Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Камиля Коро. Наш выбор

Критики не скупились на похвалы, описывая французского художника-романтика, который значительно расширил границы жанра и оставил после себя наследие, вдохновившее художников-импрессионистов второй половины XIX столетия. Камиль Коро (годы жизни 1796-1875) стал художником неожиданно. Рос тихим и рассеянным сыном состоятельного торговца, не доставляя особых хлопот родителям. Учился в частном пансионе, затем осваивал основы торговли в Руане. Учёба не приносила удовольствия, но предметы давались легко. Первый опыт работы в лавке тканей оказался неудачным. Камиль не умел продавать старый товар, а новый отдавал со скидкой каждому просившему. Хозяин лавки отправил его домой с письмом, в котором сообщал родителю о неспособности сына к коммерции. Отец не расстроился, списав неудачи на молодость. Заявление Камиля о желании стать художником также не стало ударом. Отец обрадовался, что больше не придётся тратить деньги на содержание сына. Несколько лет обучения у известных парижских живописцев не п

Критики не скупились на похвалы, описывая французского художника-романтика, который значительно расширил границы жанра и оставил после себя наследие, вдохновившее художников-импрессионистов второй половины XIX столетия. Камиль Коро (годы жизни 1796-1875) стал художником неожиданно. Рос тихим и рассеянным сыном состоятельного торговца, не доставляя особых хлопот родителям. Учился в частном пансионе, затем осваивал основы торговли в Руане. Учёба не приносила удовольствия, но предметы давались легко.

Первый опыт работы в лавке тканей оказался неудачным. Камиль не умел продавать старый товар, а новый отдавал со скидкой каждому просившему. Хозяин лавки отправил его домой с письмом, в котором сообщал родителю о неспособности сына к коммерции. Отец не расстроился, списав неудачи на молодость. Заявление Камиля о желании стать художником также не стало ударом. Отец обрадовался, что больше не придётся тратить деньги на содержание сына.

Несколько лет обучения у известных парижских живописцев не принесли начинающему художнику особых результатов. Гораздо больше он почерпнул во время путешествия по Италии, откуда привёз этюды, получившие положительные отзывы коллег. После Италии Коро путешествовал по Франции, создавая шедевры. Его плодовитость и скорость работы напоминали голландских мастеров XVII века. Наследие Коро включает в себя портреты, работы на мифологические и аллегорические темы и множество пейзажей, получивших признание в мире искусства.

Камиль Коро
Камиль Коро

Мастер считал, что только написанное с натуры с первого раза является искренним и талантливым. Этюдность и некоторая незавершенность его полотен поначалу вызывали недоумение, но критики смирились. Наряду с этим, в работах Коро восхищало умение «схватить» главное, избежать статичности и придать пейзажу глубину. Играя с полутонами, туманами и нечёткими формами, художник сумел внести в свои романтические пейзажи ощущение движения и жизни, вдохновившее импрессионистов, стремившихся передать мимолётные впечатления от окружающего мира.

Коро оставался верен своей манере письма вплоть до конца жизни. С 1827 года и до смерти в 1875 он не пропустил ни одной выставки в Парижском Салоне. Его последние работы были представлены публике уже после его смерти. Умирая в своей парижской квартире, Коро завещал выставить несколько своих работ на очередной выставке. На выставке 1875 года работы ушедшего художника, признанного мастера, уникального и самобытного творца, пользовались огромной популярностью. Скончался Коро в возрасте 78 полных лет.

1 картина. «Порыв Ветра»

«Порыв Ветра»
«Порыв Ветра»
  • Дата создания: середина 1860-ых-начало 1870-ых годов
  • Размеры: 48 х 66 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Музей Изобразительных Искусств имени Александра Сергеевича Пушкина (Москва, Россия)

Камиль Коро оставил след в истории французской живописи как автор утончённых «пейзажей настроения». В полотне «Порыв Ветра», с его угрюмым небосводом, стремительно надвигающимися тёмными облаками, склонившимися под напором ветра ветвями и зловещим, багряно-золотистым закатом, ощущается атмосфера тревоги и беспокойства. Фигура женщины, смело идущей против ветра, выражает собой такую характерную для романтизма тему борьбы человека и дикой природы.

Изысканные сочетания оттенков коричневого, тёмно-серого и тёмно-зелёного цветов, их гармоничные переходы создают цельную эмоциональную гамму, передающую ощущение надвигающейся грозы. Динамичная смена освещения только подчёркивает чувство тревоги, искусно воплощённое художником в этом пейзажном мотиве.

2 картина. «Воспоминания о Мортфонтене»

«Воспоминания о Мортфонтене»
«Воспоминания о Мортфонтене»
  • Дата создания: 1864 год
  • Размеры: 65 х 89 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)

Пейзажи Камиля Коро предвосхитили появление «нового искусства», провозглашённого художниками-импрессионистами. В его полотнах ключевое значение отводилось воспроизведению световоздушной перспективы. Ряд работ был создан непосредственно на природе (на пленэре), что обеспечивало более точное отражение нюансов освещения, в то время как другие были написаны по воображению или восстановлены по памяти художника.

Наиболее знаменитой картиной, созданной по воспоминаниям, является полотно «Воспоминание о Мортфонтене». Как следует из его названия, пленительный романтический пейзаж, дополненный женскими и детскими образами, вдохновлён тёплыми воспоминаниями о днях, проведённых в этом живописном месте. Это почти монохромный пейзаж с зеркальной поверхностью воды, растворяющимися в тумане контурами нечёткого берега и завораживающей, изменчивой световоздушной атмосферой, которая окутывает всю картину лёгкой золотистой дымкой.

3 картина. «Венеция. Вид на Набережную Скьявони»

«Венеция. Вид на Набережную Скьявони»
«Венеция. Вид на Набережную Скьявони»
  • Дата создания: 1834 год
  • Размеры: 46,7 х 68,6 сантиметров
  • Место нахождения: Музей Нортона Саймона (Пасадена, штат Калифорния, США)

Произведение возникло в период путешествия живописца по Италии. Нашему взору открывается безлюдная набережная, где случайные пешеходы кажутся исключением. Великолепные фасады дворцов и колонна, увенчанная символом былой власти и процветания, выглядят как величественная театральная декорация. У причала маленькие лодки рыбаков заменили собой огромные торговые суда. На площади не видно кипящей работы, лишь праздно гуляющие горожане и одинокие нищие. Небольшая группа возле колонны напоминает туристов, внимательно изучающих линию горизонта, следуя за указаниями своего «гида».

Набережная освещена лучами солнца, и, по игре теней, близится вечер. Окна дворцов затемнены плотными шторами, их жители прячутся от жары. Кажется, что весь вид потерял свои краски, подобно тому, как увяла сама Венеция, растратив своё величие в морских сражениях и торговых экспедициях. В атмосфере пейзажа чувствуется лёгкий налёт провинциальности. Небо утратило свою насыщенность, покрывшись дымкой, и облака еле отражают последние лучи заката. И только море сохраняет свою свежесть и яркость оттенков. Прошлое величие и современное запустение – ключевые темы, которые тревожат воображение художника и зрителя. Печаль и тоска по ушедшим временам – вот основная мысль произведения.

4 картина. «Церковь в Марисселе»

«Церковь в Марисселе»
«Церковь в Марисселе»
  • Дата создания: 1866 год
  • Размеры: 55 х 42 сантиметра
  • Место нахождения: Музей Лувр (Париж, Франция)

Созданная в период расцвета таланта живописца, работа демонстрирует нам его свободу в выборе художественных приёмов. Художник находился в постоянном поиске свежих эстетических решений. Мотив церкви в Марисселе многократно возникал в его этюдах, выполненных в разное время суток, в стремлении запечатлеть наиболее эффектное освещение. Этот подход предвосхищает собой эксперименты художников-импрессионистов, однако в произведениях Коро мимолётность и спонтанность, свойственные последующему направлению, ещё только начинают проявляться. Перед нами предстаёт произведение, завершённое в рамках академической традиции. Зрителю остаётся лишь гадать, какой же момент дня изображён на полотне – утро или вечер. Художник будто нарочно оставил эту неопределённость, что вызвало восторг у публики на Парижском Салоне.

