Простыми словами, вылетом диска считается то, насколько колесо утоплено вглубь колёсной арки или наоборот «вытянуто» из неё наружу. Трактовка несколько упрощённая, но она даёт ясное представление о положении покрышки после установки колеса на ступицу.
Многие наверняка видели экземпляры машин, хозяева которых установили на своё авто модные кованые диски с большим вылетом. Они просто не помещаются в колёсной арке. Естественно, кузов основательно забрызган грязью, и скорее всего, потоками воды с мелким гравием или снегом обдаёт идущих по тротуару пешеходов и встречные машины.
Техническое определение вылета
Если сформулировать корректно, то вылетом называется расстояние от плоскости ступицы колеса (или привалочной плоскости диска) до срединной линии покрышки или ширины обода. Естественно, измерения выполняются строго по оси вращения. Вылет считается одной из характеристик диска и обозначается двумя буквами ET и имеет вполне конкретное значение. Например, ET50 означает, что вылет (смещение) относительно ступицы составляет 50 мм.
В былые времена автомобильные диски делали или старались делать с нулевым вылетом. Тормоза на большинстве авто были барабанные, и диск никак не мешал работе тормозной системы. Только с появлением дисковых тормозов появилась необходимость в колёсах с вылетом, иначе диск мог серьёзно помешать работе суппорта.
А ещё инженеры старой школы пытались совместить опорную поверхность ступицы со срединной линией покрышки (диска), чтобы не было никакого вылета и в помине. Почему? Потому что любой вылет на диске моментально создаёт мощный поперечный момент на ступице, точнее на опорном подшипнике.
Влияние вылета на нагрузки
Представьте, что кто-то очень сильный берёт колесо руками и пытается отвернуть его вверх. Причём усилие может быть очень большим, и почти всегда момент направлен вверх. Любая яма, наезд на камень на дороге или прыжок колеса на «лежачем служащем безопасности» бьёт как кувалда по подшипнику и самому диску.
И это самая большая проблема у дисков с большим вылетом. А грязь и потоки воды из-под выступающих колёс — это уже мелочи. Понятно, что большой вылет — это не очень хорошо, но часто компании-производители машин вынуждены использовать колёсные диски с увеличенным ET.
Просто увеличивается ширина колеи и в целом устойчивость автомобиля. Так вот, увеличение вылета колеса — это самый простой способ повысить управляемость без кардинальных переделок подвески и кузова.
Ограничения по увеличению вылета
Но увеличивать вылет диска тоже можно до определённых пределов. С какого-то момента дальнейшее увеличение ET уже даёт обратный эффект. Машина, особенно если это микролитражка, становится неустойчивой на большой скорости. Не говоря уже о том, что колёса с большим ET серьёзно нагружают заднюю подвеску.
Конечно, если на заду стоит какой-нибудь неразрезной мост, то можете ставить диски с любыми вылетами. А на торсионной балке или даже на многорычажке такие эксперименты приводят к поломкам. Поэтому компания-производитель автомобиля устанавливает оптимальную величину ET колёс конкретной модели и, конечно, приводит максимальное допускаемое отклонение вылета от стандарта.
Можно воспользоваться таблицей, а можно просто запомнить, что отклонение от рекомендованной величины вылета больше чем на 10 мм становится опасным.
Отрицательный вылет
Как ни странно, но вылет может быть и отрицательным. То есть диск не выступает, а наоборот глубоко утоплен относительно ступицы вглубь колёсной арки. Такое тоже бывает, и на отрицательный ET нужно обращать внимание даже чаще, чем на положительный.
Причиной использования дисков с отрицательным вылетом обычно те же, что и в случае с положительным ET. Нужно повысить управляемость и снизить нагрузку на рычаги, шаровые и подшипники.
Практические рекомендации
Естественно, если очень хочется, то можно выехать пару раз на новой, только что купленной фирменной резине и брендовых кованых дисках. Желание, как говорят, — дело непреодолимое. Нужно помнить, что по прямой и на сухой дороге с хорошим покрытием разницу в управлении можно и не почувствовать. Хотя резину будет изнашивать очень интенсивно.
Но вот если выехать на нестандартных «дисках» в гололёд или в простой дождь, то вполне можно попасть в неприятную ситуацию. А уж если эксперт ГИБДД или страховой обнаружит факт нестандартных колёс, то это будет серьёзной проблемой.
И ещё одно: многие водители пытаются решать проблему завышенной величины вылета с помощью проставок, устанавливаемых на ступицу. В целом такое возможно и неплохо работает, но только если проставки сделаны в нормальной мастерской, точно под конкретный автомобиль, а не куплены на интернет-площадках или на барахолке.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв