Также мог поставить одноклубнику детский стул.
В январе 2025 года российский футболист Артур Юсупов объявил о завершении карьеры, а спустя месяц дал интервью Леониду Волотко. В отрывке ниже — рассказ Юсупова о своей игровой позиции и дисциплине.
"Спартак" или "Зенит": какой самый популярный клуб России? Голосуй!
Бюттнер с Ванкером смеялись, когда после тренировок я шел в зал. Мысленно отвечал им: «Начнется сезон — посмотрим!»
— Твой первый полноценный сезон в РПЛ — переходный чемпионат, когда «Динамо» всех влюбило своей игрой, но завалило весну и упустило чемпионство. Смолов и Самедов до сих пор уверены: все из-за Силкина.
— Я про Сергея Николаевича в жизни плохо не скажу. Во-первых, это он дал мне шанс в премьер-лиге. Во-вторых, «Динамо» же не первый клуб, который провел вторую часть сезона хуже первой. «Краснодар» часто до Нового года выглядит лучше, чем весной. Или то же «Динамо». Да и в «Сочи» у меня такое было: первый круг провели здорово, но после зимней паузы немножко расслабились. Это тоже из-за Силкина?
— При Черчесове состав «Динамо» был даже мощнее, но ты все равно выигрывал конкуренцию: у Нобоа, Ванкера. За счет качеств, которые уже были, или все-таки самоотдачи?
— В тот момент я этого не осознавал, но сейчас понимаю: в плане работоспособности я правда был молодец. Один пример: в Австрии при Черчесове были сумасшедшие сборы, жара страшная. Но между тренировками я шел на беговую дорожку. Однажды мимо зала проходили Бюттнер и Ванкер. Посмеялись надо мной: «Тебе не хватило?» Я улыбнулся, а про себя подумал: «Смейтесь, смейтесь. Начнется сезон — посмотрим».
И чем выше была конкуренция, тем больше я работал: с двойным, тройным усилием. Где-то и боженька помогал. Но выкладывался я на полную. Для болельщиков, может, это не всегда видно — на первом плане всегда те, кто забивает голы. Но тренеры такие вещи замечают.
Помнишь, Крис Нобоа пару лет назад стал лучшим игроком чемпионата? Его все хвалили, но никто не говорил о Цаллагове, который за него выполнял огромный объем работы и был в порядке. В какой-то степени я в «Динамо» эту незаметную роль тоже играл.
— Нобоа чуть не получил от фанатов «Динамо» за то, что после поражения гулял по торговому центру и улыбался. У тебя с болельщиками случались проблемы?
— Когда вернулся в клуб в 2019-м, негатива в принципе было больше, чем хороших моментов. И давления, с которым я, очевидно, не справился. Жил в стрессе.
— В 2011-м болельщики расстреляли футболистов из пейнтбольных ружей. Как ты отскочил?
— Это было при Петреску. В конце каждой тренировки он давал 10 минут, чтобы побить по воротам или отработать передачи. Но именно в тот день я куда-то опаздывал, поэтому дополнительно работать не остался. Ушел мыться. И когда вышел из душа, увидел Дмитрия Валерьевича [Хохлова]. А он весь в краске!
— В то время «Динамо» генерировало уйму историй: ты был свидетелем «угона» машины Бориса Ротенберга?
— Когда его «Порш» в центре поля припарковали?
— Да.
— Я увидел только результат. Кевин [Кураньи] сделал все так, что этого никто не заметил. Может, пару человек. Поэтому для всех и был такой шок. Идем на тренировку: вот первое поле, как сейчас помню — искусственное. А на нем стоит машина! Я поначалу не поверил глазам. Думал, это какая-то акция — сейчас розыгрыш будет.
— Раз уж заговорили про авто: что за авария у тебя произошла? Мне говорили, ты сильно разбил.
— Да, но, слава богу, это первое и единственное ДТП. Мне 21 год, опаздывал на тренировку... В Новогорск обычно ездил по Ленинградке, а тут зачем-то поехал по Волоколамскому шоссе. Ну и врезался в «Газель». Причем нормально так, руку повредил немного. Пока все оформили, опоздал на тренировку. Самедов потом рассказывал: «Еду и вижу аварию. Думаю: машина знакомая — хоть бы не кто-то из пацанов...»
— А что за машина?
— Audi A5. Повредил прилично — хорошо, что застрахована была. Но когда сделали — продал. Посчитал, что нефартовая.
Однажды Володя Гранат принес в раздевалку топор
— Петреску в «Кубани» разрешал игрокам выпить пива или вина после матчей. В «Динамо» было так же?
— Он нас однажды собрал после тренировки: «Ребята, только не пейте сейчас колу. Лучше — пиво». Переводчик тут же добавил от себя: «Только одно!»
— Были те, кто приезжал на тренировки с похмелья?
— Расскажу одну историю: декабрь 2014-го, у нас уже 15 очков в Лиге Европы и последний матч с ПСВ ничего не решал. Многие даже четвертые желтые карточки получили, чтобы обнулиться перед плей-офф. В воскресенье мы играли с «Амкаром» (победили 5:0). На следующий день — тренировка, во вторник — выходной. А в среду вылет в Нидерланды. И после этого отпуск, календарный год завершен.
В общем, когда в понедельник приехали на тренировку, вид у всех был не самый свежий. Лица кривые. Во вторник — то же самое. А в среду один человек даже проспал вылет. Все уже погрузились в самолет — звоним ему, а он сонным голосом: «Алло». Ждали полтора часа. Черчесов сказал: «Оплатишь штраф «Аэрофлоту». Я в тот момент думал, что ПСВ нас просто разнесет.
— Вы же выиграли.
— Да! И в целом ПСВ нас сильно «возил»: штанги обстучали, Шунин много выручал. Но в конце появился полумомент — и Леха Ионов, который вышел на замену, забил. Хотя до игры, казалось, все были просто никакие.
— Важно уточнить, что все это было при Черчесове, возможно, самом жестком тренере в плане дисциплины.
— Сто процентов. Он и тогда не отпускал ситуацию, говорил: «Матч престижный, готовьтесь! Нужен результат». В этом плане они с Владимиром Федотовым похожи. Мне нравится и такой подход, и требовательные специалисты.
Хотя тогда я этого, возможно, до конца не понимал, но сейчас скажу: Черчесов действительно сильный тренер. И, несмотря на конфликтные ситуации, которые у нас возникали, давал очень хорошие тренировки. Учил: «Мы отрабатываем четыре-пять вариантов развития атаки, но на поле у вас всегда есть выбор — там вы хозяева ситуации». Таким образом, у нас были минимум пять готовых опций, и каждый четко знал, что делать, как перемещаться. Плюс дисциплина: все отрабатывали сзади, никакой игры на чистых мячах.
— Легионеры это тоже сразу принимали?
— Конечно. Но у нас и коллектив этому способствовал: Гарик Денисов мог внезапное собрание провести. Плюс иностранцы — реально профессионалы: Кураньи, Джуджак, Ванкер...
— Вальбуэна!
— Вот, может быть, у него было чуть больше свободы. С поправкой на то, что он — реально звезда уровня сборной Франции. Но на его статистике это не отражалось — Матье делал разницу: забивал, раздавал много голевых.
— Как Вальбуэна отреагировал, когда Владимир Гранат поставил для него детский стульчик в столовой?
— Улыбнулся. Но у нас много таких подколов было. Например, Гордон Шильденфельд внешне был очень похож на дровосека. Так Володя Гранат однажды принес в раздевалку топор и положил ему в шкафчик. Я поражался: это как надо заморочиться ради шутки, чтобы целенаправленно купить топор, причем огромный, с деревянной рукояткой, и привезти его на базу.
"Спартак" или "Зенит": какой самый популярный клуб России? Голосуй!
Читайте также:
- «Мои ровесники прикованы к кроватям». Талант "Спартака" попал в реанимацию