Найти в Дзене

Россия – Узбекистан: пора не просто торговать, а связывать экономики! (версия 2)

Итоги участия в международном круглом столе в Ташкенте 15 июля в Ташкенте состоялся научный круглый стол «Трансграничная торговля в Центральной Евразии: искусство (наука) взаимовыгодного развития», организованный МЦРИ и партнёрами. Среди участников — экономисты, представители институтов развития и исследовательских центров Центральной Азии и России. В своём докладе я представил взгляд на трансграничную торговлю сквозь призму авторской концепции международной власти. Этот подход позволяет говорить не только об «искусстве» взаимовыгодного развития, но и о «науке» организации более гармоничных межгосударственных отношений. 🔹 Сила торговли — лишь одна из форм экономической власти, влияющей на международные отношения. Однако само по себе торговое влияние не обеспечивает устойчивости. Более того, его чрезмерное усиление без опоры на инвестиции, инфраструктуру и трудовые связи может только обострить асимметрии и противоречия. Вспомним крупнейшую торговую пару в мире — США и КНР: рекордный о


Итоги участия в международном круглом столе в Ташкенте

15 июля в Ташкенте состоялся научный круглый стол «Трансграничная торговля в Центральной Евразии: искусство (наука) взаимовыгодного развития», организованный МЦРИ и партнёрами. Среди участников — экономисты, представители институтов развития и исследовательских центров Центральной Азии и России.

В своём докладе я представил взгляд на трансграничную торговлю сквозь призму авторской концепции международной власти. Этот подход позволяет говорить не только об «искусстве» взаимовыгодного развития, но и о «науке» организации более гармоничных межгосударственных отношений.

🔹 Сила торговли — лишь одна из форм экономической власти, влияющей на международные отношения. Однако само по себе торговое влияние не обеспечивает устойчивости. Более того, его чрезмерное усиление без опоры на инвестиции, инфраструктуру и трудовые связи может только обострить асимметрии и противоречия. Вспомним крупнейшую торговую пару в мире — США и КНР: рекордный объём торговли не делает их отношения предсказуемыми.

Так что всем, кто убеждён, что чем больше торговли — тем прочнее связи между государствами, я бы задал прямой вопрос:
вы всерьёз верите в дружбу между торгашами? (ничего личного — только бизнес).

Россия в целом занимает влиятельные позиции в экспорте и импорте Узбекистана за период с 2013 по 2023 гг.

🔹 Топ-5 экспортных партнёров Узбекистана (доля от общего экспорта):

  1. Китай — 24,39 млрд долл. / 17,24%
  2. Швейцария — 24,36 млрд долл. / 17,22%
  3. Россия — 21,08 млрд долл. / 14,89%
  4. Центральная Азия (совокупно) — 18,83 млрд долл. / 13,31%
  5. Турция — 14,26 млрд долл. / 10,08%

🔹 Топ-5 стран по импорту в Узбекистан (доля от общего импорта):

  1. Китай — 48,26 млрд долл. / 22,99%
  2. Россия — 42,75 млрд долл. / 20,37%
  3. Центральная Азия (совокупно) — 24,26 млрд долл. / 11,56%
  4. Южная Корея — 19,37 млрд долл. / 9,23%
  5. Турция — 11,79 млрд долл. / 5,62%

📊 Торговый баланс между Россией и Узбекистаном становится более сбалансированным, о чём свидетельствует рост доли России в экспорте Узбекистана с 10,33% в 2013 году до 12,72% в 2023 году. Это означает, что Узбекистан активнее выходит на российский рынок, сокращая структурный перекос в сторону одностороннего импорта.

🔻 Однако резкое снижение доли России в импорте — с 28,84% до 18,35% — говорит о нарастающей конкуренции со стороны Китая, Турции, Кореи. Это вызов для позиции России как ключевого поставщика.

Правда здесь нужно уточнить: часть статистики искажена фактором ЕАЭС. Значительный объём товаров, идущих в/из России, проходит через Казахстан и Кыргызстан, и в отчётности Узбекистана учитывается как экспорт/импорт из этих стран. Таким образом, фактическое влияние власти торговли в российско-узбекистанских отношениях выше, чем это отражено в официальных данных, но оно носит опосредованный характер, что статистически снижает «торговую власть» в отношениях между Москвой и Ташкентом.

📌 Очевидно, что когда — и если — Узбекистан станет полноправным членом ЕАЭС, статистическая картина может значительно измениться: объёмы торговли с Россией будут отражаться более прозрачно, и формальные цифры заметно вырастут.

Тем не менее, вопросы статистического учёта — это всё про количественные, а не качественные изменения. Уже сегодня фактическая сила торговли РФ в отношениях с Узбекистаном влиятельна и достаточна для перехода к следующему этапу — формированию устойчивой модели интеграционного взаимодействия.

Именно на этом этапе критически важно перейти от простой цели увеличения товарооборота к просчитанной конфигурации синергии экономических сил международной власти: торговли, капитала, инфраструктуры и труда. Только такой многокомпонентный подход способен обеспечить не статистическую, а стратегическую глубину российско-узбекского партнёрства.

🔹 Формула эффективности — это синергия торговли, капитала, инфраструктуры и труда.

Торговля без инвестиций — сиюминутна.

Без инфраструктуры — уязвима.

Без миграционных связей — безлична.

Только интеграция этих компонентов создаёт
необратимую институциональную связанность. Это и должно быть стратегической целью для наших государств.

Необходим системный подход в реализации социальных практик и институциональных действий в экономических отношениях Москвы и Ташкента. И здесь показателен конкретный пример — «Агроэкспрессы».

📦 Что такое "Агроэкспрессы" между Россией и Узбекистаном?

Это форма социальной практики, сочетающая
силу торговли и силу логистики, которая претендует на то, чтобы стать элементом институциональной торговой власти. Такие транспортные каналы создают структурную связанность товаропотока с российской инфраструктурой, формируя устойчивую зависимость от конкретной логистической архитектуры.

Однако на данный момент эта практика остаётся на пилотном уровне. Как отмечают сами участники — торговцы и логисты, — чтобы она стала полноценным и эффективным механизмом, необходимы скорость и объём.

Речь идёт о быстрой комплектации рефрижераторных железнодорожных составов из 100+ вагонов (около 5000 тонн продукции) на стороне производителей и их оперативной доставке на склады российских покупателей.

Здесь возникает структурная проблема: узбекские производители — преимущественно мелко- и среднетоварные — не всегда способны обеспечить нужный объём и стандартизированное качество продукции в сжатые сроки.

Со стороны России ситуация также неоднородна: если, например, Московская область располагает необходимой складской инфраструктурой для приёма таких составов, то во многих регионах России таких возможностей просто нет.

📌 Чтобы «Агроэкспрессы» стали не исключением, а нормой, необходимо подключение силы капитала — инвестиций в современную оптово-распределительную инфраструктуру как в России, так и в Узбекистане. И, безусловно, потребуется сила труда — сотни рабочих рук для сборки, сортировки, обработки и транспортировки товаров.

Только так эта социальная практика может перерасти в устойчивый институциональный механизм в рамках торговой власти.

🟦 В целом, это был очень плодотворный круглый стол.

Благодарю организаторов мероприятия и лично Александра Сергеевича Приходько за приглашение выступить с докладом и возможность представить результаты наших исследований широкой профессиональной аудитории.

Подписывайтесь на ТГ-канал: Кабинетная аналитика