Есть такая речушка с милым названием Шаня. Низовья её находятся в Дзержинском районе Калужской области. Речка эта небольшая, русло её пролегает по живописным местам. Было интересно посмотреть на эти места с воды, и я решил сплавиться по Шане и Угре от города Кондрово до села Дворцы.
Хотелось начать рано утром, чтобы запечатлеть на фото рассвет с водной глади. Встал в половину четвёртого утра, но, к моему сожалению, за окном сверкали молнии и гремел гром, шёл ливень, хотя по прогнозу погоды дождя этим утром не обещалось. Решил подождать, пока пройдёт гроза и поехать.
Из-за грозы на воду я вышел только в шесть утра. Сплав начал с берега у улицы Карла Маркса в Кондрово. Подъехать прямо к урезу воды там нельзя, пришлось спуститься с улицы вниз к реке, но это было не слишком далеко. Спуститься на воду оказалось несложно.
Вместо золотисто-багряного рассвета Шаня встречала меня серым пасмурным и хмурым утром, накрапывал дождь, всё небо было затянуто пепельными тучами.
Что ж, лодка спущена - поехали! Но не успев преодолеть и ста метров я наткнулся на здоровенный завал. Берега были обрывистые и заросшие, к тому же прямо у берега было довольно глубоко, поэтому выбраться на берег, чтобы обойти препятствие было бы непросто.
Решил прямо с лодки забраться на поваленные деревья, перелезть через них и перетащить лодку. Когда забрался наверх увидел, что завал был приспособлен под мост: он был покрыт сверху досками и паллетами для удобной ходьбы.
Ладно, это препятствие я преодолел, дальше должно быть проще. Речка неширокая, берега обрывистые и глинистые, поэтому скользкие в дождь, к тому же и сильно заросшие. В воде много топляка, поэтому плыть нужно внимательно.
Но я рано обрадовался и подумал, что дальше будет проще. Метров через сто было новое препятствие в виде повапленного дерева. Но оно лежало не над самой поверхностью, и под ним я смог проплыть.
Вскоре снова появился завал из деревьев, через который пришлось перелезать. И таких попадалось очень много. Описывать каждый я не стану - это будет очень долго. Завалов было столько, что сплав походил не просто на спуск по реке, а на спуск с препятствиями, когда через какое-то небольшое расстояние мне постоянно приходилось вылезать из лодки, карабкаться на поваленные деревья, перетаскивать через них лодку, и забираться с этих самых деревьев обратно в своё резиновое плавсредство. Дополнительную сложность вызывало то, что практически везде у завалов глубина что перед ними, что после них была довольно большая, и мне приходилось вылезать из лодки непосредственно на деревья и суки, затем подтягивать лодку и переваливать её через завал, а потом аккуратно садиться с суков и деревьев обратно.
Течение местами было довольно быстрым, местами очень спокойным. Берега везде обрывистые и сильно заросшие травой, в том числе крапивой, кустами и деревьями.
Где-то деревья очень живописно склоняются над водой, где-то растут чуть поодаль от берега. Дно где-то каменистое, где-то илистое с зарослями водорослей. Иногда попадались цветущие кубышки.
Плыть часто приходилось не спиной вперёд, как обычно, а лицом, что делает греблю неудобной и более трудоёмкой. Дождик продолжал накрапывать всё утро, но он был не сильный - только моросил.
Пейзажи вокруг, как и ожидалось, были очень красивыми. Густые и толстенные ветвистые ивы у воды, стройные станы ольхи, лес где-то вдали, тростник у берегов, камушки и водоросли под водой.
В толще воды было видно мелких рыбок, иногда рыба плескалась прямо перед лодкой. Один раз даже увидел довольно крупную щуку. Довольно много следов жизнедеятельности бобров в виде погрызов.
Над водой беспрестанно кружились разные стрекозы и временами порхали бабочки.
В нескольких местах с воды снялись и с кряканьем улетели утки. В другом месте я увидел утят, которые, прячась от меня, ныряли, чтобы затем снова появиться на поверхности воды и затаиться под берегом в густой растительности.
Так, плывя и беспрестанно переваливая через завалы, я добрался до Старого Уткино. Там прямо у берега был небольшой родничок. Вода в нём студёная, я сделал возле него небольшую техническую остановку на пару минут, чтобы вылить из лодки набравшуюся от дождя и постоянных входов-выходов воду, а также смыть грязь, убрать листья и ветки. И снова поплыл дальше.
Проплыл под автомобильным мостом, это был первый мост на маршруте, под которым я прошёл. Почему-то я подумал, что дальше путь должен стать проще. Но нет, он был такой же сложный, как и раньше, если даже не стал сложнее.
