия проще!
Зато у меня было время продумать пути отступления. Я скачала красивую картинку лошади без фона, даже не стала открывать тот урок, а сразу взяла быка за рога, то есть коня за уши.
Задала детям вопрос:
- Как вы думаете, почему художники возрождения изучали анатомию не только человека, но и лошади?
Это я вспомнила, что на подоконнике художественной школы, которая располагалась на первом этаже моего дома, рядом с бюстом римского воина стоял гипсовый конь.
Дети красиво изложили про конные портреты и встречаемость лошадей на жанровых картинах вследствие их важности в жизни человека.
Отлично, значит, нужно уметь рисовать лошадь. А что самое трудное при изображении животного? Правильно, не запутаться в суставах. Ну-ка, кто скажет, где у лошади коленка?
Десять минут изучаем суставы, заодно и некоторые другие стати лошади. Следим за линиями носа, шеи, спины. Выявляем, что длина головы примерно равна длине пясти. Все, можно рисовать.
Задание придумала такое: изобразите лошадь таким образом, чтобы окружающая обстановка отображала ее настроение. Например, лошадь на лугу — радость от свободного движения, лошадь в конюшне — спокойствие от того, что ты дома, лошадь в поле — усталость от работы.
В общем, учителю рисования было чем полюбоваться и из чего выставку устроить)
Другие статьи автора:
А вы делаете цифровые уроки? Сейчас это легче стало или тяжелее? Делитесь в комментариях.