Коро обращается к стилистике голландского пейзажа. Небольшая церковь, находящаяся на заднем плане произведения, окружена зеленью рощи. Несмотря на попытку передать атмосферу весеннего пробуждения, полотно кажется статичным. Фигуры людей застыли в неподвижности. Автор запечатлевает их для того, чтобы тем самым сбалансировать динамику весеннего времени года и человека. Водоём, скорее напоминающий большую лужу, отражает бесцветное, облачное небо. Общая композиция выглядит камерной, что типично для голландского пейзажа. Кроны деревьев словно поддерживают небесный свод, а выверенная перспектива направляет взгляд зрителя к церкви, которая играет в композиции второстепенную роль.

5 картина. «Читающая Женщина в Пейзаже»

«Читающая Женщина в Пейзаже»
«Читающая Женщина в Пейзаже»
  • Дата создания: 1869 год
  • Размеры: 54,3 х 37,5 сантиметров
  • Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

В 1869 году французский художник Камиль Коро написал картину «Читающая Женщина в Пейзаже». Как и многие другие художники, автор очень любил образ женщины за книгой, который часто олицетворял музу. Позже он напишет ещё несколько работ с похожей задумкой, однако, все они отличаются друг от друга по цвету, позам и эмоциям, которые передаёт девушка и картина в целом. «Читающая Женщина в Пейзаже» – это олицетворение спокойствия, умиротворённости и нежности. С годами Коро уходит от своего конкретного и чёткого написания портретов. Художник приходит к воплощению вечного покоя и свободы. Девушка на полотне изображена в простой, непринуждённой позе, видна полная заинтересованность книгой. Модель хорошо одета по меркам того времени: яркое, пышное платье и необычное украшение в волосах. На фоне виднеется простой пейзаж, выполненный в грязно-зелёном, жёлтом и коричневых цветах. В небольшой лодке на берегу озера сидит рыбак. Всё изображенное в работе даёт зрителю ощущение покоя, умиротворения, безопасности и уюта.

На этой картине интересным цветом изображено небо – неаккуратное смешивание голубого и бежевого цветов. Позже такой приём будет, слегка утрировано, повторяться в картинах многих импрессионистов. К слову, все работы мастера, хоть и выполнены в стиле абсолютного, чёткого реализма, дают начало будущим импрессионистам играть со светом, цветом, необычными ракурсами и изменениями пространства. Уже, будучи престарелым, Камиль Коро отнёсся довольно плохо к развивающейся в конце XIX века тенденции на изменение естественного и добавления красок на полотна. Например, работы Пьера-Огюста Ренуара ему совсем не нравились. Однако, удивительно, что его полотна стали одними из тех, что привнесли новое в течение импрессионизма и позднего импрессионизма.

6 картина. «Прерванное Чтение»

«Прерванное Чтение»
«Прерванное Чтение»
  • Дата создания: 1870 год
  • Размеры: 92,5 х 65,1 сантиметров
  • Место нахождения: Чикагский Институт Искусств (Чикаго, штат Иллинойс, США)

Камиль Коро прожил длинную жизнь, на протяжении которой написал свыше 3 000 картин. Особую страсть художник питал к пейзажам, однако он написал и несколько превосходных изображений фигуры человека. Таким изображением является портрет «Прерванное Чтение» – это одна из самых знаменитых работ кисти художника. Полотно относится к позднему периоду творчества Коро. На картине изображена молодая читающая женщина. Этот образ был очень популярен во второй половине XIX столетия и олицетворял собой музу. Однако художник отошёл от типичной позы, и написал девушку, которая отвлеклась от чтения. Она подняла взгляд куда-то немного выше так, будто размышляет над прочитанным текстом или просто задумалась о чём-то, не связанным с чтением.

Коро много путешествовал, и даже называл себя «странствующим художником». К слову, из-за этого у него никогда не было семьи. Долгое время он жил в Италии, и вообще любил всё итальянское. Художник часто одевал своих моделей на римский манер. Девушка, изображённая на полотне, исключением не стала. Её наряд сильно походит на наряд среднеобеспеченной итальянской дамы того времени. Причёска, серьги и ожерелье отсылают нас к тому же стилю. Художник любил писать бытовые особенности и в знаменитых пейзажах, и в портретах.

