Город чернил и моторов
В 1888 году в городе Джейнсвилл, штат Висконсин, Джордж Сэффорд Паркер основал Parker Pen Company — бренд, который десятилетиями будет ассоциироваться с качеством и престижем. Через тридцать лет — в 1919 году — там же открылась первая сборочная линия General Motors, на которой начали собирать тракторы, а затем и автомобили Chevrolet.
Эми Голдштейн в книге «Джейнсвилл. Как выживал маленький городок после закрытия завода General Motors» рассказывает о том, как лишенному градообразующего предприятия городу удалось остаться на плаву, не превратившись в очередной призрак громадного завода.
Джейнсвиллу удалось не просто выжить, но заново открыть себя, найти новую идентичность не только в сборке Chevrolet, но в чем-то более значимом для каждого жителя. На материале книги рассмотрим основные направления грамотного кризис-менеджмента, которые могут быть полезны на разных уровнях.
Американская мечта на конвейере
К 1977 году завод GM в Джейнсвилле был на пике: более 7000 сотрудников, почти 400 000 произведённых автомобилей и грузовиков, и всё это — в городе, где жило чуть больше 50 000 человек. Быть частью General Motors означало быть верхушкой рабочего класса. То была работа всей жизни, буквально передаваемая из поколения в поколение.
GM предлагала не просто зарплату — она давала социальную опору: пенсии, страховки, ощущение важности. Люди покупали дома, растили детей, чувствовали уверенность в завтрашнем дне. Джейнсвилл стал классическим примером города, построенного вокруг крупного работодателя (company town) — иными словами, завод General Motors был градообразующим предприятием.
Закат империи
Все начало меняться в 1970-х. Топливный кризис, рост цен на бензин и появление более дешёвых, экономичных японских автомобилей сделали крупные SUV и пикапы General Motors менее привлекательными. Завод в Джейнсвилле продолжал работать, но первый тревожный звонок прозвучал.
Компания начала глобальную реструктуризацию, перенаправляя производство в более дешёвые регионы и постепенно снижая число рабочих мест. Те, кто проработал 20–30 лет, начали понимать: условия, к которым они привыкли, уже не выглядят такими привлекательными.
2008 год. General Motors закрывает заводы в Северной Америке
Немало событий произошло в две тысячи восьмом: афроамериканец впервые стал президентом Соединенных Штатов, в Пекине прошли Летние Олимпийские Игры, был запущен Большой адронный коллайдер. В то же время, этот год был экономической катастрофой: 9 сентября Lehman Brothers объявил о банкротстве, миру предстояло дорого расплатиться за субстандартное кредитование.
General Motors, будучи на грани банкротства, объявила о закрытии четырёх заводов. Джейнсвилл, штат Висконсин; Морена, штат Огайо; Ошава, Онтарио; Толука, Мексика.
Последний автомобиль сошёл с конвейера 23 декабря 2008 года. Это был Chevrolet Tahoe. Какое-то время завод оставался формально открытым, однако никакой производственной деятельности на нем не велось.
Более 3000 рабочих мест были потеряны, что вызвало эффект домино: закрывались подрядчики, малый бизнес, банки, даже благотворительные организации начали испытывать нехватку средств.
Пустые ангары и травма поколений
Эми Голдштейн обращает внимание на то, что для Джейнсвилла закрытие завода стало, в первую очередь, психологической травмой. После многих лет неустанной работы и веры в предприятие, оно посчитало дальнейшее продолжение производства нецелесообразным и рассчитало сотрудников.
Поколениями считалось, что работа в GM — это надежный выбор, работа на всю жизнь, подобно службе на конвейерах Ford, U.S. Steel, Boeing, IBM и General Electric.
Закрытие фабрики GM не было прихотью правления, в XXI век компания вошла совершенно неготовой к конкуренции с азиатским рынком. Toyota, Honda, Nissan, Subaru, Mazda обрели репутацию надежных, экономичных и инновационных автомобилей на американском рынке. В то же время, «Большая Тройка» (Ford, GM, Chrysler) начала показывать признаки стагнации: среднее качество, высокая цена, устаревший дизайн, отсутствие инноваций.
Топ 10 самых продаваемых автомобилей 2008 года в Соединенных Штатах выглядел так:
- Ford F-Series: 515,513
- Chevy Silverado: 465,065
- Toyota Camry: 436,617
- Honda Accord: 372,789
- Toyota Corolla: 351,007
- Honda Civic: 339,289
- Nissan Altima: 269,668
- Chevy Impala: 265,840
- Dodge Ram: 245,840
- Honda CR-V: 197,279
С тех пор и вплоть до 2020-х Toyota Camry была самым продаваемым автомобилем в Соединенных Штатах (не грузовиком "truck", предназначенным для перевозки грузов и имеющим массу > ~3 тонн; к этой категории относятся Ford F-series, Chevrolet Silverado, RAM и др.)
