Он приехал к Ван де Вельде и записал 7 марта:
"Он отрицает, что его искусство имеет иную цель, помимо идеальной красоты. Он считает, что sérénité имеет этические последствия в духе Рёскина, потому что оно укрепляет человека, живущего в безмятежности, - то есть экономит ему те силы, которые приходится тратить на защиту от уродства".
Флориан Иллиес "А только что небо было голубое"
Вот что вы чувствуете, когда сидите на берегу реки и смотрите на воду, не фокусируя взгляд? Или когда копаетесь в саду, поливая любимые пионы? Когда едете в поезде и глядите в окно, когда лежите весь день, слушая птиц за окном или свои разреженные мысли, когда есть ощущение, что лето не кончится, а тревоги никогда больше не будет..и тд
Так что же такое "Серените"?
На самом деле в разные времена люди называли это по-разному и уделяли состоянию душевного покоя особое место. В 19 веке "серените" стало концепцией, формирующей культуру, прикладное искусство и живопись.
Если погружаться в историю, то можно обнаружить схожие понятия в античной философии:
Атараксия – «невозмутимость» у стоиков и эпикурейцев. Цель жизни, достигаемая через избавление от страхов и умеренность в удовольствиях. Результат жизни в согласии с разумом и природой, и плюс- принятия неизбежного.
Эвтюмия – «благодушие» или «равновесие души». Состояние гармонии, свободное от крайностей радости и печали.
Апатия – в стоицизме, не в современном негативном смысле, а как освобождение от страстей (pathos), мешающих ясности ума. Достигалась через самоконтроль и принятие судьбы.
Гесихия – тишина, покой души, близкий к созерцательному состоянию, в неоплатонизме и христианской традиции.
Почему эти понятия близки к sérénité? Просто все они подчёркивают внутреннюю свободу от хаоса, достигаемую через философскую практику, а не внешние обстоятельства.
В эпоху Просвещения идея sérénité переплелась с представлениями о разумном мироустройстве, а романтики XIX века добавили ей поэтического измерения, связывая с созерцанием природы и уходом от урбанистического хаоса.
Камиль Коро: поэзия туманных пейзажей
Французский художник-реалист Жан-Батист Камиль Коро (1796–1875) в своих пейзажах передавал тонкое ощущение sérénité. Его работы, такие как «Воспоминание о Мортефонтене» (1864), наполнены мягкими переходами света, дымкой и ощущением утра. Коро избегал резких контрастов, предпочитая серебристо-зелёные и голубые тона, создающие меланхоличную гармонию.
Коро считается вдохновителем следующего направления.
Барбизон, французская провинция, манящая художников, творческая коммуна, давшая название целому направлению.
Импрессионисты, зачастую про моменты тихого счастья- солнечные зайчики на траве, смеющиеся дамы на качелях, сады и пикники, вода и парусники. Зачем гнаться за сюжетом, когда он тут?- осталось ухватить, заПЕЧАТлеть.
Серии Моне с изображением водяных лилий и садов олицетворяют концепцию sérénité. Даже когда мастера поразила катаракта, и его мазки стали значительно крупнее, садик в Живерни на его полотнах- оставался все таким же местом отдохновения.
Да и сам образ жизни на склоне лет - тоже иллюстрация этой концепции. Свой сад, тихая деревушка, домик и пруд с лилиями.
Сюжет художественной книги "Чёрные кувшинки" закручивается как раз вокруг сада в Живерни. Про Моне там почти нет, но книга захватывающая.)
Sérénité и пуантилизм
Пьер Боннар (1867–1947) наполнял свои интерьеры и сады теплым светом, создавая ощущение интимной безмятежности. В работах, таких как «Открытое окно», он использует размытые контуры и золотистые оттенки, создавая ощущение ленивого утра. Его искусство — гимн тихим радостям жизни.
К концу 19 века, на фоне стремительной индустриализации и социальных потрясений, sérénité стала восприниматься как своего рода эстетический и духовный антидот тревогам эпохи. Художники и мыслители искали способы передать состояние внутреннего покоя через визуальные образы — будь то идиллические пейзажи, медитативные композиции или абстрактные формы, очищенные от диссонансов.
В 20 веке, отягощённом войнами и кризисами, концепция sérénité обрела новое звучание. Теперь она часто выражалась не через прямолинейную идиллию, а через лаконизм, минимализм или даже метафизическую отстранённость.
Марк Ротко (1903–1970) в своих цветовых полях («Оранжевое и жёлтое», 1956) достиг высшей формы sérénité. Его работы, лишённые фигуративности, погружают зрителя в созерцание, вызывая почти духовный отклик. Для его работ подойдет название "медитативная абстракция".
