Найти в Дзене

Город без двигателя: как Джейнсвилл выжил после ухода General Motors | Обзор на книгу Эми Голдштейн

В 1888 году в городе Джейнсвилл, штат Висконсин, Джордж Сэффорд Паркер основал Parker Pen Company — бренд, который десятилетиями будет ассоциироваться с качеством и престижем. Через тридцать лет — в 1919 году — там же открылась первая сборочная линия General Motors, на которой начали собирать тракторы, а затем и автомобили Chevrolet. Эми Голдштейн в книге «Джейнсвилл. Как выживал маленький городок после закрытия завода General Motors» рассказывает о том, как лишенному градообразующего предприятия городу удалось остаться на плаву, не превратившись в очередной призрак громадного завода. Джейнсвиллу удалось не просто выжить, но заново открыть себя, найти новую идентичность не только в сборке Chevrolet, но в чем-то более значимом для каждого жителя. На материале книги рассмотрим основные направления грамотного кризис-менеджмента, которые могут быть полезны на разных уровнях. К 1977 году завод GM в Джейнсвилле был на пике: более 7000 сотрудников, почти 400 000 произведённых автомобилей и гр
Оглавление

Город чернил и моторов

В 1888 году в городе Джейнсвилл, штат Висконсин, Джордж Сэффорд Паркер основал Parker Pen Company — бренд, который десятилетиями будет ассоциироваться с качеством и престижем. Через тридцать лет — в 1919 году — там же открылась первая сборочная линия General Motors, на которой начали собирать тракторы, а затем и автомобили Chevrolet.

Эми Голдштейн в книге «Джейнсвилл. Как выживал маленький городок после закрытия завода General Motors» рассказывает о том, как лишенному градообразующего предприятия городу удалось остаться на плаву, не превратившись в очередной призрак громадного завода.

Джейнсвиллу удалось не просто выжить, но заново открыть себя, найти новую идентичность не только в сборке Chevrolet, но в чем-то более значимом для каждого жителя. На материале книги рассмотрим основные направления грамотного кризис-менеджмента, которые могут быть полезны на разных уровнях.

Американская мечта на конвейере

К 1977 году завод GM в Джейнсвилле был на пике: более 7000 сотрудников, почти 400 000 произведённых автомобилей и грузовиков, и всё это — в городе, где жило чуть больше 50 000 человек. Быть частью General Motors означало быть верхушкой рабочего класса. То была работа всей жизни, буквально передаваемая из поколения в поколение.

GM предлагала не просто зарплату — она давала социальную опору: пенсии, страховки, ощущение важности. Люди покупали дома, растили детей, чувствовали уверенность в завтрашнем дне. Джейнсвилл стал классическим примером города, построенного вокруг крупного работодателя (company town) — иными словами, завод General Motors был градообразующим предприятием.

Закат империи

Все начало меняться в 1970-х. Топливный кризис, рост цен на бензин и появление более дешёвых, экономичных японских автомобилей сделали крупные SUV и пикапы General Motors менее привлекательными. Завод в Джейнсвилле продолжал работать, но первый тревожный звонок прозвучал.

Компания начала глобальную реструктуризацию, перенаправляя производство в более дешёвые регионы и постепенно снижая число рабочих мест. Те, кто проработал 20–30 лет, начали понимать: условия, к которым они привыкли, уже не выглядят такими привлекательными.

Сборочная линия General Motors в Джейнсвилле в мае 2009 года. Источник: By Cliff from Arlington, Virginia, USA - Janesville GM Assembly Plant, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33916109
Сборочная линия General Motors в Джейнсвилле в мае 2009 года. Источник: By Cliff from Arlington, Virginia, USA - Janesville GM Assembly Plant, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33916109

2008 год. General Motors закрывает заводы в Северной Америке

Немало событий произошло в две тысячи восьмом: афроамериканец впервые стал президентом Соединенных Штатов, в Пекине прошли Летние Олимпийские Игры, был запущен Большой адронный коллайдер. В то же время, этот год был экономической катастрофой: 9 сентября Lehman Brothers объявил о банкротстве, миру предстояло дорого расплатиться за субстандартное кредитование.

General Motors, будучи на грани банкротства, объявила о закрытии четырёх заводов. Джейнсвилл, штат Висконсин; Морена, штат Огайо; Ошава, Онтарио; Толука, Мексика.

Последний автомобиль сошёл с конвейера 23 декабря 2008 года. Это был Chevrolet Tahoe. Какое-то время завод оставался формально открытым, однако никакой производственной деятельности на нем не велось.

Более 3000 рабочих мест были потеряны, что вызвало эффект домино: закрывались подрядчики, малый бизнес, банки, даже благотворительные организации начали испытывать нехватку средств.

Последний Chevrolet Tahoe, выпущенный на заводе GM в Джейнсвилле. Источник: https://www.rrstar.com/story/news/2009/02/25/janesville-man-wins-last-locally/44755983007/
Последний Chevrolet Tahoe, выпущенный на заводе GM в Джейнсвилле. Источник: https://www.rrstar.com/story/news/2009/02/25/janesville-man-wins-last-locally/44755983007/

Пустые ангары и травма поколений

Эми Голдштейн обращает внимание на то, что для Джейнсвилла закрытие завода стало, в первую очередь, психологической травмой. После многих лет неустанной работы и веры в предприятие, оно посчитало дальнейшее продолжение производства нецелесообразным и рассчитало сотрудников.

Поколениями считалось, что работа в GM — это надежный выбор, работа на всю жизнь, подобно службе на конвейерах Ford, U.S. Steel, Boeing, IBM и General Electric.

Закрытие фабрики GM не было прихотью правления, в XXI век компания вошла совершенно неготовой к конкуренции с азиатским рынком. Toyota, Honda, Nissan, Subaru, Mazda обрели репутацию надежных, экономичных и инновационных автомобилей на американском рынке. В то же время, «Большая Тройка» (Ford, GM, Chrysler) начала показывать признаки стагнации: среднее качество, высокая цена, устаревший дизайн, отсутствие инноваций.

Топ 10 самых продаваемых автомобилей 2008 года в Соединенных Штатах выглядел так:

  • Ford F-Series: 515,513
  • Chevy Silverado: 465,065
  • Toyota Camry: 436,617
  • Honda Accord: 372,789
  • Toyota Corolla: 351,007
  • Honda Civic: 339,289
  • Nissan Altima: 269,668
  • Chevy Impala: 265,840
  • Dodge Ram: 245,840
  • Honda CR-V: 197,279

С тех пор и вплоть до 2020-х Toyota Camry была самым продаваемым автомобилем в Соединенных Штатах (не грузовиком "truck", предназначенным для перевозки грузов и имеющим массу > ~3 тонн; к этой категории относятся Ford F-series, Chevrolet Silverado, RAM и др.)

Таким образом, General Motors необходимо было действовать. И действовать быстро. В 2009 году компания получила $49,5 млрд от правительства США и Канады, после чего объявила о контролируемом банкротстве и была переформатирована в «новую GM» с чистым балансом. Были закрыты десятки заводов, уволены тысячи работников, ликвидированы (некоторые бренды были закрыты, другие проданы или заморожены) нерентабельные бренды (Pontiac, Saturn, Hummer, Saab), GM сосредоточилась на производстве более экономичных и качественных автомобилей, инвестировала в электромобили (Chevrolet Volt), продала убыточные активы в Европе.

Город оказался лишённым прежней идентичности. Молодёжь начала уезжать, цены на недвижимость падать. Уровень безработицы был выше среднего по стране.

Что помогло выжить: локальные инициативы, поддержка, единство

Однако, несмотря на это, Джейнсвилл не умер. Город не стал очередным символом постиндустриального забвения.

