Он фотографировал Пикассо и Феллини, снимал Марлен Дитрих и других кинодив. Но особое место в объективе гениального фотографа Жак-Анри Лартига заняла она: модель Рене Перль. Та, которую называли одной из самых красивых женщин XX века. И та, которую Лартиг потерять не хотел, но потерял.
В мировой истории было много муз. Они покоряют сердца и мир лишь на мгновенье, чтобы потом навсегда кануть в лету.
В 1930 году, гуляя по Парижу, Жан-Анри Лартиг повстречал прекрасную незнакомку. Высокая и невероятно красивая Рене Перль смотрела на мужчину из-под широкополой шляпы. Он не знал ни её имени, ни национальности. Только понял: не местная. И стал называть "зонтиком".
Кто она? Возможно, латиноамериканка. Девушка снимает перчатки, и Жан-Анри замечает ненакрашенные ногти, уже представляя, как можно огранить этот бриллиант для будущих фотосъёмок.
"Кто знает, может, она однажды позволит накрасить ногти на своих руках?"
Девушка представилась: Рене Перль, румынская еврейка. Спустя годы Жан-Анри издаст мемуары о той истории любви, сопроводив книгу сотнями снимков. Признавался: от жизни он хотел только свободы и наслаждений. И ему нужна была спутница. Забрав Рене из Парижа, Лартиг уехал с ней на Лазурный берег.
Следующие два года их романа будут сплошным путешествием, после которого останутся тонны фотографий. Рене Перль спасла Лартига от тоски после расставания с предыдущей женой. Они прожили много лет, потеряли детей, и чувства угасли.
Теперь же к фотографу вернулся вкус к жизни.
"У меня перед глазами одна картинка: её губы, длинные ноги и волосы, которые щекочут мою щёку. А этот запах! Как бы я хотел сохранить каждую драгоценную секунду этих отношений… ту атмосферу, те цвета, те измерения и тот аромат".
Запах парфюма Рене фотограф не забудет до конца жизни. Одно омрачало их отношения: Перль была столь же красива, сколько эмоциональна. Она часто устраивала сцены. И фотограф задавался вопросом: это безумие или ревность?
Лартигу это не нравилось. Он был обычным приземлённым человеком, который не хотел играть в "эти игры, которые она навязывает".
***
Сейчас таких, как Рене, называют "королевой драмы". Но Лартиг долго мирился с таким характером, ведь всё компенсировалось красотой. Жак-Анри любовался ею и в жизни, и на фотографиях. Но всё чаще задавался загадочным вопросом:
"С кем я смогу поговорить о любви, когда она уйдёт?"
Лартиг предчувствовал, что эта прекрасная муза — не последняя женщина в его жизни. Уже в 1934 году фотограф женился на другой. А Рене Перль будто вообще исчезла из публичного пространства. Кто был инициатором расставания? Неизвестно.
Но можно предположить, что Лартиг.
А как потом жила Рене?
Дальнейшая судьба модели покрыта тайной. Есть лишь немного информации: она какое-то время работала манекенщицей в парижском доме моды, затем вышла замуж и ушла из жизни в 1977 году. Последние годы она провела на Лазурном берегу, наверняка вспоминая о любви своей молодости.
Дома у Рене Перль нашли сотни фотографий авторства Лартига, которые она полвека бережно хранила. Падчерица модели выставила снимки на аукцион. Некоторые фотографии ушли с молотка за баснословную сумму.
По-моему, Рене — просто красавица. И какое счастье, что она осталась на фотографиях. Согласны?