Найти в Дзене
КиноОбзор

Как стать принцессой и выжить: Обзор фильма "Гадкая сестра"

Производство: Норвегия, Дания, Румыния, Швеция, Польша Оригинальное название: Den stygge stesøsteren Год выпуска: 2025 Рейтинг (Кинопоиск): 6.7 Жанры: Драма, фэнтези, боди-хоррор Слоган: «Кровавая история Золушки» Сценарий: Эмили Блихфельдт Оператор: Марсель Зискинд Композиторы: Йон Эрик Кода, Вильде Тув Режиссер: Эмили Блихфельдт Бюджет: $4 250 000 Возрастное ограничение: 18+ Продолжительность: 109 минут / 01:49 В ролях: Леа Мюрен, Теа Софье Лок Несс, Ане Даль Торп, Фло Фагерли, Исак Калмрот, Адам Лундгрен ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ! Боди-хоррор - далеко не новое направление в кинематографе, но приобрело "новую жизнь" после выхода популярной "Субстанции". Не успели мы толком выдохнуть, как Европа выкатывает на экраны совместное производство пяти стран - "Гадкую сестру". Это мрачный пересказ "Золушки", который является сатирической пародией на нашу реальность и заставляет задуматься о важной проблеме, знакомой каждой женщине. "Гадкая сестра" - это неоднозначная картина, посвященная красоте и неопра
Оглавление

Производство: Норвегия, Дания, Румыния, Швеция, Польша

Оригинальное название: Den stygge stesøsteren

Год выпуска: 2025

Рейтинг (Кинопоиск): 6.7

Жанры: Драма, фэнтези, боди-хоррор

Слоган: «Кровавая история Золушки»

Сценарий: Эмили Блихфельдт

Оператор: Марсель Зискинд

Композиторы: Йон Эрик Кода, Вильде Тув

Режиссер: Эмили Блихфельдт

Бюджет: $4 250 000

Возрастное ограничение: 18+

Продолжительность: 109 минут / 01:49

В ролях: Леа Мюрен, Теа Софье Лок Несс, Ане Даль Торп, Фло Фагерли, Исак Калмрот, Адам Лундгрен

ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ!

Кадр из фильма "Гадкая сестра"
Кадр из фильма "Гадкая сестра"

Боди-хоррор - далеко не новое направление в кинематографе, но приобрело "новую жизнь" после выхода популярной "Субстанции". Не успели мы толком выдохнуть, как Европа выкатывает на экраны совместное производство пяти стран - "Гадкую сестру". Это мрачный пересказ "Золушки", который является сатирической пародией на нашу реальность и заставляет задуматься о важной проблеме, знакомой каждой женщине.

"Гадкая сестра" - это неоднозначная картина, посвященная красоте и неоправданным жертвам, приносимым женщинами ради ее обретения.

Есть надежда выйти замуж за принца...

Фильм начинается со сцены, в которой главная героиня, Эльвира, находится в объятиях принца Юлиана, раненная его стрелой. Принц целует ее, и девушка тонет в собственном счастье... Но сон прерывается грубым окриком матери, и девушка нехотя открывает глаза. Они едут в карете в богатое поместье - недавно овдовевшей матери двух дочерей удалось выйти замуж за уважаемого дворянина.

Эльвира - 18-летняя наивная мечтательница, которую природа не наградила красотой. Она примитивна, даже немного страшненькая; носит брекеты, к тому же неуклюжая. В то время как младшая сестра Альма абсолютно не парится по поводу внешности, Эльвира мечтает стать красивой, чтобы выйти замуж за принца. Девушка буквально помешана на нем: всюду носит книгу с его стихами, постоянно грезит и почти уверена, что станет его женой. Однако реальность к ней слишком сурова: кроме того, что Эльвира некрасива от природы, судьба подбрасывает ей сводную сестру Агнес - прелестную блондинку, которая вряд ли может оставить мужчину равнодушным. Ко всему прочему Эльвира совсем не осознает, что находится в погоне за идеалом, а не конкретным человеком (это хорошо показывает сцена в лесу, где после унижения девушка продолжает восхищаться принцем).

Сначала Эльвира хотела дружить с Агнес, но потом ее отношение к сводной сестре изменилось...
Сначала Эльвира хотела дружить с Агнес, но потом ее отношение к сводной сестре изменилось...

Не прошло и месяца после свадьбы, как хозяин дома отдал душу Богу, и буквально сразу же семья обеднела: выяснилось, что дворянин был беден, а имущество вдовы отняли за долги. Единственный шанс не оказаться на улице - это удачно выдать замуж Эльвиру. Под словом "удачно" подразумевается кандидатура принца (ну а кого же еще-то?). Эльвира и Агнес получают приглашения на бал, который состоится через 4 месяца. Мать девушки твердо вознамерилась пристроить ее в хорошие руки, но осознавала, что принц никогда не посмотрит на дурнушку. И вот тут у нее в голове созрел план...

Красота требует жертв

Мы все знаем, каким пыткам подвергали себя женщины в старину, чтобы стать красивыми: ломали кости, вкалывали ядовитые вещества и многое-многое другое. Мать Эльвиры, Ребекка, решила во что бы то ни стало сделать свою дочь красавицей и отвела ее к пластическому хирургу, использующему чудовищные, бесчеловечные методы. Эльвире сломали нос, пришили ресницы, - все это, разумеется, без какой-либо анестезии. Девушка героически выдерживала пытки (по-другому это не назвать), чтобы воплотить мечту. Вишенкой на торте стало предложение одной из преподавательниц Института благородных девиц, в котором она обучалась: проглотить яйцо ленточного червя, чтобы похудеть. Что Эльвира, разумеется, и сделала.

Изменение формы носа было только началом...
Изменение формы носа было только началом...

По мере того, как девушка шла на жертвы ради красоты, ее зависть к Агнес росла. Той прелестная внешность досталась по умолчанию; ей не приходилось проходить через муки, чтобы завоевать мужское внимание. Однажды Эльвира застукала ту с конюхом в пикантной позе, о чем тут же доложила матери. Та избила Агнес и заставила прислуживать в собственном доме. Но даже став замарашкой, та не утратила своей красоты.

Мать подвергала Эльвиру жестоким истязаниям - все для того, чтобы сделать ее красивой...
Мать подвергала Эльвиру жестоким истязаниям - все для того, чтобы сделать ее красивой...

А Эльвира тем временем продолжала истязать себя. У нее начали выпадать волосы, из-за чего пришлось носить парик; чувство голода не оставляло ни на минуту. Вечер бала приближался, а ей становилось хуже. Однако добиться желаемого все же удалось: она стала красивой, попала на бал и даже завоевала внимание принца. Казалось, жертвы были принесены не зря, но...

...тут появилась Агнес.

Некрасивая? Подвинься

Дальше мы знаем: принц очарован прекрасной незнакомкой, которая убегает с бала, потеряв туфельку. Он объявляет, что женится на той, кому туфелька окажется впору. И тут Эльвира решает любыми путями использовать свой шанс. Она отнимает вторую туфлю у Агнес, но... та оказывается не по размеру. Однако Эльвира не собирается останавливаться и отрубает себе пальцы... Но помогло ли это? Нет - снова Агнес ухватила самое лучшее.

Попасть на бал - еще не самое главное...
Попасть на бал - еще не самое главное...

Финал этой истории печален: принц нашел свою принцессу, а влюбленная в него девушка, прошедшая через ад, осталась ни с чем, изуродованная навеки.

Какой вывод можно сделать из этой ситуации, применив ее к реальному миру и реальной жизни?

К сожалению, миллионы женщин готовы пойти на все ради красоты. Ради того, чтобы понравиться мужчинам: как богатым, так и бедным. Косметика, филлеры, изнуряющие диеты, пластические операции, неудобная одежда и обувь... этот список можно продолжать бесконечно. Женщины, в особенности юные, готовы сделать что угодно, чтобы соответствовать стандартам красоты. А как не соответствовать, если отовсюду льются осуждения? "Жирная", "скелет", "уродина", "доживать тебе с кошками" - подобное постоянно льется на женщин, отличающихся от канона идеальной внешности. Приоритет получают худые, накрашенные и наряженные особы, лучшие партии обычно достаются им. А остальным приходится подбирать то, что осталось.

Постепенное уничтожение себя, а ради чего?..
Постепенное уничтожение себя, а ради чего?..

На примере Эльвиры показана стандартная девушка, не подходящая под определение "красавица". Таких девушек много в нашем современном обществе: закомплексованных мечтательниц, накачивающих губы, наклеивающих ресницы и ногти, постоянно худеющих, - лишь бы их оценили, лишь бы на них обратили внимание. Мужчины открыто презирают или просто не замечают "некрасивых", им постоянно приходится слышать осуждение и снисхождение. Многие, как Эльвира, завидуют тем, кто родился с красивой внешностью. И ведь их можно понять, - не каждой понравится наблюдать, как кому-то счастье достается на блюдце, а не путем жертв и пыток над собой.

Мораль сей басни

Режиссер этой мрачной картины хорошо показала реальность множества женщин, их попытки выжить в жестоком патриархальном мире и обрести обыкновенное счастье. Нетрудно заметить, что принц - недалекий похотливый юноша, которого заботит только внешняя красота. Он никогда не станет верным супругом и не заметит личности под миловидной оболочкой. Юлиан нашел себе куколку, но долго ли она останется такой? Нет. Когда-то состоится новый бал, на который придет новая куколка: моложе, красивее, стройнее. И пока жена будет нянчить отпрысков, он будет развлекаться с новой "любовью", а потом с еще одной и еще...

Когда-то красота Агнес померкнет, и красивая сказка разобьется о суровую реальность...
Когда-то красота Агнес померкнет, и красивая сказка разобьется о суровую реальность...

Мало ли таких "Юлианов" в нашем с вами мире? Да полно! Миллионы. Озабоченные смазливые парни с отцовскими деньгами в карманах ищут своих куколок, а наивные девушки идут на все, чтобы понравиться им, не понимая, что симпатия и любовь - совсем разные вещи.

Это - не выход. Нет ничего ужаснее, чем потерять себя и спрятать под фальшивой маской
Это - не выход. Нет ничего ужаснее, чем потерять себя и спрятать под фальшивой маской

Вы можете сразу вспомнить хотя бы одну женщину в вашем окружении, которая не использует косметику и/или парфюмерию? Можете вспомнить хотя бы одну женщину, которая не посещает ногтевого мастера? Конечно, где-то они есть, но их настолько мало, что не каждый может повстречать таковых в своей жизни.

Феминистки активно продвигают бодипозитив и бодинейтральность, но пока результаты мизерные. Некоторые женщины научились принимать свои тела такими, какие они есть, и отказались от бьюти-процедур, но значит ли это, что им стало легче жить? Скорее, напротив: этим женщинам каждый день приходится отбиваться от критики и доказывать, что быть собой - нормально.

Единственный адекватный человек в этом фильме - Альма, сестра Эльвиры
Единственный адекватный человек в этом фильме - Альма, сестра Эльвиры

На самом деле, очень печальная ситуация сложилась в мире, и не сейчас, а уже много веков назад: кто-то по непонятным соображениям решил, что женщина должна себя украшать, и все поверили. Женское тело не воспринимается с жировыми складками, крошечной (или обвисшей) грудью, пигментными пятнами, волосами везде кроме головы. Оно "должно быть" гладким, подтянутым, без броской пигментации и обязательно искусственно украшенным. Но действительно ли должно?

Нет. Именно это говорит нам режиссер "Гадкой сестры". Она несет в мир посыл, что ни один мужчина не стоит таких жертв, а любовь не строится на внешних данных. Режиссер призывает женщин отказаться от стереотипов и перестать бояться быть собой. Сейчас в фильмах и сериалах часто звучит подобный посыл, но здесь это не тонкий намек, а крик в рупор.

Возможно, настало время остановиться и задуматься, что мы идем не туда?