Найти в Дзене
Евгений Горохов

4. Пропавшая империя: степные войны.

Повторюсь дорогой читатель, китайские летописцы, жившие в империи Сун, не различали кочевые племена. Они звали их словом «усуни» (дети ворона). Лишь племя татар китайцы удостоили отдельного наименования «дада». В честь вождя племени жужень Даданя.

В 425 года войска китайского императора Тоба Тао пользуясь численным преимуществом, в степях разгромили воинов когана (правителя) жуженей Даданя. Тот с остатками жуженей бежал к реке Халхин-Гол, где смешался с местными племенами. Китайские военачальники стремились уничтожить Даданя, разыскивая его в степи. Они вышли на племя, где вождём стал Дадань. Это племя они назвали «дада».

В 1135 году племя монголов китайские летописцы назвали «мен гу». Оно трансформировалось в «монголы».

Чжурчжэни, правившие в северной империи Цзинь, хорошо разбирались в кочевых племенах, да вот летописей они не оставили. Кочевые племена пасли свои стада от дремучих сибирских лесов на севере, до Великой китайской стены на юге. Непроходимая тайга заканчивалась за руслом Енисея, а дальше на юг простиралась степь. В XII веке там кочевали пять племенных союзов: кераиты, монголы, татары, меркиты и найманы (потомки «чёрных» киданей, бежавших с полуострова Ляодунь от чжурчжэней).

На берегах реки Керулен пасли овечьи отары и конские табуны монголы и татары, На склонах горного хребта Хамар-Даман обитали меркиты и найманы. На берегах сибирской реки Селенга были владения племени кераитов.

В прошлой статье я рассказывал о том, что монгольский вождь Хабул-хан был приглашён во дворец Ваньянь Хэла, правителя чжурчжэньской империи Цзинь (золотая).

Хабул-хан вернулся в свою орду (так именуется стойбище хана) на берегу Керулена. Он узнал о неприятностях, случившихся с его племенем в его отсутствие: меркиты напали на один из аилов, убили пастухов и угнали табун лошадей. По законам кровной мести монголы должны нанести ответный удар. Монголы разорили несколько меркитских стойбищ.

Хабул-хан вернулся из похода больной. Вызвали шамана из татарского стойбища рода чжуинов. Он провёл камлание. Поплясав с бубном, шаман уехал. Но камлание Хабул-хану не помогло, он умер. Его старший сын Окин-Бархаг с братьями бросился в погоню за шаманом. Монголы догнали его в степи и сильно избили. Шаман тоже умер, а монголы получили кровников в лице племени татар. Такова была жизнь в степи. Кочевой быт средневековых степняков интересно описан в книгах Евгения Горохова «Преданье тёмной старины. Пути изгоев», «Преданье тёмной старины-2. Кыпчацкий поход», и «Преданье тёмной старины-3. Пропавшая империя». Скачать книги можно на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/

На сайте Ridero можно заказать бумажный вариант книг Евгения Горохова: «Преданье тёмной старины. Пути изгоев», «Преданье тёмной старины-2. Кыпчацкий поход» и «Преданье тёмной старины – 3. Пропавшая империя».

После смерти Хабул-хана, каганом племени стал его старший сын Окин-Бархаг. При рождении он получил имя «Бархаг». Старший сын Хабул-хана был красив, как девушка. В детства его прозвали: «Окин», с древнемонгольского языка переводится «девушка». Несмотря на свою девичью красоту, Окин-Бархаг был мужественным воином. В 1149 году монгольские воины под его командованием нанесли поражения войскам чжурчжэней. Император Ваньянь Хэла отправил послов к Окин-Бархагу, те заключили мирный договор с монголами, по которому империя Цзинь должна была выплачивать дань.

Договор не устраивал императора Ваньянь Хэла. Но чжурчжэни воевали на юге с империей Сун, а война на два фронта тяжела для государства. Император Ваньянь Хэла решает связать монголов в степи междоусобными войнами.

Однако война монголов с меркитами затихла сама собой. Император Ваньянь Хэла отправил чиновников, чтобы они посеяли вражду в степи. Сановники-чжурчжэни сговорились с татарами из рода чжуинов, родственниками бедняги шамана, убитого сыновьями Хабал-хана. Впрочем, продолжу в следующей статье.