Стихотворение "Парус" — один из самых известных и глубоких лирических шедевров Михаила Лермонтова, символ мятежного духа, одиночества и вечного поиска.
История создания стихотворения
Стихотворение написано 2 сентября 1832 года в Санкт-Петербурге (точнее, вероятно, во время или после поездки в Кронштадт по Финскому заливу). Это подтверждается письмом автора Марии Александровне Лопухиной. В нем он пишет:
"...парус один виднеется в море белея; мне взгрустнулось, я не знаю отчего, вот еще стихи, которые я сочинил на берегу моря..." (далее цитируется стихотворение)
Лермонтову было всего 17 лет. Он недавно (в июне 1832 г.) покинул Московский университет после "совета" уйти (из-за конфликта с профессорами). Переехал в Петербург с бабушкой, чтобы поступить в Петербургский университет. Однако ему отказались зачесть два года московской учебы, предложив поступить на первый курс.
Отказавшись от университета, Лермонтов под давлением бабушки поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (в сентябре 1832 г., почти одновременно с написанием стихотворения). Это означало крушение университетских надежд и обрекало на непривлекательную для него военную карьеру.
Это был период глубокого разочарования, чувства ловушки, крушения планов, тоски по прошлому, неуверенности в будущем. Мотивы одиночества напрямую отражают этот личный кризис. "Мятежность" паруса — это и протест против навязанной судьбы.
Поразительно, что в столь юном возрасте Лермонтов создал стихотворение такой философской глубины и художественного совершенства, ставшее символом всего его творчества.
Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти Лермонтова, в 1841 году, в журнале "Отечественные записки" как часть цикла "Стихотворения, не вошедшие в последнее издание". Затем оно вошло в первое посмертное собрание сочинений (1842 г.).
Разбор стихотворения
Символизм паруса
Парус — это прямая проекция внутреннего мира лирического героя, его души. Его одиночество, оторванность от "края родного" и поиски в "стране далекой" отражают духовные искания, тоску, неприкаянность.
Парус не просто одинок, он обладает мятежным духом, активно ищет бурю, протестует против спокойствия, гармонии. Это символ неуспокоенности, жажды борьбы, вызова судьбе.
Парус в безбрежном море — мощный образ экзистенциального одиночества человека, его отчужденности.
Антитеза как основа композиции и смысла
Весь текст стихотворения построен на контрастах: одинокий парус и бескрайнее море, гармония природы и мятежный дух паруса.
Парус "просит бури, как будто в бурях есть покой" — это центральный философский парадокс стихотворения. Покой души мятежник обретает не в тишине, а в борьбе, в преодолении. Только буря дает ему ощущение жизни, смысла, внутреннего спокойствия через напряжение всех сил. Это противопоставляется обывательскому счастью.
Трехчастная структура и эволюция
1 строфа: статичная картина, вопросы о смысле странствий (Что ищет? Что кинул?).
2 строфа: Динамика, стихия (волны, ветер). Отрицание обычных мотивов (счастье).
3 строфа: Яркий контраст идиллии (лазурь, солнце) и мятежного вызова ("просит бури"). Философское обобщение (парадокс бури, которая дает покой).
Жанр и традиция
Стихотворение сохраняет жанр элегии (одиночество, тоска, вопросы бытия), но наполнена романтическим бунтом активного протеста, жажды действия и борьбы.
Лермонтов переосмысляет традиционный образ паруса в русской поэзии (например, у А. С. Пушкина в "Арионе"), где парус связан со свободой, но без такого трагического мятежа и парадоксальности.
Авторитетные мнения
- В.Г. Белинский видел в Лермонтове поэта с "мощной душой", для которого характерны "мрачная задумчивость" и "жажда деятельности".
- С.Н.Дурылин в работе "Наследие Лермонтова в советской поэзии" подчеркивал универсальность символа паруса как образа вечного искания, мятежной души. Видел в стихотворении квинтэссенцию лермонтовского мироощущения.
- И.Л.Андроников в своих знаменитых лекциях о Лермонтове постоянно обращался к "Парусу" как к стихотворению, раскрывающему трагизм, одиночество и неуспокоенность гения. Особо выделял финальный парадокс.
- Д. Е. Максимов в монографии "Поэзия Лермонтова" связывает "Парус" с центральной для Лермонтова темой избранничества и трагического противостояния миру.
- Б. М. Эйхенбаум отмечает в "Парусе" мастерское сочетание простоты формы с философской глубиной, характерное для зрелого периода (несмотря на раннее написание).
- С. М. Бонди подчеркивал композиционное совершенство стихотворения, роль антитезы и точность каждой детали в создании емкого символа.
- Ю. М. Лотман рассматривал "Парус" как текст с мощным культурным кодом, где образ моря и паруса вписаны в широкий контекст романтической традиции, но получают у Лермонтова уникально трагическое и парадоксальное звучание.
"Парус" Лермонтова — это не просто пейзажная зарисовка, а философская миниатюра огромной силы. Образ одинокого паруса, мятежно ищущего бурю, стал вечным символом поиска смысла через борьбу, а не через спокойное счастье.