Отец композитора Илья Петрович Чайковский родился 20 июля /1 августа 1795 года в городе Слободском Вятской губернии в семье городничего, медика по образованию, Петра Федоровича Чайковского. Петр Федорович происходил из казачества, но впоследствии получил потомственное дворянство. Однако это не принесло ему богатства и не избавило от финансовых проблем, которые приходилось решать, чтобы дать образование многочисленным детям.
Илья был младшим сыном. Уже в тринадцатилетнем возрасте, закончив Вятское двухклассное народное училище, он начал работать на Ижевском заводе. Это было его первое знакомство с горнозаводским делом, которому впоследствии он посвятил всю свою жизнь. Его незаурядные способности были замечены начальником заводов Дерябиным, и когда Дерябин получил назначение на пост директора Горного кадетского корпуса, он взял с собой и 16-летнего Илью.
В 22 года Илья Петрович закончил Горный корпус с большой серебряной медалью. Началось его продвижение по служебной лестнице. Еще в самом начале своей деятельности Илья Петрович был известен трудолюбием, принципиальностью, наблюдательностью и аналитическим складом ума. Он занимал различные посты в Департаменте горных и соляных дел, проводил геологические исследования, преподавал горную статистику и горное законоведение, был управляющим Онежским соляным правлением. Писал научные статьи, состоял членом Ученого комитета по горной и соляной части.
В возрасте 32 лет Илья Петрович женился на Марии Карловне Кайзер. Однако она рано умерла, оставив ему трехлетнюю дочь Зинаиду.
Со своей второй супругой Александрой Андреевной Ассиер, Илья Петрович познакомился в Петербурге. Александра Андреевна была моложе его на 18 лет. С первой минуты она стала объектом искреннего обожания Ильи Петровича. Находясь в разлуке, родители композитора писали друг другу письма, которые поражают изяществом языка и силой чувств. Безусловное уважение, чуткость и понимание духовного мира друг друга стали основой гармоничной семьи и доброжелательной атмосферы в доме, где родился и вырос будущий гений русской музыки.
Вскоре после женитьбы Илья Петрович был произведен в подполковники Корпуса горных инженеров и назначен начальником Камско-Воткинского завода.
В Воткинске он прослужил одиннадцать лет. Это было время наиболее яркого расцвета его деловых качеств. Он открыл новую знаменательную страницу в истории завода. С деятельностью Ильи Петровича связано зарождение машиностроения, причем весьма сложного и совершенно необычного для заводов, подобных Воткинскому.
Через полтора года службы на Воткинском заводе он был награжден орденом Станислава II степени. Четыре года спустя произведен в полковники, а еще четыре года спустя награжден орденом Анны II степени.
Не забывал он и о состоянии культуры на Воткинском заводе. Заботился о благоустройстве заводского поселка, о просвещении детей мастеровых. Уровень образованности, начитанности подчиненных был постоянной заботой горного начальника.
Прибыв в Воткинск, Илья Петрович с первого же дня сумел расположить к себе местное общество. Дом горного начальника сразу стал самым гостеприимным домом заводского поселка. Илья Петрович был человеком, сочетавшим в себе принципиальность и требовательность с необычайной чувствительностью, мягкостью характера. По словам его сына Модеста «ни тяжелая школа жизни, ни горькие разочарования, ни седины не убили в нем способность видеть в каждом человеке, с которым он сталкивается, воплощение всех добродетелей и достоинств». «Редко можно найти человека, который имел в своей жизни так много преданных друзей, которого столь многие любили за неизменную ласку и приветливость обращения, за постоянную готовность и умение войти в положение другого».
Илья Петрович сыграл огромную роль в судьбе своего сына Петра. Атмосфера, создаваемая им в семейном кругу, способствовала раннему проявлению музыкальных способностей будущего композитора. Петр Ильич унаследовал от отца неистребимую веру в лучшие человеческие проявления, любовь к миру, неутомимую работоспособность.
Семья Чайковских была первой в Воткинске не только по служебному положению, но и по культурному уровню. В молодости Илья Петрович играл на флейте и до конца своих дней был страстным любителем театра. В его воткинском доме часто собирался любительский камерный ансамбль, но предметом его гордости была оркестрина — механический орган с набором валов танцевальной и классической музыки, репертуар которых он постоянно пополнял. По словам будущего композитора, звуки оркестрины стали первым его сильным музыкальным впечатлением. Приобщение к музыке было одной из главных забот Ильи Петровича и в воспитании детей.
Когда будущему композитору было 8 лет, семья Чайковских оставила Воткинск: отцу предложили место в Москве. Однако в итоге Илья Петрович это место не получил. Семья переехала в Петербург к родственникам, а уже оттуда — в Алапаевск, куда Илья Петрович был зачислен управляющим Алапаевскими заводами. Там он успешно использовал приобретенный в Воткинске опыт реорганизации производства.
В возрасте 57 лет Илья Петрович ушел в отставку, и семья перебралась жить в Петербург. В отставке он провел всего шесть лет, после чего был назначен директором Петербургского Технологического института.
Интересен факт, что в это время к Илье Петровичу обращались как к консультанту по техническому образованию. Он прилагал много усилий не только к совершенствованию учебных программ, но и к укреплению преподавательского состава поистине талантливыми людьми, обладая при этом исключительной проницательностью.
Достойны глубокого уважения чуткость и понимание Ильи Петровича, который в решительный для Чайковского момент ни словом, ни намеком не показал своего недовольства уходом сына с юридической службы. Впоследствии Петр Ильич писал об этом с благодарностью: «Не могу без умиления вспоминать о том, как мой отец отнесся к моему бегству из Министерства Юстиции в Консерваторию. Хотя ему было больно, что я не исполнил тех надежд, которые он возлагал на мою служебную карьеру, хотя он не мог не огорчиться, видя, что я добровольно бедствую, ради того, чтоб сделаться музыкантом, но никогда, ни единым словом не дал мне почувствовать, что недоволен мной. Он только с теплым участием осведомлялся о моих намерениях и планах и ободрял всячески. Каково бы мне было, если б судьба мне дала в отцы тиранического самодура, какими она наделила многих музыкантов».
Однако Илья Петрович так до конца и не смирился с выбором сына. Брат композитора Модест вспоминал, как они с отцом ходили на премьеру оперы Чайковского «Опричник». Премьера была триумфальной, много аплодировали и вызывали автора на сцену. И Модест Ильич спросил отца, что лучше, по его мнению, для Пети — переживать этот успех, или будучи чиновником, получить орден Анны первой степени? Немного подумав, Илья Петрович ответил: «Все-таки Анненская звезда лучше».
После того, как Чайковский переехал в Москву, обстоятельства редко позволяли ему встречаться с отцом. Но он всегда оставался любящим и благодарным сыном, постоянно писал отцу, советовался с ним и навещал при каждой возможности.
Илья Петрович дожил до 85 лет и умер от тифа на руках младшей дочери Александры, окруженный любящей его семьей.
А. Курлаева