Продолжение рассказа "Безвестный"
«Счастье птица вольная, куда захотела, туда прилетела да жить осталась», - говорят в народе. Поистине так.
Пелагее счастья того отсыпано было полной мерой: муж любящий да детишек трое малолетних. Правда, у ровесников уж внуки пошли, а у них мал мала меньше, но от того радости в доме не убавилось. Жили, работы не боялись, детей растили. Но решила судьба - хватит, пожили без хлопот и забот, теперь пора и горестей отсыпать полной мерой и не только семейству этому, а всему народу русскому.
***
На войну провожали сразу десять деревенских мужиков. Играла музыка, бравировали будущие воины - врага грозились разбить за месяц-два и домой вернуться. Знала Фёкла, что не управятся так скоро - долгая битва будет. Крепилась, обнимая мужа своего, Николая и дядьёв, Фёдора да Антипа:
- Храни вас Божья матерь в чужой стороне.
И крестила, крестила любимых, украдкой утирая слёзы.
Пелагея же онемела будто. Застыло лицо её, только губы в ниточку сжала да глазами васильковыми на мужа с такой болью смотрела, что выть в голос хотелось. Лёнька папке обещал матери и сестрицам помогать - за старшего оставался. Сестрёнки малые, Ташка и Танюшка, жались к отцу, не понимая, куда и зачем он едет.
- Фашиста бить папка идёт. Скоро вернётся домой, как управится, - объяснял им Лёнька.
***
Не быстро вернулись да и не все. Сгинул Муж Фёклы, Николай, успев написать жене и детям всего одно письмо. Через год ещё одну похоронку получили - погиб дядька Фёдор. А от Антипа летели и летели треугольнички с фронта. В ответ под диктовку Пелагеи Лёнька писал отцу. Обводил ладошки свою и сестрёнок, желал скорой победы. Дни летели за днями.
Последняя военная осень выдалась в Сибири дождливой, неурожайной. На смену ей пришла суровая зима. Она-то и стала самой голодной за всю войну. Картошку берегли на семена, муку, выданную в колхозе на трудодни, все разбавляли жмыхом, подмешивая в тесто и очистки картофельные. Коровёнке сена в зиму не хватило - пала, так что не стоило весной надеяться на молоко. Жили - весну ждали.
***
Март вроде бы месяц весенний, но в тех краях он больше зимний. Могут и ветра подуть, и мороз завернёт, что и зимой не всегда такой бывает. Солнышко днём выглянет - в ночь опять стужа. Здесь март морозом с январём зачастую меряется.
Всю войну деревенские ребятишки учились - в школе занятия отменялись лишь в самые трескучие январские холода. До школы, в соседнюю Орловку, пешком бежали. Благо, недалеко всего-то километра четыре. По сибирским меркам - вообще рядом. Соберутся гуртом - и в путь. Мальчишки постарше малышам помогают сумки тащить, за руки волокут малых, чтобы не отставали. Таким же макаром и из школы, зачастую, когда темнело уже, возвращались. Занятия редко тогда пропускали даже двоечники - кормили детей там дважды в день. Колхоз питание организовывал, чтобы поддержать голодных ребятишек. Нехитрый суп пустой да краюха хлеба - всё голодному брюху подспорье.
В тот мартовкий вечер возвращались ребята домой. Метель мела знатная уже, но тропинку видно было хорошо. Только идти приходилось гуськом, след в след, друг за другом. Лёнька обычно сестрёнок малых за руки вёл, а тут они за ним брели - не последние, следом ещё детишки тянулись. Брат оглядывался, смотрел, чтобы сёстры не отстали, не завалились где в сугроб, ворчал на них беззлобно:
- Шевелитесь, ногами-то перебирайте. За вами люди идут, не задерживайте их.
Так и брели тихонько, возвращаясь в свою деревню.
И тут неожиданно:
- Ууу- уууу.
Где-то близко совсем вой. Жутко стало всем. Волки всегда в этих краях водились, но близко к людям не подходили до этого никогда. А ребятишек много было. Опасались нападать, когда людно. Кроме того, некоторые дети были рослыми, что мужики порядочные - поди отпор дадут. А тут совсем уж близко подошли. То ли оголодали за зиму, то ли в круговерть снежную не заметили, что народу много идёт.
Может, так и дошли бы ученики тихонько до дома, побоялись серые напасть. Уж и до деревни-то рукой подать было, но вдруг тот, кто шёл впереди, побежал, испугавшись близкого воя. Следом - остальные. Смешалась цепочка, друг за другом идущих маленьких людей. Бежали, что было сил все. Вот и деревня. Словно опомнившись, остановились.
Лёнька огляделся: Ташка рядом. А Танюшку не увидел. Стоял и крутил головой во все стороны - нет сестрёнки.
Деревенские пробовали в тот же вечер отыскать её. Ну, куда там. Ветер ещё сильнее поднялся. Побродили по округе да и вернулись назад, когда стемнело.
Лёнька дома в истерике бился - он старший, а не досмотрел сестру. Пелагея молчала. Три дня в округе потом искали ребёнка. Ну, что могли сделать бабы, несколько стариков и два изувеченных войной мужика?
Надо было жить дальше.
***
И жили. Работали. Ждали окончания той войны. От Антипа шли письма регулярно. Был он жив и здоров, даже не ранен ни разу за войну. На фронт ему и ушла весточка о страшной гибели дочки. Горевал отец, конечно, но писал, чтоб Лёнька себя не винил. Намного ль он старше той сестры был - сам дитё ещё.
В июле 45 Антип вернулся домой. Один из немногих, живой и здоровый. Только постарел, кудри поредели да серебром голову подёрнуло. Грудь в медалях и орденах, а в глазах горечь и тоска. Радовались встрече Пелагея и дети. Немногим в ту пору такое счастье выпало - любимого человека дождаться.
***
Шли годы. Детки росли - старели родители. Наташа на швею выучилась, в город уехала, там и семью создала. Привозила на лето только внуков к бабушке с дедом. А Лёнька так и остался в деревне, женился, работал трактористом, доглядывал родителей. Родилось у него три дочери. Старшую Татьяной назвал в честь погибшей сестры. Дождались деды и внуков, недолго потетешкать успели и правнуков.
Антип ушёл первым. Ясным майским деньком вышел на лавочку на солнышке погреться -там его там и нашла Пелагея. Она торопилась следом, будто не хотела жить без любимого. В сентябре того же года не стало и её. Умерла тихо, во сне.
О судьбе своих родителей рассказывал нам Леонид Антипович, когда в гости приезжал. Баба Фёкла слушала, утирая слёзы, а потом сказала:
- Счастия твоим, Лёнечка, отсыпано было сполна. Хоть и дочушку потеряли, но кто жа знает, зачем долюшка ей така страшная была дана? Антип вернулся из такой круговерти цел. Детки опеть же и у тебя, и у Ташеньки есть. А оне успели и внуков понянчить. И даже правнуков увидели. Не кажному такое дадено. Счастье это... Только не сразу углядишь, что его полной мерой насыпано.
Кто ещё не читал о приключениях Соньки и Саньки, подписывайтесь на канал и знакомьтесь со сборником "Неслухи"
Продолжение рассказов о Соньке и Саньке в подборке "Другое детство" и новая подборка "От судьбы не уйдёшь"
Добро пожаловать на канал. Читайте, подписывайтесь, делитесь впечатлениями, ставьте лайки и дизлайки. Это помогает развитию канала. Мне интересно, что вы думаете о содержании рассказов.
Для связи и сотрудничества: svekrupskaya@yandex.ru
Грубость, ненормативная лексика на канале запрещены.
Очень радуюсь, когда вы оцениваете мой труд. Всем спасибо, кто благодарит меня материально.
Внизу рука с сердечком, нажмите на неё, а дальше всё понятно.