Таким образом, General Motors необходимо было действовать. И действовать быстро. В 2009 году компания получила $49,5 млрд от правительства США и Канады, после чего объявила о контролируемом банкротстве и была переформатирована в «новую GM» с чистым балансом. Были закрыты десятки заводов, уволены тысячи работников, ликвидированы (некоторые бренды были закрыты, другие проданы или заморожены) нерентабельные бренды (Pontiac, Saturn, Hummer, Saab), GM сосредоточилась на производстве более экономичных и качественных автомобилей, инвестировала в электромобили (Chevrolet Volt), продала убыточные активы в Европе.
Город оказался лишённым прежней идентичности. Молодёжь начала уезжать, цены на недвижимость падать. Уровень безработицы был выше среднего по стране.
Что помогло выжить: локальные инициативы, поддержка, единство
Однако, несмотря на это, Джейнсвилл не умер. Город не стал очередным символом постиндустриального забвения.
- Образование: обучение и переобучение
Колледжи и техникумы (наподобие Blackhawk Technical College) резко переориентировали программы — от сварки до социальной работы. Людей начали активно переобучать. К 2013 году более 400 бывших работников GM получили новую квалификацию.Несмотря на впечатляющие цифры, обучение и переобучение не показали большой эффективности в городе с большим уровнем безработицы. - Работа в других городах
Для многих людей, преимущественно мужчин-бывших работников GM, работа на заводах в других городах была единственным способом сводить концы с концами. В городе их прозвали «Цыганами Джейнсвилла»: все нерабочее время они проводили в разъездах между домом и новой работой, пытаясь заработать и сохранить семью. И первое, и второе удавалось с трудом. - Локальный бизнес и роль женщин как драйверов перемен
Примечательно, что именно женщины стали моральным ядром восстановления Джейнсвилла: они открывали парикмахерские, кафе, небольшие компании.В книге Эми Голдштейн описывает судьбы жён бывших работников GM, которые, не дождавшись помощи от государства или корпорации, начали выстраивать новую жизнь с нуля: открывать небольшие предприятия, заниматься благотворительностью, делиться необходимыми вещами. - Филантропия и местный патриотизм
Некоторые богатые семьи, включая владельцев оставшихся в городе компаний, жертвовали значительные суммы на поддержание школ, спортивных секций и детских кружков. Это не остановило деградацию инфраструктуры, но помогало поддерживать социальные связи.К таким людям можно отнести сенатора Тима Каллена и спикера Палаты Представителей Пола Райана. - Дети, поддерживающие родителей
Дети бывших работников GM достаточно быстро сообразили, что происходит. Они также старались поддерживать своих родителей и благополучие города, занимаясь социальной работой и организуя благотворительные акции.В то время, как сотни родителей одновременно занялись поиском новой работы, значительно вырос уровень фактической беспризорности. За детьми меньше следили и они были более склонны к негативному воздействию. - Сообщества по интересам
Люди начали объединяться по интересам: спортивные команды, волонтёрские проекты, восстановление библиотек, сбор средств на новые детские площадки. Всё это, как ни странно, стало способом вернуть себе чувство контроля над собственным городом. - Привлечение новых компаний, льготы и инициативы
После закрытия завода GM в Джейнсвилле ключевую роль в попытках оживить экономику сыграли местные бизнес-лидеры и организации вроде Forward Janesville и Rock County 5.0, которые стремились привлечь новые компании в регион. Они делали ставку на развитие инфраструктуры, продвижение города как выгодного места для инвестиций и создание новых рабочих мест, однако привлечённые бизнесы — вроде центра дистрибуции Dollar General или компании по производству медицинских изотопов SHINE Medical Technologies — предлагали зарплаты значительно ниже прежних доходов на заводе.Считается, что город давал слишком большие льготы и мало получал взамен в финансовом отношении. Однако такие инициативы можно также рассматривать в контексте деловой активности города, его морального духа, уровня безработицы и дальнейших перспектив развития.
История Джейнсвилла — это не история успеха в классическом смысле
Город не вернул GM. Он не стал технологическим кластером или стартап-хабом. Но что более важно, он не исчез, подобно десяткам городов, некогда активных и густонаселённых, которых смена рыночной конъюнктуры сделала неактуальными (Кейро, Иллинойс; Янгстаун, Огайо; Камден, Нью-Джерси и др.)
Джейнсвилл перестал быть городом с одним заводом и стал городом с сотней мелких инициатив: людей, которые решили, что несмотря ни на что, останутся, будут бороться и заново выстроят свою жизнь.
Этот процесс занял годы и вряд ли когда-то будет завершен. Но именно такая едва заметная работа по удержанию человеческого капитала сегодня отличает город-призрак от места, в котором можно жить, работать, воспитывать детей и видеть будущее.
Похожие материалы: