Найти в Дзене
Ильяс Невретдинов

Что такое микрохроматика? Музыкальные факты; выпуск №4

#музыкальные_факты #ильяс_невретдинов Если вы являетесь профессиональным музыкантом или хотя бы учились одно время в музыкальной школе, то однозначно знаете о существовании полутонов — самых маленьких базовых музыкальных интервалов на клавиатуре современного фортепиано. Но если рассуждать теоретически, то ведь существуют и интервалы гораздо меньше, чем полутон, к примеру, нечто звучащее между нотами «до» и «до диезом»... Так оно и есть! Музыкознание знает четвертитоны, восьмитоны, шестнадцатитоны и т.д. Всë это — «микрохроматика» — специальная интервальная система, куда входят интервалы размером меньше, чем полутон. «Расщепление» полутона мы можем наблюдать, если, например, несколько месяцев не настраивать фортепиано. Гораздо чаще с этим сталкиваются духовки и струнники, когда ошибочно слегка не «попадают» на должную интонационную высоту. Вариантов может быть куча!.. Наверное у моих читателей возник вопрос: «Использовалась ли когда-нибудь микрохроматика на деле, то есть в произведен
Оглавление

#музыкальные_факты

#ильяс_невретдинов

Если вы являетесь профессиональным музыкантом или хотя бы учились одно время в музыкальной школе, то однозначно знаете о существовании полутонов самых маленьких базовых музыкальных интервалов на клавиатуре современного фортепиано.

Схема тонов и полутонов
Схема тонов и полутонов

Но если рассуждать теоретически, то ведь существуют и интервалы гораздо меньше, чем полутон, к примеру, нечто звучащее между нотами «до» и «до диезом»... Так оно и есть! Музыкознание знает четвертитоны, восьмитоны, шестнадцатитоны и т.д. Всë это — «микрохроматика» — специальная интервальная система, куда входят интервалы размером меньше, чем полутон.

Как получить микрохроматические интервалы?

«Расщепление» полутона мы можем наблюдать, если, например, несколько месяцев не настраивать фортепиано. Гораздо чаще с этим сталкиваются духовки и струнники, когда ошибочно слегка не «попадают» на должную интонационную высоту. Вариантов может быть куча!..

Применение микрохроматики

Наверное у моих читателей возник вопрос: «Использовалась ли когда-нибудь микрохроматика на деле, то есть в произведениях?» Да, и такое бывало. Интересно, что микрохроматика была уже в Древней Греции (в эпоху Античности) , то есть ещё задолго до рождения И.С. Баха, который созданием своего гениального «Хорошо темперированного клавира» в 2-х томах сделал равными 24 тональности, расположенных по полутонам равномерной темперации. Но мышление древних греков было совсем иным: они представляли музыку в тесной взаимосвязи с математикой. Отмечу, что все сведения о музыке эпохи Античности очень туманны, из-за чего эта тема часто порождает разногласия исследователей. Гораздо больше достоверных сведений и представлений у нас есть о попытках итальянских гуманистов (XVI в.) применить микрохроматику в музыкальных произведениях. Ярким примером служит изобретение архичембало и архиоргана Николой Венчентино (1511–1576 гг.) — композитором, музыкальным теоретиком и конструктором. Упомянутые инструменты имели больше клавиш в одной октаве(!), чем современное фортепиано, у которого их 12. Предлагаю послушать небольшой фрагмент одного из сочинений изобретателя, где употреблена микрохроматика, в исполнении Йоханнеса Келлера на исторической реконструкции архичембало (инструменты, которые были сделаны Винчентино, увы, не сохранились):

Эксперименты с четвертитоновой музыкой были и в XX веке. Наибольший вклад в это время в это направление внëс Иван Александрович Вышнеградский (1893–1979 гг.), который даже заказывал изготовление специальных четвертитоновых фортепиано. Такие инструменты имели сразу 2 клавиатуры, из-за чего пианистам было крайне затруднительно играть на данных разновидностях фортепиано, так как требовалось много времени и усилий для их освоения. Поэтому И.А. Вышнеградский после предпочëл вариант использования 2-х фортепиано (и, соответственно, участие 2-х исполнителей), которые настраивались по особому принципу для получения четвертитонов.

И.А. Вышнеградский за четвертитоновым фортепиано
И.А. Вышнеградский за четвертитоновым фортепиано

Подводя итоги, нужно отметить, что микрохроматическая музыка так и не получила признание широкой публики. Возможно, они попросту не являются благозвучными для человеческого уха, но также вполне допустимо, что мы пока просто не нашли для них должного применения. Поэтому на данный момент вся микрохроматика носит чисто эксперементальный характер. Не исключено, что в будущем композиторы и конструкторы музыкальных инструментов научатся использовать их в наилучшем виде!

Подпишитесь на новые видео, статьи, аудиозаписи и анонсы концертов:

YouTube — https://youtube.com/@Ilyas_Trumpet?feature=shared

Яндекс Дзен — https://dzen.ru/ilyas_trumpet

RUTUBE — https://rutube.ru/channel/26485909

Telegram — https://t.me/Ilyas_Trumpet

ВКонтакте — https://vk.com/ilyas_trumpet