Признаюсь честно, что Шаман (SHAMAN) перестал меня воодушевлять после того, как я сходила на его концерт. Может быть, кому-то сегодняшняя статья не понравится, но я просто выражаю свое мнение. И вы тоже можете его выразить в комментариях.
Итак, началось все с того, что позвонила подруга и с энтузиазмом предложила: "Пошли на SHAMANа! Он приедет в наш Светлогорск, Калининградской области в рамках тура "Победа". Ну я подумала, а почему бы и нет. В конце концов, сколько можно сидеть дома, жалуясь на упадок культуры? Тем более в нашем городе давно такого размаха не было.
Надо ж иногда выходить в люди, поддерживать отечественного артиста. Тем более SHAMAN сейчас повсюду: радио, ТВ, соцсети, патриотические ролики — даже бабушка вяжет под «Я русский».
Я ожидала что-то среднее между воодушевляющим концертом и слегка пафосным перформансом с прожекторами, флагами и мощным вокалом. Ну, знаешь, когда артист выходит, и ты сразу чувствуешь: вот он, масштаб. Вот он, патриотизм с ноткой рока. Вот слушая песню "Встанем", я всегда ощущаю мурашки - а будет ли так на концерте, или же в разы сильнее, ведь исполнитель - вот он. рядом, живой звук и все такое.
Я купила билет за 8000 рублей, поверила рекламе, что это будет "незабываемый вечер". Ну, вечер действительно вышел незабываемый. Только не совсем в том смысле. Итак, как я сходила на концерт SHAMANа и увидела гораздо больше, чем собиралась?
Мы пришли заранее. Зал полный, публика самая разная: от мам с детьми до бодрых мужчин в возрасте, у которых на лице было написано "я здесь по долгу службы, а жена фанатка". Атмосфера, казалось бы, нормальная. Все что-то жевали, кто-то купил светящиеся палочки, звучала музыка в фоне. Ну, типичный разогрев. Свет гаснет. Аплодисменты. И тут… он выходит. И всё. Дальше я минут десять не могла сосредоточиться ни на чём, кроме одного: во что он одет вообще?
Представьте себе штаны. Нет, не так. Представьте ШТАНЫ. Чёрные. Кожаные. Настолько обтягивающие, что возникает ощущение, будто они не надеты, а нарисованы. И нарисованы, как нарисовали бы штаны в мультике для взрослых, где цензура спит. Я сидела в 7 ряду и ловила себя на мысли, что впервые в жизни сожалею о том, что взяла место так близко к сцене. Потому что зрелище было… интимное, скажем так. Даже слишком.
Сначала я пыталась просто смотреть на лицо, ну, в глаза SHAMANу, не штанам, разумеется. Но они, эти кожаные предатели, будто нарочно лезли в поле зрения. Причём при каждом его движении они издавали скрип. Знаете, такой мерзкий, предательский скрип, как будто на сцене крался кожаный табурет, решивший сыграть сольную партию. И это было слышно даже сквозь музыку, шум и его голос. Если бы мне кто раньше рассказал, я б не поверила.
Все мы знаем, что SHAMAN - артист с амбициями. Это сразу видно. Помните ту статью, где я писала про то, как Шамана "отшила" Пугачева? Он тогда ей сказал, что еще покажет себя:
Он не просто поёт, как говорится в рекламе, он живёт на сцене. Или, по крайней мере, делает вид, что живёт. Но между "проживает роль" и "кривляется, как в школьной постановке", есть тонкая грань. И наш самый популярный артист в данное время, увы, её не заметил.
То он театрально изгибается, будто пытается показать: «Смотрите, какой я страдающий рокер». То засовывает микрофон себе в штаны, чтобы хлопать в ладоши. (Что мешало положить его на стойку, так и осталось загадкой.) То вдруг приседает и поднимается с видом, будто только что вынес чашу с огнём олимпийским. Каждый жест был гипертрофирован, как у мима, которому пообещали премию за лишний пафос.
В какой-то момент он прыгнул в толпу, ну, эффектно же. Люди, конечно, завизжали, но я видела, как женщины в первых рядах уклонялись от него с лицом человека, которому подкинули в суп половник кожаных штанов.
А теперь, внимание, вопрос: а была ли музыка? Технически да. Были песни. Были живые музыканты, барабаны, световые эффекты. Были даже знакомые треки вроде "Встанем" и "Я русский". Но я их почти не слышала, потому что мой мозг был занят важнейшим вопросом: зачем в такую жару надевать кожаные штаны?
Новые песни, которые он исполнял, сливались в общий фон. Нет ни одного зацепившего куплета, ни одного припева, который хотелось бы переслушать. Эмоций на самом деле ноль, кроме мысли о штанах. Всё было слишком вылизано, постановочно, будто концерт снимали для телека, а нам просто забыли сказать: «Извините, вы массовка».
Когда SHAMAN вышел с флагом под залпы света, все, по идее, должны были растрогаться. Апофеоз, катарсис, духовное единение с народом. Но в тот момент я только молилась, чтобы молния на штанах выдержала это патриотическое напряжение. Финал был пафосным, но настолько переигранным, что превратился в самоиронию, причём непреднамеренную. А публика? Кто-то ликовал, кто-то снимал, а кто-то просто смотрел с выражением: "Что мы делаем здесь, брат?"
Такое ощущение, что на концерте этом голос SHAMANа ушел и остались только его штаны. Через полтора часа я сдалась. Я больше не могла ни слушать, ни смотреть, ни даже просто сидеть. Подруга осталась, сказала: «Ну хоть дослушаю, за что я 7 тыщ отдала». А я пошла домой. Не потому, что артист плохой, так он старается, это видно. Но иногда такое старание превращается в показуху, фарс. Концерт, где визуальный абсурд побеждает музыку, это не шоу, это недоразумение. Я шла восвояси и всё пыталась понять: а ведь у него хороший голос, есть харизма, зачем было превращать всё в цирк кожаного абсурда?
SHAMAN может петь и действительно умет. Но если он хочет, чтобы его слушали все без исключения, а не гипнотизировали его штаны, надо быть проще. Не надо этих театральных выкрутасов и костюмов, от которых хочется обморочно смеяться или плакать. конечно, мою статью он никогда не прочитает... это так, всплеск мыслей.
Я не ханжа, и я люблю шоу. Но между стилем и визуальным вызовом морали целая пропасть. И он, Ярослав Дронов, шагнул в эту пропасть уверенно и в прыжке, причём в очень узких штанах.
В общем, я решила для себя, что больше такому себя подвергать не стану. А если кто-то еще не был на концертах Шамана, и решит пойти, то берите бинокль и крепкие нервы. А лучше просто включите музыку дома и послушайте песни этого исполнителя без визуального сопровождения.