Уже очень скоро меня ждал очередной завал. А затем ещё один. И ещё один. И снова завал. И опять. И так постоянно. Один из завалов оказался настолько большим и непролазным, что мне пришлось вернуться назад чуть выше по течению, чтобы найти более или менее удобный выход на берег, и обойти завал по суше, протащив по ней же лодку, а затем снова вернуться на воду. Чуть позднее попадётся ещё один такой же завал, что у меня не получится преодолеть, и снова придётся искать обход по берегу. Таких было всего два.
В крайне редких случаях глубина позволяла выйти из лодки в воду, чтобы удобно было её перетаскивать. Иногда удавалось проплыть под поваленными деревьями, но в основном это перелазы. Поваленные деревья, особенно, если на них нет коры, скользкие, ведь почти постоянно капает хоть и мелкий, но дождик. На одном из толстых брёвен при попытке чуть пройти по нему я поскользнулся и упал. Хорошо, что успел схватиться за него. Получилось, что я обнял его и руками и ногами. Бревно оказалось скользким и, стараясь снова встать на него, я отпускал одну руку, при этом начинал поворачиваться вокруг бревна. Так повторялось несколько раз, пока я не изловчился и не перехватился обеими руками сразу, а затем также одновременно не подтянул ноги. Тогда удалось встать на него и аккуратно пройти. Хорошо, что лодку течением прибило к этому же бревну, и я смог до неё дотянуться.
Завалы продолжались до Полотняного Завода. В районе Полотняного Завода в Шаню впадает её приток река Суходрев. После этого Шаня становится заметно шире, течение приобретает спокойный характер, и дальше до самого устья не будет ни одного завала. Да, будет попадаться много топляка, но завалов уже не будет, можно плыть спокойно.
На слиянии двух речушек сидел рыбак. Видно, там довольно рыбное место, так как я уже бывал здесь, правда на суше, и видел воткнутые палки для поддержки удочек, оборванные куски лески и брошенные поплавки. Вообще рыбаков на Шане попадалось немного. Не знаю, в чём тут дело, возможно, подъезд к воде очень неудобен, а, может, просто погода была неподходящая. Дальше, уже на Угре, рыбаков было много, но к тому моменту и погода поменялась.
Пейзаж становится ещё более красивым. Река шире и полноводнее, Вокруг местами лес - загляденье.
Скоро будет второй мост, под которым предстоит пройти - железнодорожный. Прошёл под ним, и начало распогоживаться. Голубой купол неба стал проглядываться сквозь завесу туч и облаков, временами выглядывало солнце.
Под железнодорожным мостом виднелись остатки его предшественников - деревянные и железные сваи. Видимо, когда-то тут были ещё и пешеходные мостики.
В одном месте заметил пришвартованную к берегу лодку. Не знаю, кто её здесь оставил. Домов рядом не было, к тому же она располагалась на противоположном от Полотняного Завода берегу.
Дальше меня ждал третий мост - автомобильный. Подходя к нему, я услышал шум падающей воды. Стал осторожно приближаться и увидел, что впереди находится небольшой порог.
Высота его была небольшая, и сначала я хотел просто спуститься прямо по нему, но там было много камней, а лодка у меня всё же резиновая, так что решил не рисковать, а аккуратно у самого берега пройти по дну ногами, благо глубина позволяла, спустить лодку с порога и снова в неё сесть. Таким образом этот порог и был преодолён.
Левый берег здесь был высоким и очень симпатичным. На нём росли огромные толстые сосны, а у самой воды разлапистые тенистые ивы.
Дальше мне попался ещё один мост. Это был разрушенный бетонный мост. Не могу сказать, когда и зачем он был построен, и когда и как разрушился.
Дальше меня окружал всё тот же прекрасный пейзаж, на воде стали часто попадаться жёлтые кубышки и белые кувшинки.
На пути мне попался очень симпатичный помост, совсем недавно сделанный. Видимо, его сделал какой-то местный рыбак.
В одном месте мне попались сети. Не знаю, кто их поставил, но сеть стояла и не одна, причём все снасти были новые.
Так я дошёл до четвёртого моста. Это был небольшой пешеходный подвесной мостик, очень органично смотрящийся над этой небольшой речушкой.
За ним был ещё один, уже пятый на моём пути, мост. Тоже пешеходный и подвесной. Видно, что мостами пользуются, по ним ходят пешком, перевозят велосипеды. И выглядят эти подвесные мостики на Шане очень гармонично и живописно.
Дальше вдоль Шани до Угры идёт Большая Калужская тропа. Это довольно длинный маршрут, по которому можно организовать поход, где Вас будут ждать очень красивые пейзажи. Частично он проходит по территории Национального парка "Угра".
Так я добрался до места впадения Шани в Угру. После тесноты Шани выход в Угру мне показался выходом в море, такая она казалась широкая и могучая, хотя, разумеется, есть реки и куда более крупные, нежели Угра.
