Благодаря выдающимся техническим характеристикам, видеоиграм и, безусловно, художественному фильму «Форсаж», Nissan Skyline GT-R поколения R34 является одним из главных феноменов культуры JDM (Japanese Domestic Market – внутренний автомобильный рынок Японии). 34-й уже перестал быть просто автомобилем – это предмет вожделения и украшение любой коллекции. За них бьются на аукционах, загоняя стоимость за отметку в полмиллиона долларов…
А как насчет еще более ценного GT-R, чем «стандартный» R34 1999 – 2002 годов выпуска? Гораздо более редкого и недоступного!
Nissan Motorsport International (NISMO) является весьма успешным спортивным подразделением японского концерна, занимающимся не только подготовкой непосредственно гоночных автомобилей, но и выпуском лимитированных и омологационных серий, а также тюнингом серийных машин – обвес NISMO сегодня можно заказать хоть на семейный минивен, хоть на малолитражку для секретарш. Наклейки NISMO на брызговиках ушатанных Nissan на Дальнем Востоке несколько обесценивают ценность брэнда в современных реалиях, но не стоит забывать, что еще совсем недавно японцы «делали вещи»!
В начале 2010-х в недрах NISMO зародилась программа Clubman Race Spec (CRS) - клиентские Skyline GT-R принимались на комплексную доработку. Как правило, автомобили готовились к жесткой эксплуатации на гоночной трассе, но при этом оставались достаточно комфортными цивилизованными, чтобы доехать до дома по дороге общего пользования (не на эвакуаторе!). По схожей концепции создаются Porsche 911 GT3.
Внешне Skyline CRS GT-R всё также сдержан и источает уверенность, это не современные BMW, ощетинившиеся аэродинамическими элементами разной степени адекватности. За аэродинамику здесь «отвечает» массивное антикрыло на крышке багажника и карбоновый диффузор, позволяющий оптимизировать воздушный поток под автомобилем. Из карбона также выполнены некоторые элементы кузова, например, невесомый капот и передние крылья.
Тормоза Brembo оснащены карбоновыми воздуховодами, способствующими охлаждению, кузов усилен титановой распоркой NISMO между чашками передних стоек. Подвеска доработана с использованием деталей компании Ohlins, снабжающей команды Moto GP, Формулы-1, раллийные команды высшего дивизиона. Nissan Skyline CRS GT-R оснащались двигателями NISMO, созданными на базе легендарного агрегата RB26DETT, мощностью 450 – 500 лошадиных сил, с великолепным звучанием титановой выхлопной системой. Плюс полный привод. В умелых руках такой GT-R способен на многое! Если не жалко...
Так насколько редок GT-R в версии CRS? Было выпущено менее 20 экземпляров, поэтому увидеть такой автомобиль вживую, а уж тем более купить, практически невозможно. Но в августе 2025 года в Америке этот черный красавец (единственный экземпляр в цвете Black Pearl Metallic) будет выставлен на аукцион. Автомобиль 1999 года выпуска в версии V-Spec в 2023 был отправлен в NISMO на модернизацию по программе Clubman Race Spec, после которой пробежал только 32 километра.
465-сильный 2,8-литровый двигатель еще на гарантии, но сдается мне, никто его до отсечки крутить не станет. Слишком дорого!
Специалисты аукционного дома Broad Arrow Auctions оценили CRS GT-R в 700 000 - 850 000 долларов – это будет один из самых дорогих Skyline, когда-либо проданных публично. Учитывая, что стандартные R34 давно достигли отметки в полмиллиона долларов, итоговая цена может вплотную приблизиться к миллиону!
Работа NISMO обходится в сотни тысяч долларов, не говоря о том, что нельзя просто прийти в NISMO со своим R34, придется постоять в очереди. Так что, энтузиасты JDM будут ожесточенно биться за право приобрести этот редчайший GT-R.
Фото Broad Arrow Auctions