  1. Образование: обучение и переобучение
    Колледжи и техникумы (наподобие Blackhawk Technical College) резко переориентировали программы — от сварки до социальной работы. Людей начали активно переобучать. К 2013 году более 400 бывших работников GM получили новую квалификацию.Несмотря на впечатляющие цифры, обучение и переобучение не показали большой эффективности в городе с большим уровнем безработицы.
  2. Работа в других городах
    Для многих людей, преимущественно мужчин-бывших работников GM, работа на заводах в других городах была единственным способом сводить концы с концами. В городе их прозвали «Цыганами Джейнсвилла»: все нерабочее время они проводили в разъездах между домом и новой работой, пытаясь заработать и сохранить семью. И первое, и второе удавалось с трудом.
  3. Локальный бизнес и роль женщин как драйверов перемен
    Примечательно, что именно женщины стали моральным ядром восстановления Джейнсвилла: они открывали парикмахерские, кафе, небольшие компании.В книге Эми Голдштейн описывает судьбы жён бывших работников GM, которые, не дождавшись помощи от государства или корпорации, начали выстраивать новую жизнь с нуля: открывать небольшие предприятия, заниматься благотворительностью, делиться необходимыми вещами.
  4. Филантропия и местный патриотизм
    Некоторые богатые семьи, включая владельцев оставшихся в городе компаний, жертвовали значительные суммы на поддержание школ, спортивных секций и детских кружков. Это не остановило деградацию инфраструктуры, но помогало поддерживать социальные связи.К таким людям можно отнести сенатора Тима Каллена и спикера Палаты Представителей Пола Райана.
  5. Дети, поддерживающие родителей
    Дети бывших работников GM достаточно быстро сообразили, что происходит. Они также старались поддерживать своих родителей и благополучие города, занимаясь социальной работой и организуя благотворительные акции.В то время, как сотни родителей одновременно занялись поиском новой работы, значительно вырос уровень фактической беспризорности. За детьми меньше следили и они были более склонны к негативному воздействию.
  6. Сообщества по интересам
    Люди начали объединяться по интересам: спортивные команды, волонтёрские проекты, восстановление библиотек, сбор средств на новые детские площадки. Всё это, как ни странно, стало способом вернуть себе чувство контроля над собственным городом.
  7. Привлечение новых компаний, льготы и инициативы
    После закрытия завода GM в Джейнсвилле ключевую роль в попытках оживить экономику сыграли местные бизнес-лидеры и организации вроде Forward Janesville и Rock County 5.0, которые стремились привлечь новые компании в регион. Они делали ставку на развитие инфраструктуры, продвижение города как выгодного места для инвестиций и создание новых рабочих мест, однако привлечённые бизнесы — вроде центра дистрибуции Dollar General или компании по производству медицинских изотопов SHINE Medical Technologies — предлагали зарплаты значительно ниже прежних доходов на заводе.Считается, что город давал слишком большие льготы и мало получал взамен в финансовом отношении. Однако такие инициативы можно также рассматривать в контексте деловой активности города, его морального духа, уровня безработицы и дальнейших перспектив развития.

История Джейнсвилла — это не история успеха в классическом смысле

Город не вернул GM. Он не стал технологическим кластером или стартап-хабом. Но что более важно, он не исчез, подобно десяткам городов, некогда активных и густонаселённых, которых смена рыночной конъюнктуры сделала неактуальными (Кейро, Иллинойс; Янгстаун, Огайо; Камден, Нью-Джерси и др.)

Джейнсвилл перестал быть городом с одним заводом и стал городом с сотней мелких инициатив: людей, которые решили, что несмотря ни на что, останутся, будут бороться и заново выстроят свою жизнь.

Этот процесс занял годы и вряд ли когда-то будет завершен. Но именно такая едва заметная работа по удержанию человеческого капитала сегодня отличает город-призрак от места, в котором можно жить, работать, воспитывать детей и видеть будущее.

Похожие материалы:

Ключевые Идеи из «Как Гибнут Великие» Джима Коллинза — о Чем Никогда Нельзя Забывать в Бизнесе
Bright Blocks — заметки о саморазвитии18 октября 2023