Найти в Дзене

«Лето! Я изжарен, как котлета!» Песня Майка, посвящённая Цою

Когда пригревает летнее солнышко, в голове сами собой выплывают строчки из песни Майка Науменко, в которых лето рифмуется с котлетой, газетой и вендеттой. Самое время переслушать классику отечественного рока и поддаться беззаботному настроению под знакомые аккорды! В далёком 1981 году Виктор Цой написал песню «Весна» — простую, но искреннюю, как и всё, что он создавал в те годы. Она должна была стать частью нового альбома, следующего за дебютным «45». Однако первая попытка записать её в студии Малого драматического театра в Ленинграде обернулась неудачей. Лишь в 1985 году, благодаря звукорежиссёру Алексею Вишне (о нём мы как раз недавно вспоминали), «Весна» обрела своё каноническое звучание в альбоме «Это не любовь». Который, к слову, был записан с невероятной скоростью — всего за пару недель, причём басовые партии Александр Титов и вовсе наиграл за один день. Песня с её строкой «Весна! И я уже не грею пиво…» стала своеобразным гимном юности, где всё кажется возможным, даже несмотря на

Когда пригревает летнее солнышко, в голове сами собой выплывают строчки из песни Майка Науменко, в которых лето рифмуется с котлетой, газетой и вендеттой. Самое время переслушать классику отечественного рока и поддаться беззаботному настроению под знакомые аккорды!

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

В далёком 1981 году Виктор Цой написал песню «Весна» — простую, но искреннюю, как и всё, что он создавал в те годы. Она должна была стать частью нового альбома, следующего за дебютным «45». Однако первая попытка записать её в студии Малого драматического театра в Ленинграде обернулась неудачей.

Лишь в 1985 году, благодаря звукорежиссёру Алексею Вишне (о нём мы как раз недавно вспоминали), «Весна» обрела своё каноническое звучание в альбоме «Это не любовь». Который, к слову, был записан с невероятной скоростью — всего за пару недель, причём басовые партии Александр Титов и вовсе наиграл за один день.

Песня с её строкой «Весна! И я уже не грею пиво…» стала своеобразным гимном юности, где всё кажется возможным, даже несмотря на насморк и промоченные ноги. По словам Виктора Цоя, его вдохновило ощущение радости бытия: «Весна — это свобода. Чувствуешь тепло, снимаешь лишние слои одежды. Эта песня об элементарных радостях жизни».

Как это нередко бывает в творческой среде, на «Весну» Цоя тут же откликнулся его друг и «старший товарищ» Майк Науменко. Летом 1982 года Виктор Цой и Алексей Рыбин много времени проводили в гостях у лидера группы «Зоопарк», делясь идеями, распевая друг другу свои новые сочинения под грузинское вино за рупь семьдесят.

Алексей Рыбин и Виктор Цой: ещё друзья-соратники
Алексей Рыбин и Виктор Цой: ещё друзья-соратники

Услышав «Весну», Майк написал «Лето» — ироничный ответ, в котором он не только переосмыслил битловскую «Do You Want to Know a Secret?», но и иронично обыграл романтический стиль ранних песен «Кино». В противовес цоевской строке про весну и пиво Майк выдал свою: «Лето! Я изжарен, как котлета».

Запись «Лета» в 1982 году для альбома «LV» не обошлась без участия ещё одной легенды ленинградского рока — Бориса Гребенщикова*, дружившего с Майком Науменко. Основатель «Аквариума» добавил в трек дополнительную вокальную партию без слов и сыграл на драм-машине.

Своеобразный музыкальный диалог между Цоем и Науменко разворачивался на фоне становления «Кино». В период с 1982 по 1985 годы друзья-единомышленники делали первые записи, включая знаковый «45». В этом процессе Майк Науменко и Борис Гребенщиков* играли роль наставников для Виктора Цоя и Алексея Рыбина, помогая молодым музыкантам находить свой звук.

Майк так представлял «Лето» на концертах: «Песня посвящается любимой мной группе под названием "Кино", которую тоже, может быть, кто-то слышал. Они очаровательные люди, никакие не панки. Они, не знаю, как их назвать, скорее "новая волна". Так скажем, они новы в чём-то».

-3

Песня «Лето» строится из восьми коротких куплетов, каждый из которых описывает жаркий сезон в Ленинграде образца 1985 года. В тексте сквозит лёгкая ирония, а строчка «Время есть, а денег нету» отсылает к другой знаковой песне Виктора Цоя — «Время есть, а денег нет». Эта перекличка стала своеобразным «мостом» между двумя музыкантами, которые впоследствии исполняли «летний» хит на совместных квартирниках.

Сегодня «Весна» и «Лето» могут показаться несколько наивными. Это песни молодых, ищущих ребят, которые, как акыны, пели о том, что видели вокруг: об изнуряющей жаре, сейшенах в Ленсовета и хронической нехватке денег. Но именно эта непосредственность взгляда и подкупает до сих пор. В ней заключено ощущение, что всё возможно, несмотря на пустые карманы. И правда ведь, лето… И правда, изжарен, как котлета… И с деньгами могло быть и лучше... И как же хочется, чтобы на всё это действительно было наплевать!

* Борис Гребенщиков включён Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.

Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!