Техника рисования крупная и размашистая, однако, дополнена мелкими деталями, которые выписаны с особым трепетом и усердием. Например, лицо и волосы девушки. Интересно, что к женским образам Коро пришёл только с возрастом. Создаётся впечатление, что, не имея семьи и всю жизнь отрицая необходимость в этом, он, наконец, понял, насколько прекрасным является нежность и безмятежность, которая так свойственна молодым девушкам. Портрет «Прерванное Чтение» является прекрасным примером всего портретного творчества Камиля Коро. В нём прекрасно переданы красота, изящество, лёгкость и непринуждённость позы модели.

7 картина. «Виль д’Авре»

«Виль д’Авре»
«Виль д’Авре»
  • Дата создания: 1867 год
  • Размеры: 49,3 х 65,5 сантиметров
  • Место нахождения: Национальная Галерея Искусства (Вашингтон, округ Колумбия, США)

В 1865 году французский художник Камиль Коро написал картину «Виль д’Авре». Большинство работ автора являются пейзажами. За их реалистичность и внимание к деталям он и прославился на весь мир. Сия картина, как и другие работы кисти Коро, представляет собой олицетворение абсолютного спокойствия и размеренного течения жизни. На полотне изображён пруд и какое-то здание, напоминающее загородную усадьбу. Вдалеке виднеются фигуры людей, которые заняты повседневными делами, их движения выверены и точны. Ближе всего к зрителю находятся пышные деревья. Искусствоведы считают, что это деревья, которые так любил писать художник. Интересно, что одну из работ художника «Ивы» Эрих-Мария Ремарк – знаменитый писатель – подарил своей возлюбленной.

Место для будущего пейзажа мастер выбрал неслучайно. Недалеко от столицы Франции у его родителей имелась небольшая вилла. Когда отец окончательно осознал, что семейное дело продажи одежды в модном магазине Камиля абсолютно не интересует, он великодушно позволил ему заниматься живописью в этом загородном имении и даже платил отпрыску небольшие деньги. Художник, конечно же, с радостью принял предложение, и обустроил в этом доме уютную мастерскую.

Коро, будучи огромным любителем природы, всегда подмечал красивые места, и, конечно же, его взор пал на вид в округе Виль д’Авре. Так и появилась данная картина, прекрасно передающая всю красоту и простоту озера, деревьев, людей, которые спокойно занимаются своими делами. Работа выполнена в светлых, спокойных, естественных тонах, которые добавляют произведению общее впечатление размеренности жизни. Камилю очень посчастливилось сыскать славу ещё при жизни, его картины хорошо продавались. Сегодня творение «Виль д’Авре» можно увидеть в Национальной Галерее Искусства в Вашингтоне.

8 картина. «Купание Дианы»

«Купание Дианы»
«Купание Дианы»
  • Дата создания: 1874 год
  • Размеры: 161 х 80 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Музей Изобразительных Искусств имени Александра Сергеевича Пушкина (Москва, Россия)

При написании одной из своих последних работ в карьере Камиль Коро использовал один из популярных образов древнеримской мифологии. Диана – покровительница охоты, леса, мира зверей и растений. Оставив спутниц, она решила искупаться под кронами деревьев. В эту минуту её не интересуют разговоры. Богиня хочет остаться наедине с собой и лесной прохладой. Окружающий мир отвечает ей взаимностью: к ней тянутся лепестки и даже лучи солнца.

Работая над этим творением, художник придерживается традиций классицизма. Об этом говорит не только сюжет, но и композиция картины. Она сбалансирована, а объекты не вызывают чувства дискомфорта. Женская обнажённая натура полностью соответствует идеалам прекрасной эпохи. Полотно перекликается с работой Жана-Антуана Ватто, который изобразил богиню у ручья. В отличие от неё, у Дианы Коро нет оружия (лука или копья). Она не собирается охотиться. Этот приём делает её более женственной и очень похожей на обычных девушек.

В картине автор отдаёт предпочтение нескольким основным цветам: оттенки жёлтого, коричневого и зелёного. Можно было бы упрекнуть Коро в чрезмерной любви к тёплой цветовой гамме, если бы не кусочек синего неба над головой Дианы. Очень характерная и интересная деталь, которая и придаёт сюжету свежести. Так мы понимаем, что вода в лесу студёная и купаться в ней отважится не каждая молодая девушка. Особого внимания заслуживает освещение в картине Коро. Солнце находится позади главной героини. Что же освещает её фигуру? Можно предположить, что водоём большой и свет отражается от его поверхности. С другой стороны, перед нами не человек, а богиня.