Смартфоны стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, и благодаря им кинематографисты нашли инновационные способы использовать их возможности для создания кинематографических историй. Хотя качество съемки на смартфоны, очевидно, не сравнится с профессиональными устройствами, некоторым режиссерам удалось предложить зрителям интересные идеи о том, как устройства Apple можно использовать для выражения творчества и развлечения.
Хотя фильмы, снятые на мобильные телефоны, по своей сути более сложны в реализации из-за отсутствия профессиональных инструментов, некоторые из них все же сумели выделиться.
«Беспокойство в голове» (2014)
Снятый полностью на iPhone, фильм «Беспокойство в голове» исследует темы психической нестабильности, вины и психологического напряжения. Этот драматический триллер, снятый Рики Фосхаймом с Йонасом Фишем в главной роли, изображает ухудшение психического здоровья мужчины во время отпуска пары в уединенном зимнем особняке.
«Беспокойство в голове» был снят на iPhone 5s, оставив свой след в растущей тенденции кинематографистов экспериментировать с камерами смартфонов. Несмотря на небольшой сенсор телефона и уменьшенную глубину, оператор Нильс Альперт отлично справляется с визуальным повествованием, используя крупные планы для усиления психологического напряжения. Хотя фильм Фосхайма, возможно, и не является шедевром, он все же развлекателен и, вероятно, понравится поклонникам психологических триллеров благодаря увлекательному сюжету.
«Птица высокого полета» (2019)
Снятый полностью на iPhone 8, спортивный драматический фильм Стивена Содерберга «Птица высокого полета» рассказывает историю спортивного агента, который предлагает своему клиенту, начинающему баскетболисту, интригующее и противоречивое деловое предложение. Он должен осуществить свой план за 72 часа. Андре Холланд, Зази Битц и Закари Куинто — некоторые из актеров, снявшихся в этом фильме.
Содерберг был одним из пионеров в области экспериментов с цифровым кино на iPhone, и «Птица высокого полета» еще раз подчеркивает это. Несмотря на то, что фильм снят на телефон, «Птица высокого полета» отличается интригующим визуальным стилем с современным ощущением, которое дополняет динамичный сюжет фильма. Это важная работа в жанре, потому что она доказывает, что фильмы, снятые на iPhone, тоже могут выглядеть отполированными и кинематографичными.
«Не в себе» (2018)
Еще один фильм Стивена Содерберга, заслуживающий упоминания, — «Не в себе» — отличный выбор для поклонников психологического хоррора, которые хотели бы испытать этот жанр через объектив смартфона. В фильме 2018 года с Клэр Фой из сериала «Корона» в главной роли молодая женщина против своей воли попадает в психиатрическую лечебницу, где сталкивается со своим самым большим страхом. Вопрос в том, является ли он реальным или является плодом ее воображения.
Еще до выхода фильма «Птица высокого полета» Содерберг уже привносил инновации в киноиндустрию; «Не в себе» стала его первым фильмом, снятым на iPhone, и получила довольно хорошие отзывы, как за то, как эстетика iPhone дополнила сюжет, так и за потрясающую игру Фой. «Не в себе» в более широком смысле выигрывает от съемок на iPhone, поскольку это помогло передать темы фильма — паранойю и заключение.
«Сон объял ее дом» (2017)
Режиссер Скотт Барли в фильме «Сон объял ее дом» смешивает драму, ужасы и мистику, создавая абстрактный сюжет, в котором основное внимание уделяется атмосфере, а не традиционному повествованию. Фильм Барли, наполненный захватывающими сюрреалистическими элементами, запечатлевает природный мир, включая леса, горы, реки и красивое небо.
«Сон объял ее дом», вероятно, не похож ни на что из того, что зрители когда-либо видели — в нем сама окружающая среда становится главным героем, полностью погружая зрителей в свои образы. Хотя порой он может показаться слишком абстрактным или даже отталкивающим (в зависимости от того, кто его смотрит), эта вдумчивая медитация в лучшем случае является завораживающим медитативным опытом, стирающим грань между кино и искусством. Кроме того, фильм был снят с минимальным бюджетом (на iPhone 6), доказав, что для хорошего кино не нужны дорогие гаджеты.
«Ночная рыбалка» (2011)
Некоторые киноманы, вероятно, будут удивлены, узнав, что визионерский режиссер Пак Чхан-вук снял короткометражный фильм полностью на iPhone 4. «Ночная рыбалка» — это 30-минутная южнокорейская картина, в которой смешаны фантастика, ужасы и фольклор. Она рассказывает о мужчине, который отправляется на ночную рыбалку к реке, но вылавливает нечто гораздо более ужасающее, чем форель.
Своей атмосферой, напоминающей загадочный сон, «Ночная рыбалка» доказывает, что бюджетное кино не обязательно должно быть мелким: фильм наполнен эмоциями, напряжением и запоминающейся кинематографией. Поэтому неудивительно, что он получил «Золотого медведя» за лучший короткометражный фильм на Берлинском международном кинофестивале.
«28 лет спустя» (2025)
Для любителей антиутопических научно-фантастических эпопей обязательным для просмотра является фильм Дэнни Бойла «28 дней спустя» с невероятно талантливым лауреатом Оскара Киллианом Мерфи в главной роли. Долгожданное продолжение культовой классики выйдет в прокат 20 июня 2025 года.
Одной из самых интересных особенностей фильма Дэнни Бойла и Алекса Гарланда является то, что, по сообщениям, он был полностью снят на iPhone 15 Pro Max этим летом. Понятно, что поклонники первой части с нетерпением ждут, когда же наконец увидят результат, особенно после выхода захватывающего трейлера. Естественно, еще слишком рано говорить, будет ли фильм 2025 года великолепным (отсюда и его место в этом списке). Однако нет сомнений, что он станет одним из самых захватывающих постапокалиптических фильмов последнего времени.
«Мандарин» (2015)
Снятая полностью на три камеры iPhone 5s с помощью приложения FiLMIC Pro, комедийная криминальная драма «Мандарин» рассказывает о трансгендерной секс-работнице (Майя Тейлор), которая в канун Рождества прорывается через Голливуд в поисках сутенера, разбившего ей сердце.
Этот фильм, созданный режиссером Шоном Бейкером, является одним из самых известных и признанных фильмов, снятых на устройстве Apple. Этот новаторский независимый фильм, получивший впечатляющий рейтинг 96% на Rotten Tomatoes, был высоко оценен критиками после премьеры на кинофестивале Sundance. Зрители — как критики, так и киноманы — отмечали, как режиссер использовал iPhone для съемки суровых улиц Лос-Анджелеса, что в конечном итоге придало фильму реалистичность и аутентичность.
«Проект Флорида» (2017)
Как и «Мандарин», фильм Бейкера «Проект Флорида» не менее интригующий и предлагает зрителям честное и откровенное изображение маргинальных меньшинств. Действие фильма разворачивается в течение одного лета и рассказывает о шестилетней Муни, которая вместе со своими друзьями по играм устраивает шалости и приключения и сближается со своей бунтарской, но заботливой матерью.
Хотя «Проект Флорида» не был снят полностью на iPhone, а на 35-миллиметровую пленку, его финальная сцена, снятая без разрешения в парке Disney World's Magic Kingdom, была снята на iPhone 6S Plus. Хотя использование гаджета Apple в этом фильме явно не так значимо, как в других фильмах из этого «Проект Флорида» легко можно назвать одним из лучших фильмов, упомянутых здесь, благодаря прекрасной кинематографии, равным долям трогательного и душераздирающего повествования, а также потрясающей игре актеров.
«В поисках Сахарного Человека» (2012)
Биографический документальный фильм Малика Бенджеллула 2012 года рассказывает о двух южноафриканцах, которые решили выяснить, что случилось с их неожиданным музыкальным кумиром, загадочным рок-н-ролльщиком 1970-х годов Родригесом. Лауреат Оскара за лучший документальный фильм фокусируется на идентичности — как личной, так и культурной — и самопознании, исследуя концепцию славы и анонимности.
По всей видимости, после того как у продюсеров закончилась пленка для дорогой настоящей 8-миллиметровой камеры, «В поисках Сахарного Человека» снимался с помощью приложения для iPhone под названием 8mm Vintage Camera, чтобы имитировать его первоначальный вид. Хотя фильм снят на устройстве Apple лишь частично, он все же дает зрителям интересный и инновационный опыт, который подчеркивает, как кинематографисты могут использовать новые технологии, когда традиционные инструменты недоступны.