История безмерной любви советского партийного долгожителя Анастаса Микояна и его верной супруги Ашхен... Трогательный армянский роман на фоне непрекращающихся бурь первой половины XX-го столетия... Продлившийся без малого сорок лет.
Они слыли одной из самых крепких "кремлевских пар", хотя никогда не афишировали на публике собственной большой любви. Ашхен даже не носила фамилии мужа - у армян по традиции женщины часто остаются при девичьей фамилии даже после свадьбы.
- Прекрасная Ашхен появилась на свет в Тифлисе (ныне Тбилиси) - ныне столице Грузии, где армяне составляли в конце XIX-го столетия абсолютное большинство населения. Наречена была в честь армянской царицы Ашхен, супруги царя Трдата III Великого, при котором армяне первыми в мире приняли христианство как единственную свою официальную религию.
Дочь мелкого чиновника, с юности слыла она не только красой, но и умом, сильным характером. Именно такой заприметил в доме своих родственников красавицу молодой революционер, сын плотника из древнего армянского села Санаин Анастас. Тот самый, что позже пройдет великий путь от Ильича до Ильича, без инфаркта и паралича (С). Сама Ашхен приходилась ему дальней родственницей: троюродной сестрой.
- Тогда я представить не мог себе, что эта девушка однажды станет моей женой, - вспоминал в семейном кругу спустя годы сам Анастас. - Тем более, что наш древний армянский обычай браки с троюродными сестрами не приветствует.
Поначалу друг к другу Анастас и Ашхен относились будто просто добрые друзья. Молодой большевик даже помогал девушке-гимназистке готовиться к экзаменам, каждый день занимаясь с нею уроками по 2-3 часа кряду.
- Все больше и больше влюблялся я в прелестную свою ученицу, но тщательно чувства свои скрывал, - признавался Анастас. - И наконец, признался ей в любви. В революционном 1917-м году же...И как был удивлен, когда узнал: Ашхен меня не менее любит. И удивляется, чего я так к ней холоден был.
А дальше была большая революция, большая война... Лишь в 1921-м году разлученные влюбленные смогли воссоединиться. Вместе Анастас и Ашхен создали крепкую армянскую семью, подарив миру аж пятерых сыновей: Владимира, Степана, Алексея, Вано и Серго. Хотя мечтали и о дочке - но врачи шестого ребенка по состоянию здоровья супругам не велели.
Ашхен, как настоящая армянка, ради любимого мужа и семьи оставила свою карьеру учительницы. Несмотря на высокий пост мужа и все ужасы 1930-х годов в семье Микоянов царили полная гармония да спокойствие. Стараниями рук мудрой Ашхен, несмотря на ее сильные головные боли, ухудшившийся резко слух.
- Это ничего, что много чего я не слышу, - шутила по-армянски Ашхен. - Как раз ныне много слышать-то и не надо...
Семью Микоянов счастливо миновал чудовищный маховик сталинских репрессий 1930-х годов. Ибо Анастас Иванович как настоящий армянин отличался дипломатичностью, гибкостью, тактом. Не привлекала лишнего внимания и его супруга - скромная армянская женщина, одевавшаяся в простые неприметные платья. Хотя, например, сопровождала супруга в его командировке 1936-го по Америке, откуда Микоян привез множество технических достижений, позволивших быстро накормить советский народ.
Самый крупный конфликт их, как вспоминал Анастас, за все годы случился... из-за случайно подгоревшей на плите каши. Уставший и голодный после долгого рабочего дня Микоян очень разозлился да заругался на супругу. Ашхен извинялась да оправдывалась:
- Прости муженек, что так случилось. Я тебя ожидая домой, так часто ее грела, что один раз не уследила.
Растроганный Анастас Иванович по-армянски нежно обнял горячо любимую супругу и попросил у нее прощения...
- В Великую Отечественную сыновья Микоян сражались летчиками на фронте. Страшным ударом стала гибель осенью 1942-го, во время первого же боевого вылета, сына Владимира... Спустя еще многие годы после войны родители втайне надеялись: а вдруг ошибка, еще найдется да домой вернется...
Ашхен медленно угасла, сидя у окна, лишь когда стало окончательно известно: без вести пропавшего Володи больше нет. Ушла осенью 1962-го года, когда ее супруг вел на Кубе важные переговоры с самим Фиделем Кастро. Останавливал ядерную третью мировую войну и гасил Карибский кризис. На погребение жены Анастас Иванович приехать так и не смог... Увидел похороны лишь заснятыми по его просьбе на кинопленку.
- Сам Анастас Иванович ушел на заслуженный отдых лишь в 1974-м. И, покинув этот мире в1978-м, пережил любимую Ашхен ровно на 16 лет. Покоятся, излишне говорить, армянские супруги рядом друг с другом... Тут же на Новодевичьем кладбище Москвы лежат и их сыновья, другие близкие родственники.