Современные художники продолжают развивать тему sérénité через тенденции минимализма, экспериментируя с новыми материалами и технологиями.
Роберт Райман использовал чистые поверхности и нейтральные цвета, приглашая зрителей насладиться моментом чистого наблюдения и внутреннего успокоения.
Прикладное искусство 19 в создавало собой основу, на которой строится Sérénité
Установка на размеренность и безмятежность шли рука об руку с промышленной революцией. Гул фабрик, новых механизмов, машин если не пугали, то настораживали. В результате творцы обращались к растительным орнаментам и формам, возвращая зрителя к природным корням.
Нельзя обойти стороной прикладное искусство 19 века, которое формализовало красоту, комфорт и покой как отдельную категорию и ценность конечного продукта. Одной из главных целей Модерна было создание идеальной домашней обстановки, соответствующей новым требованиям комфорта и удобства. Тут можно упомянуть и Виктора Орта- видного деятеля модерна. И Луи Мажораля, создававшего гарнитуры, декорированные растительными орнаментами и позолотой.
А вот и он сам (по центру) в окружении мебели в стиле эпохи
Такая идиллическая картинка- чем не sérénité?
Эмиль Галле- французский стеклодув и декоратор, создатель известной серии ваз с растениями.
Другой выдающийся мастер - шотландский дизайнер Чарльз Рэнни Макинтош, знаменитый проектом дома Хилл-Хаус, мебелью и оформлением ресторанов. Характерные черты его изделий- чистые линии, элегантность и простота форм, создающая особую ауру покоя и уюта.
Рене Лалик- кристаллинер и его уникальные украшения и стеклянные объекты. Вазы, блюда и лампы Лалика славятся прозрачностью и чистотой стекла, наполняют помещение особой энергетикой.
Анри Ван де Вельде:
Развитие прикладного искусства XIX века привело к появлению множества замечательных образцов предметов, способствующих созданию комфортного жилища и сохранению внутренней гармонии. Каждый из перечисленных авторов и направлений вносил собственные особенности в оформление жилья, усиливая чувство "серенити" и определяя облик домашней обстановки.
И про литературу...
Период XIX века знаменателен большим количеством документов, писем, дневников и воспоминаний деятелей искусства, в которых можно встретить описания состояний, близких к "серенити" (спокойствие, гармония, внутренняя уверенность). Часто такие наблюдения фиксировались в форме лирических отступлений, рефлексий и рассуждений о смысле жизни и предназначении творчества.
Те или иные размышления о состоянии внутреннего покоя можно встретить и у Мише, и у Шарлотты Фронте, и у многих писателей, но я бы хотела уделить внимание Генри Дэвиду Торо. Потому что его позиция, изложенная в книге "Уолден, или жизнь в лесу", описывает философскую основу и важность состояния внутренней уверенности и покоя, через устранение суеты.
Торт провел два года в одиночестве на берегу озера Уолден, записав свои наблюдения и размышления.
"Жизнь, проведенная в согласии с природой, дарит человеку ни с чем несравнимый внутренний покой и удовлетворение."
"Непрестанная тревога и напряжение, в котором живут иные люди, — это род неизлечимой болезни. Нам внушают преувеличенное понятие о важности нашей работы, а между тем как много мы оставляем несделанным! А что, если бы мы захворали? Мы вечно настро-же! Мы полны решимости не жить верой, если этого можно избежать: прожив весь день в тревоге, мы на ночь нехотя читаем молитвы и вверяем себя неизвестности. Уж очень «основательно» приходится нам жить: мы чтим наш образ жизни и отрицаем возможность перемен. Иначе нельзя, говорим мы, а между тем способов жить существует столько же, сколько можно провести радиусов из одного центра. Всякая перемена представляется чудом, но подобные чудеса совершаются ежеминутно."
Торо призывает читателей стремиться к простой и осмысленной жизни, в которой доминирует именно "серенити".
Заключение
От пейзажей Коро до абстракций Ротко, искусство XIX–XX веков предлагает множество способов пережить sérénité. Эти художники показывают, что покой- не отсутствие движения, а глубокая гармония с миром. В их работах мы находим убежище от суеты, место для тишины и размышлений.
Сегодня концепция серените (неважно, как мы это называем) продолжает оставаться актуальной темой для исследований и обсуждений в сфере искусства. Она служит мостом между традиционными и современными подходами, объединяя разнообразные стили и техники ради достижения главной цели — вызвать у зрителя чувство внутреннего спокойствия и гармонии.
Этот тренд подчеркивает значимость сохранения духовного здоровья и гармонизации отношений человека с окружающим миром, что становится всё более актуальным в условиях современной цивилизации.
А что sérénité для Вас?