Очень странный случай попался мне в воспоминаниях художника Ивана Айвазовского (1817 - 1900 гг.).
В 1873 году у него проходила благотворительная выставка-продажа картин в Ницце. Средства предназначались для местного детского приюта, и картины Айвазовский выставил недорогие. Сравнительно недорогие. Чтобы продать в итоге побольше.
Самая высокая цена была - 10 000 франков.
Это, кстати, не со всеми покупателями дало запланированный эффект. Некоторые подозрительно отнеслись к такому предложению и даже заявляли, что дешевые картины в принципе не покупают.
Среди посетителей и покупателей было много разных людей, но вот запомнилась художнику из всего этого многообразия одна аристократическая дама.
Он называет ее графиней, но я потом, когда искала о ней дополнительную информацию, нашла записки ее врача, который обозначал ее как маркизу.
Думаю, это не суть важно.
Она принадлежала к старинному и очень знатному роду Дампьер, который хорошо известен как минимум с 12 века и уже тогда он был весьма знатным и богатым.
Эта мадам Дампьер, которая произвела на художника неизгладимое впечатление, увлекалась живописью. Она сама отлично рисовала и при случае покупала картины. В 1873 году дама была уже "старушкой". Она помнила выставку картин Айвазовского, которая проводилась в Париже в 1857 году. Его работы произвели тогда на графиню (пусть будет графиней) неизгладимое впечатление, но художника она запомнила как польского, и не как "Айвазовского", а как "Иваковского".
Здесь надо заметить, что Айвазовский на Парижском салоне 1857 года представил серию из 4 картин под общим названием "Богатства России". Из этих картин 3 в настоящее время утеряны, а четвертая - сохранилась. Это не морской пейзаж, а зимний. Если вдруг кто-то не знает, Айвазовский писал сногсшибательные зимние пейзажи:
На картине изображен обоз, который везет в Петербург из Сибири золото. Картина символизирует Богатства недр.
Остальные картины, которые исчезли, и мы не знаем, как они выглядели, изображают такие российские богатства как Земледелие (Нивы Малороссии), Скотоводство (Степи Новороссии) и Богатство природы (Сады Крыма).
За эти произведения художник получил орден Почетного легиона - настолько большим успехом они пользовались.
Вот и графиня тоже их запомнила.
Но чем же сама графиня врезалась в память художнику?
Своим поведением.
Художника о нем заранее предупредили, но все равно впечатления у него остались неприятные.
Считалось, что поведение графини было вызвано тем, что ее мать, находясь в интересном положении, чего-то сильно испугалась.
В итоге графиня - любительница живописи, женщина утонченная и образованная, каждую беседу с другим человеком начинала с лая и оскорблений.
Она ничего не могла с этим поделать.
Однажды ее представили императрице Евгении, и графиня сперва полаяла на императрицу, потом сообщила ей, что она похожа на толстую корову, а уже потом смогла взять себя в руки и рассыпалась в любезностях.
Точно так же было и с Айвазовским. Дама его облаяла, назвала его картины безобразными, после чего, как бы переключившись, стала их хвалить.
Во время беседы внезапно мимо прошла знакомая. Графиня тут же переключилась на нее - сперва назвав женщину свиньей, а потом сообщив, что "счастлива видеть такую красавицу".
В общем, это было не для слабонервных.
У графини была младшая сестра с точно таким же поведением (так что версия об испуге их матери во время беременности не выдерживает критики - не каждую же беременность женщина так сильно пугалась...)
Обе дамы были замужем, и обе были знамениты своими особенностями.
Я, к сожалению, портрета ни одной ни второй сестры не обнаружила. Как понимаю, старшая, с которой познакомился Айвазовский, была по каким-то причинам более знаменита.
Графиня, в силу своего высокого происхождения и светской жизни, которую она вела, не могла не привлечь внимания врачей. Психиатрии тогда еще не было. Материал для нее только набирался. И именно на примере графини Дампьер было впервые изучено редкое заболевание, которое в наши дни известно как Синдром Туретта.
Насколько я поняла, сам синдром не особенно редко встречается, но видов у него много, и не все обращают на себя внимание. Ну, там, моргает человек как-то странно, или гримасничает. Но вот тот вариант, который был у графини - отягощенный копролалией (то есть непроизвольным и неконтролируемым сквернословием), с одной стороны редок, а с другой стороны - не заметить его невозможно. Особенно, в исполнении образованной утонченной женщины из высшего общества. Так что именно с графини и началось изучение этого заболевания.
В 1825 году на ее примере оно было описано Жаном Марком Гаспаром Итаром (1774-1838 гг.)
Итар вообще-то был врачом, который работал с глухонемыми, но попутно изучал, как часто бывало в те времена, разное необычное. Вот он и описал впервые в истории, на примере тогда еще молодой графини, признаки еще тогда не изученного заболевания. В своей работе "О некоторых непроизвольных функциях аппаратов локомоции, захвата голоса" (1825 г.)
Как и остальные больные этим странным заболеванием, в остальном графиня была вполне психически и умственно нормальной женщиной.
Кстати, причины такого феномена и сейчас не известны. И до сих пор никак не лечатся.
Вот такая запоминающаяся встреча была у Айвазовского.
Графиня, кстати, с удовольствием купила несколько его работ.
Поддержать автора можно ЗДЕСЬ.
Спасибо, что прочитали материал до конца.
Всем здоровья, удачи и благополучия!