В месте самого слияния на воде много кубышек и камыша. И, разумеется, очень красивый вид. Широкая водная гладь, поле и лес, домики в дали. А ещё добавился ветер. Шаня на протяжении всего моего маршрута по ней текла между обрывистых берегов, заросших деревьями, и ветер почти не задувал, а тут, на Угре открытое широкое пространство, и сразу чувствуешь, что здесь всё совсем иначе.
Недалеко от места слияния Шани и Угры через Угру устроен подвесной мост. Его несколько лет назад сильно повредило наводнением, но сейчас он полностью восстановлен и даже свежепокрашен. Прямо под этим мостом довольно серьёзный перекат. Наверное, у переката на быстринке хорошо клюёт, так как там часто ловят рыбу рыбаки, как с берега, так и с лодки. В этот раз любители рыбной ловли также были там.
Об этом перекате я знал, поэтому заранее продумал, как буду его проходить. У меня не было уверенности, что моя лодка выдержит спуск по такому перекату, поэтому я прижался близко к правому берегу и также, как и в случае с порогом на Шане, пользуясь небольшой глубиной, перевёл лодку через опасное место, и снова залез в неё.
Дальше мой путь лежал по Угре. С неё открывался вид на посёлок Товарково, жаль только не было видно красивой Рождественской церкви, которая и соединяется с посёлком подвесным мостом. Это был шестой мост на моём маршруте.
Затем был седьмой, автомобильный мост, через Угру. Там тоже всегда много рыбаков. Исключением не был и этот раз.
Поднявшийся встречный ветер снижал мою скорость, но я постоянно грёб, останавливаясь только для того, чтобы сделать фотографии.
Дошёл до места где много раз бывал на берегу - впадения речушки Сечна в Угру. С поверхности Угры сама Сечна оказалась скрыта растительностью и почти незаметна, я едва не пропустил её. В этом месте ветер стих и больше не чинил мне никаких препятствий.
Одна стрекоза наворачивала круги у моей лодки, пока, наконец, не решилась сесть на неё. Что ж, пусть посидит - прокачу.
Когда улетела стрекоза, появилось другое насекомое, но уже не такое безвредное - оса. Я отмахнулся от неё, а она села мне на палец и ужалила. Инстинктивно её прихлопнул, но жало осталось в пальце и давало о себе знать некоторым жжением. К тому же солнца стало больше, был уже самый разгар дня, и я чувствовал, что руки и ноги начинают обгорать. У меня была с собой куртка, но она призвана защищать от дождя, и не пропускает воздух, поэтому грести в ней нельзя. До финиша оставалось уже недолго, дойду и так.
За одним из островков встретил крякву с выводком утят. Она начала уплывать в сторону, а утята послушно гуськом торопились за ней. Когда они оказались у поросшего травой берега острова, утка поплыла в сторону, чтобы отвлечь моё внимание, а утята спрятались у берега в высокой траве. Я подошёл поближе, и смог разглядеть затаившегося в растительности утёнка. Он не выдержал и рванул вглубь остова, где его невозможно уже было увидеть в зарослях высокой травы.
Вскоре показались дома и пляж села Дворцы. Прошёл мимо смотровой площадки и памятного камня в честь Стояния на Угре в 1480 году.
Чуть далее мне снова попалась утка с утятами. Все они сидели опустившейся на воду ветке дерева, но завидев моё приближение, дружно спрыгнули в воду. Утята дали такого стрекача за уткой против течения, что удивили меня скоростью своего бега по воде. Они не плыли, а вытянувшись бежали по воде. Летать они ещё не умеют, только учатся. А утки обычно взлетают с разбега, я думаю, все это видели.
Дальше левый берег Угры становится высоким и обрывистым, смотрится это очень красиво. Кто-то выложил в воде несколько башенок из камней, на одной из которых сидела чайка.
Тут мой маршрут подошёл к концу. Я причалил к берегу и втащил на его обрывистый склон лодку. Сплав окончился. Он оказался дольше по времени и труднее, чем я изначально рассчитывал, но от этого он не стал менее интересным. Даже наоборот очень мне понравился.
К сожалению, примерно на половине пути навигатор потерял место, и стал прокладывать трек совершенно неправильно, поэтому выложить точные данные по маршрута не получится, поэтому могу сделать это только примерно. Мой путь составил приблизительно 27,3 км и занял по времени около восьми с половиной часов. Как видите, расстояние для такого времени небольшое, что говорит о трудности маршрута. По Угре идти было легко, а вот по Шане до её слияния с Суходревом очень сложно из-за большого количества завалов. Учитывайте этот момент, ели надумаете повторить мой сплав.
Ещё немного панорамных фотографий:
И немного обычных фотографий: