Наша совместная работа с балашихинским краеведом Натальей Юрьевной Бобыкиной - издание краеведческого сборника - дала еще один неожиданный результат.
Я рассказала Наталье Юрьевне про свою мечту - сделать маленький музей местных героев СВО. Обычных. Рядовых. При этом чтобы такой вот музей был не просто выставочным залом с витринами. Нет, я так не хочу.
Мне хочется организовать пространство этого музея таким образом, чтобы это был своего рода приоткрытый для посетителя внутренний мир бойца и его близких. Чтобы, попадая в это музейное пространство, посетитель на какой-то миг ощутил себя на месте бойца СВО. Чтобы посетителю стали близки и понятны мысли и ощущения бойца; чтобы можно было прочувствовать овеществленные эмоции близких и родных.
Задача эта, мне кажется, довольно непростая. Но решаемая.
Наталья Юрьевна сказала мне на это: мол, пиши концепцию - и будем выбивать под нее помещение.
Я, конечно, сначала несколько усомнилась в том, сможем ли мы что-то выбить вообще из нашей администрации, но спорить насчет концепции не стала. Да и тот факт, что такой музей обязательно должен быть на балансе города, для меня очевиден. По той простой причине, что музей обязательно должен остаться и после меня. Меня не станет - а музей продолжит жить. Такое возможно, на мой взгляд, только в том случае, если музей будет именно городским, а не частным.
Поэтому балашихинская администрация (возможно, даже с огромной печалью для себя) пока что не сможет отвязаться от нас с Натальей Юрьевной.
Я же вообще считаю, что в нашей стране нужно усиленно развивать именно малые музеи. Чтобы точки культурного притяжения были не только в крупных федеральных центрах, но и в более камерных населенных пунктах. И в этих малых музеях должно быть по-настоящему интересно. Не нужно вывозить все мало-мальски ценные артефакты в крупные музеи. Нужно обязательно оставлять что-то и на местах.
А главное - такие музеи должны создаваться и курироваться теми людьми, которые действительно любят свою малую родину. И эти люди через малые музеи будут транслировать свою любовь остальным жителям. Приобщать их к ней.
Кто-то скажет: да не пойдет никто в такой музей. Да неправда. Будет интересно - пойдут. Еще как. Школьников поведут. Мероприятия будут там организовывать. Не стОит в этом смысле думать о людях так плохо. Люди подхватывают общую атмосферу. Они считывают ее - и в конце концов в большинстве своем соглашаются с ней. Но это должна быть именно атмосфера. А не формализм и «музей для галочки».
Наш краеведческий сборник «для галочки» тоже мало кому бы показался интересным. Если бы его создавали для отчетности. Он бы вообще получился другим. Его было бы невозможно читать. Его невозможно было бы любить так, как любят его авторы.
С чего, по большому счету, начинается любовь к большой Родине? С любви к родине малой. С привязанности к тому месту, в котором ты живешь.
Неправильно называть такие вот средние и малые населенные пункты нашей страны «ж**ой мира», «мухо***анском», «замкадьем» и прочими уничижительными словами. В этом тоже заключается огромная разрушительная сила, сметающая идентичность человека, его уважение к месту обитания. Люди таким образом превращаются во временщиков, которым все равно, где жить, что есть и с кем спать, образно говоря. Которые болтаются по миру как неприкаянные, но почему-то при этом часто транслируют пренебрежение к нашей стране и априорный пиетет к европейским странам.
Так быть, конечно, не должно. Это неправильно. Более того: это горько. Это свидетельствует в первую очередь о неуважении нас к самим себе. Но в то же самое время это, на мой взгляд, является и результатом сугубо прагматичного подхода ответственных лиц к городам и весям нашей огромной страны. Тоже следствие тотального капитализма, между прочим. Вкладывать только в то, что потом можно хорошенько подоить. В такую парадигму малый музей, конечно, вообще не вписывается.
Однако такая парадигма показала же и свою несостоятельность в тяжелые для страны времена. Оказалось (внезапно, да?), что тот, кто нацелен только на поголовную дойку всех и вся, - он не способен ничего отдавать. Не способен созидать во благо. Как говорится, ничто не предвещало…
Словом, я начинаю писать концепцию малого музея СВО. И я с огромным удовольствием приглашаю всех своих читателей к дискуссии о том, чем такой музей может быть наполнен. Принимаются абсолютно любые ваши мысли и идеи - от глобального вИдения до каких-то отдельных, может быть, предложений (вплоть до того, что «можно поставить вот такую вот полочку, на которой будет стоять вот такая вот вещь»).
Я уверена, что ваши мысли помогут мне сделать концепцию более творческой, оригинальной - и в то же время доступной для понимания и интересной простому зрителю. Такому вот, как мы с вами.
Работаем, одним словом.