Где-то на раскаленной равнине Хузестана, на юго-западе современного Ирана, там, где река Шаур лениво несет свои воды к Каруну, лежит холм. Неприметный на первый взгляд, покрытый пылью веков и обломками глиняных кирпичей, он хранит в своих недрах историю, от которой замирает сердце. Это – Телль-э-Шуш, Сузы. Не просто древний город, а живой срез цивилизации, пласт за пластом открывающий перед нами пять тысячелетий человеческой истории, борьбы, величия и упадка. Это место, где эхом отдаются шаги царей Элама, гул персидских пиров, шепот эллинистических философов и звон мечей парфянских всадников. Давайте отправимся в путешествие сквозь время, чтобы ощутить дыхание этого легендарного места.
Глава 1: Истоки: Взгляд из Глубины Тысячелетий (Ок. 4200 г. до н.э. - Ранние Царства)
Представьте себе мир за четыре тысячи лет до нашей эры. В долинах Тигра и Евфрата уже зарождаются первые города-государства Шумера. А здесь, на восточной окраине плодородной равнины, у слияния рек, начинает формироваться нечто не менее значимое. Почему именно здесь? Ответ прост: жизнь. Воды Шаура и Каруна несли плодородие, позволяя собирать обильные урожаи ячменя и пшеницы. Равнина давала простор для пастбищ. А главное – география. Сузы стояли на стыке миров: плодородной Месопотамии на западе, Иранского нагорья с его богатствами (металлы, камни, лес) на востоке, и путей, ведущих к Персидскому заливу и далеким землям Элама (Дилмун, Маган, Меллуха) на юге. Это был естественный перекресток торговли, идей и, увы, войн.
· Рождение из Глины: Самые ранние следы поселения на холме Сузы восходят к концу V тысячелетия до н.э. Археологи, копая глубокие шурфы, находят слои, относящиеся к периоду Сузы I (ок. 4200-3800 гг. до н.э.). Это еще не город в полном смысле, но уже крупное протогородское поселение. Что поражает? Керамика. Не утилитарная посуда, а изысканные расписные сосуды с геометрическими узорами, стилизованными изображениями животных (козлов, птиц, собак) и загадочными символами. Эта керамика, известная как «стиль Сузы I», демонстрирует невероятное мастерство и развитое чувство эстетики у древних обитателей. Техника нанесения тонкого слоя светлой глины (ангоба) и последующая роспись темным пигментом требовала большого умения и знаний о свойствах материалов и обжига. Мотивы – не просто украшения, они, вероятно, несли ритуальное или символическое значение, возможно, связанное с культами плодородия или представлениями о мире. Находки печатей-штампов из камня или кости с простыми геометрическими узорами указывают на зарождение системы учета собственности – важный шаг к сложной социальной организации. Зарождающееся ремесло (ткачество, обработка камня и кости, металлургия меди) уже выделяло мастеров из общей массы земледельцев и скотоводов.
· Элам: Имя, Выходящее из Тумана Времени: К началу III тысячелетия до н.э. Сузы становятся ядром формирующейся цивилизации, которую соседи-шумеры называли Ним или Эламту, а сами эламиты, судя по их собственным надписям, позже – Халтамти ("Страна Владыки"). Элам был не моноэтническим государством, а скорее конфедерацией различных регионов (Аван, Аншан, Шушен, Симашки и др.) под верховенством правителя Суз. Их язык, эламский, не родственен ни шумерскому, ни семитским аккадскому, оставаясь изолированным и загадочным, что добавляет таинственности этой культуре. Уже в этот ранний период (период Протописьменный и Староэламский) Сузы демонстрируют признаки государственности: монументальная архитектура (фундаменты крупных зданий, возможно, храмов или дворцов), использование протоэламской письменности (еще не расшифрованной до конца, около 3000-2800 гг. до н.э.) на глиняных табличках для учета, свидетельства сложной социальной иерархии. Отношения с Месопотамией были диалектикой войны и заимствования. Шумерские города-государства (Урук, Ур, Лагаш) и сменившие их Аккадские цари (Саргон Древний, Нарам-Син) то опустошали Сузы, уводя в плен статуи богов как символ покорения (как сделал Нарам-Син), то сами терпели поражения от эламских армий. Эламиты перенимали месопотамскую клинопись (адаптировав ее под свой язык), элементы религии (культ Инанны/Иштар), но сохраняли свою уникальную идентичность – особый пантеон богов во главе с Хумбаном и Пиникером, специфические погребальные обряды, традиции искусства. Сузы были мостом, через который идеи и технологии текли в обе стороны.
Глава 2: Зенит Элама: Сузы - Блестящая Столица Соперника Вавилона (Среднеэламский и Неоэламский периоды, ок. 1500-646 гг. до н.э.)
После периода упадка и иностранного влияния (кутийского, касситского) Элам переживает мощный ренессанс. Наступает эпоха Среднеэламского царства (ок. 1500-1100 гг. до н.э.), а затем его апогея – Неоэламского периода (ок. 743-646 гг. до н.э.). Сузы в эти столетия достигают невиданного прежде блеска, становясь столицей державы, способной бросить вызов и Ассирии, и Вавилону.
· Унташ-Напириша и Священный Дур-Унташ: Хотя вершины могущества Элам достиг позже, один из самых впечатляющих проектов был осуществлен царем Унташ-Напиришей (ок. 1275-1240 гг. до н.э.). Примерно в 40 км к юго-востоку от Суз, посреди пустынной равнины, он воздвиг грандиозный культовый комплекс Дур-Унташ (ныне Чога-Занбиль). Это был не просто храм, а целый священный город, обнесенный тремя концентрическими стенами. В его сердце возвышался зиккурат – гигантская ступенчатая башня, посвященная верховному богу Иншушинаку, покровителю Суз. Высотой предположительно около 53 метров (сохранилось 25 м), он был крупнейшим за пределами Месопотамии. Зиккурат строился из миллионов обожженных кирпичей, многие из которых несли именные клейма царя. Вокруг располагались храмы другим богам эламского пантеона (Ишникараб, Наххунте, Киририша), дворцы, склады, жилые кварталы и уникальная система водоснабжения с каналами и огромными подземными резервуарами для сбора дождевой воды. Дур-Унташ – это памятник не только религиозному рвению, но и инженерному гению, административной мощи и экономическим ресурсам Элама того времени. Он был символом единства царства и мощи его правителя, обращенным как к людям, так и к богам.
· Шутрук-Наххунте I: Завоеватель и Коллекционер Трофеев: Пик военной мощи Неоэламского царства пришелся на правление Шутрук-Наххунте I (ок. 1185-1155 гг. до н.э.). Воспользовавшись ослаблением касситской Вавилонии, он предпринял грандиозный поход на запад. Его армии захватили и разграбили многие важнейшие города Месопотамии, включая священный Опис, могущественный Аккад и, наконец, в 1158 г. до н.э. – саму Вавилонию. Трофеи, вывезенные из Вавилона в Сузы, были поистине царскими. Среди них – стела с законами царя Хаммурапи (знаменитый Кодекс Хаммурапи), победоносная стела Нарам-Сина (когда-то увезенная аккадцами из Суз!), статуи богов и царей, бесценные предметы искусства. Эти трофеи не просто обогатили казну, они стали символом триумфа Элама над вековым соперником, демонстрацией его силы всему Древнему Востоку. Шутрук-Наххунте приказал высечь на многих трофеях свои победные надписи, как бы присваивая славу побежденных царей. Сузы превратились в музей военных трофеев и центр притяжения богатств.
· Сузы в Неоэламский период: Столица Бронзы и Глины: К VIII-VII вв. до н.э. Сузы достигли своего максимального расцвета как столица Элама. Город раскинулся на огромной территории. Его украшали величественные дворцы царей, такие как дворец, построенный Шилхак-Иншушинаком I. Стены этих дворцов были покрыты поливными изразцами с изображениями мифических существ (грифонов, сфинксов), воинов, процессий дароносцев. Яркие синие, желтые, белые, зеленые глазури создавали ослепительный эффект. Храмовые комплексы в честь Иншушинака и других богов были центрами не только религиозной, но и экономической жизни. Ремесленники Суз славились своим мастерством в металлообработке (изысканные бронзовые статуэтки, оружие, утварь), керамике (тонкостенные расписные сосуды), ткачестве (предполагается, что традиции персидских ковров имеют эламские корни). Город был многоязычным: звучал эламский, аккадский, арамейский. Он управлялся сложной бюрократической машиной, о чем свидетельствуют тысячи клинописных табличек административного и хозяйственного содержания. Сузы были не просто политическим центром, но и культурной метрополией, где смешивались традиции Месопотамии, Элама и зарождающегося иранского мира. Однако тень грозной Ассирии уже нависала над царством.
Глава 3: Под Скипетром Орла: Сузы – Драгоценность Короны Ахеменидов (559-330 гг. до н.э.)
Падение Элама под ударами ассирийского царя Ашшурбанапала в 646 г. до н.э. было катастрофическим. Сузы были жестоко разграблены и разрушены. Но судьба уготовила городу не забвение, а новую, еще более блестящую роль. В середине VI века до н.э. на историческую арену стремительно выходит Кир II Великий, основатель Персидской империи Ахеменидов. Завоевав Мидию, Лидию и, наконец, в 539 г. до н.э. – Вавилон, Кир обратил свой взор на Элам. Сузы, лежавшие на пути из Персиды (сердца империи, с Пасаргадами и позже Персеполем) в Месопотамию, были слишком важны стратегически. Они были завоеваны, вероятно, без особого сопротивления, около 540 г. до н.э. или чуть позже. Кир оценил выгодное положение и исторический престиж города. Он не разрушил его, а сделал одной из своих столиц, наряду с Пасаргадами, Экбатанами и Вавилоном. Однако истинным архитектором величия Суз в персидскую эпоху стал Дарий I Великий (522-486 гг. до н.э.).
· Дарий I: Зодчий Имперского Величия: Дарий, укрепивший империю после смуты, понимал значение эффективной администрации и репрезентации власти. Он задумал превратить Сузы в символ мощи и единства Ахеменидской державы, в «имперскую сокровищницу» не только в материальном, но и в идеологическом смысле. На руинах эламских построек он начал грандиозное строительство. Центром нового комплекса стал Царский Дворец (Ападана) Дария, позже достроенный его сыном Ксерксом I (486-465 гг. до н.э.).
o Ападана: Зал Мира и Триумфа:Хотя знаменитая Ападана в Персеполе более монументальна, Сузианская Ападана была не менее значима. Это был огромный колонный зал для официальных приемов. Представьте пространство, перекрытое кедровыми балками с Ливана, поддерживаемое десятками высоких, стройных каменных колонн. Их капители были выполнены в форме двойных протом (передних частей) быков, львов или грифонов – символы мощи и защиты. Здесь, в прохладной тени зала, восседал на троне «Царь царей», принимая послов из всех сатрапий необъятной империи – от Инда до Эгейского моря, от Кавказа до Нубии. Полы были покрыты роскошными коврами. Стены, возможно, украшали драгоценные ткани и оружие. Зал был спроектирован так, чтобы подавлять и восхищать, демонстрируя всемогущество властителя.
o Дворец Дария: Мир Искусств и Ремесел: Рядом с Ападаной располагался собственно дворец Дария I. Его стены стали холстом для величайшего художественного проекта Ахеменидов в Сузах. Вместо камня, как в Персеполе, здесь использовали поливной кирпич – продолжение эламской традиции, но доведенное до совершенства. Десятки тысяч глазурованных кирпичей складывались в грандиозные фризы. Бессмертная Гвардия: Царские Лучники. Наиболее знаменитый фриз изображал процессию царских телохранителей-лучников, «Бессмертных». Фигуры в роскошных мидийских одеждах (длинные, ярко раскрашенные кафтаны, штаны, тиары) и эламских башмаках, с копьями, луками и колчанами за спиной, шествуют с невозмутимым достоинством. Их лица индивидуальны, складки одежд переданы с удивительной пластикой. Использованы кобальтовый синий, изумрудно-зеленый, белый, желтый, коричневый цвета. Каждый лучник составлен из множества отдельно формованных и обожженных кирпичей, точно подогнанных друг к другу – фантастическая по точности работа! Мифические Стражи. Другой фриз изображал крылатых львов с рогами (символы божественной защиты и мощи) и грифонов (фантастические льво-орлы, охраняющие сокровища). Эти изображения несли глубокий символический смысл: порядок, защищенный божественными силами, мощь империи, непоколебимость царской власти.
o Имперская Логистика: Надпись Дария из Суз (DSf): О том, как создавалось это великолепие, нам красноречиво рассказывает сама клинописная надпись, найденная в Сузах и составленная от имени Дария I (так называемая надпись DSf). Это уникальный документ, восхваляющий не столько военные победы, сколько мирный труд и международную кооперацию под эгидой царя. Дарий перечисляет материалы и народы, участвовавшие в строительстве: кедр из Ливана, тис из Гандары (Сев.-Зап. Индия), золото из Сард и Бактрии, лазурит и сердолик из Согдианы, бирюза из Хорезма, серебро и эбеновое дерево из Египта, слоновая кость из Эфиопии и Индии, каменные колонны из Элама, каменотесы из Ионии и Сард, золотых дел мастера из Мидии и Египта, кирпичи из Вавилонии. «Земля была рыхлой, я выкопал ее до скалы. Когда котлован был вырыт, гравий был засыпан… кирпичи были формованы, вавилонский народ их формовал. Кедровое дерево было привезено с горы Ливан… Ассирийский народ доставил его в Вавилон; из Вавилона карийцы и ионийцы доставили его в Сузы… Золото было привезено из Сард и из Бактрии… Лазурит и сердолик, которые здесь использованы, были привезены из Согдианы… Серебро и эбеновое дерево были привезены из Египта… Слоновая кость, которая здесь использована, была привезена из Эфиопии и из Индии… Каменные колонны, которые здесь использованы, были привезены из Элама… Каменотесы, которые тесали камень, были ионийцы и сардийцы. Золотых дел мастера, которые работали с золотом, были мидийцы и египтяне… Люди, которые инкрустировали, были мидийцы и египтяне. Люди, которые делали обожженный кирпич, были вавилоняне. Люди, которые украшали стену, были мидийцы и египтяне». Эта надпись – гимн организаторскому гению Ахеменидов, их способности мобилизовать ресурсы со всей Ойкумены для создания символа имперского единства.
· Сузы – Нерушимое Хранилище Империи: Помимо дворцового комплекса, Сузы выполняли ключевую административную функцию. Здесь находилась одна из главных сокровищниц империи, куда стекалась дань с сатрапий – золото, серебро, драгоценные камни, ткани, скот. Город был важным архивом – тысячи глиняных табличек с хозяйственными записями, перепиской сатрапов, указами царя найдены в его руинах. Писали в основном эламским языком (как язык местной администрации) и арамейским (как имперский язык межнационального общения). Именно в Сузах, вероятно, в качестве трофея, захваченного еще эламитами у вавилонян, а затем доставленного сюда персидскими царями из какого-то эламского хранилища, хранилась знаменитая стела с Законами Хаммурапи. Найденная французской археологической экспедицией в 1901-1902 гг. под руководством Жака де Моргана, она стала одним из величайших археологических открытий, пролив свет на вавилонское право XVIII в. до н.э. Нахождение ее в Сузах – символ преемственности власти и собирания древних реликвий под сенью Ахеменидского орла. Сузы были также церемониальной столицей. По свидетельству греческих историков (Геродот, Ктесий), именно здесь персидские цари, особенно Дарий и Ксеркс, проводили зиму и отмечали важнейшие праздники, такие как царский день рождения, сопровождавшийся грандиозными пирами и раздачей даров. Город стал свидетелем интриг гарема, описанных в Книге Есфирь (где Сузы названы Шушаном), хотя историчность событий в деталях оспаривается. Сузы были не просто городом, а нерушимым хранилищем власти, богатства и традиций величайшей империи древности.
Глава 4: В Тени Новых Орлов: Эллинизм, Парфяне и Сасаниды (331 г. до н.э. - 651 г. н.э.)
Падение Ахеменидской империи под ударами Александра Македонского в 330 г. до н.э. не означало гибели Суз. Александр вошел в город, захватил несметные сокровища ахеменидской казны (по некоторым оценкам, около 50 000 талантов золота и серебра!) и устроил массовое бракосочетание своих военачальников с персидскими аристократками в знак слияния культур. Сузы, как важный административный и стратегический центр, сохранили свое значение при новых властителях.
· Селевкиды: Греческий Лоск на Восточной Крови: После смерти Александра Сузы вошли в состав огромной империи Селевкидов, основанной его полководцем Селевком I Никатором. Город, переименованный в Селевкию-на-Эвлее (река Шаур отождествлялась с Эвлеем), стал столицей сатрапии (позже провинции) Сузиана. Период эллинизма принес изменения: греческий язык стал языком администрации и элиты наряду с арамейским, в архитектуре появились элементы греческого стиля (ордера, театры, гимнасии), чеканились монеты с греческими легендами. Были построены греческий театр (следы которого найдены археологами) и, вероятно, другие общественные здания эллинистического типа. Однако эламская и персидская основа городской жизни, особенно в среде простого населения, оставалась сильной. Сузы стали плавильным котлом культур, где восточные традиции адаптировались под греческие формы.
· Парфянская Эпоха: Возвращение Иранского Духа: Со II в. до н.э. власть над Ираном и Месопотамией перешла к Парфянской (Аршакидской) империи. Парфяне, иранский народ, пришедший с востока, восстановили многие персидские традиции. Сузы оставались крупным и богатым городом, важным центром на торговых путях между Месопотамией, Ираном и Центральной Азией. Парфяне отстроили и укрепили город. Археологи обнаружили остатки парфянских дворцов и храмов, свидетельствующих о процветании. В искусстве сочетались эллинистические влияния и возрождающиеся иранские мотивы. Город чеканил собственную бронзовую монету с греческими надписями, но часто с изображениями местных божеств или парфянских царей. Сузы были важным центром манихейства – синкретической религии, основанной пророком Мани в III в. н.э. в соседней Месопотамии. Однако в конце парфянского периода Сузы сильно пострадали от римских вторжений (особенно похода императора Траяна в 116 г. н.э.) и внутренних междоусобиц.
· Сасаниды: Последний Всплеск перед Закатом: С приходом к власти Сасанидской династии в 224 г. н.э., стремившейся возродить славу Ахеменидов, Сузы получили новый импульс. Город, известный теперь как Шуш или Шушан, был отстроен и укреплен. Сасаниды возвели здесь новый царский дворец, фрагменты которого (включая знаменитую капитель с протомами быков, стилистически восходящую к ахеменидским образцам) были обнаружены археологами. Появились зороастрийские храмы огня (аташгахи), свидетельствующие о возвращении к иранским религиозным корням. Сузы оставались значимым административным и торговым центром провинции Хузестан. Однако геополитический центр империи сместился в Ктесифон (в Месопотамии) и в собственно Персиду (с городами Истахр, Бишапур, позднее – Фирузабад). Войны с Византией истощали ресурсы. А в VII веке н.э. на сцену вышла новая сила – арабские завоеватели, воодушевленные исламом. После битвы при Кадисии (636 или 637 г.) арабские войска двинулись на Иран. Шушан был захвачен арабами около 638-642 гг. в ходе завоевания Хузестана. Город подвергся разграблению и разрушению, положив конец его почти пятитысячелетней истории как великой столицы. Постепенно он пришел в упадок, превратившись в небольшое поселение на месте грандиозных руин.
Глава 5: Песок и Память: Археологическое Воскрешение Суз
После арабского завоевания Сузы (Шуш) превратились в скромный провинциальный городок, живущий среди руин былого величия. Местные жители растаскивали древние кирпичи для своих построек. Холм Телль-э-Шуш стал источником легенд о спрятанных сокровищах и проклятых дворцах древних царей. Интерес к древней истории Персии пробудился в Европе в XIX веке.
· Пионеры: Лофтус, Дьёлафуа и Первые Открытия: Первые серьезные исследования руин Суз начал британский археолог Уильям Кеннет Лофтус в 1851-1852 гг. Он провел первые раскопки на холме, идентифицировал его как библейский Шушан и древние Сузы, составил план и обнаружил первые фрагменты ахеменидских сооружений и клинописные таблички. Однако настоящий прорыв связан с деятельностью французской пары – Марселя-Огюста Дьёлафуа и его жены Жанны. Работая в Сузах в 1884-1886 гг., они с невероятным энтузиазмом (и часто весьма варварскими методами по современным меркам) раскопали значительную часть Ападаны Дария и Ксеркса. Именно Жанна Дьёлафуа, рискуя жизнью (раскопки велись в нестабильных шахтах), обнаружила великолепные фризы царских лучников и крылатых львов из глазурованного кирпича. Эти шедевры были отправлены в Париж и стали гордостью коллекции Лувра, вызвав сенсацию в научном мире и у публики. Дьёлафуа также открыли фундаменты других дворцовых построек и собрали множество артефактов.
· Жак де Морган и Эпоха Систематических Раскопок: В 1897 году французское правительство, получив от персидского шаха монополию на археологические исследования по всему Ирану (французская археологическая концессия, действовавшая до 1927 г., а в Сузах – фактически до 1979 г.), направило в Сузы профессионального геолога и археолога Жака де Моргана. Он возглавлял Délégation en Perse (Персидскую Миссию) с 1897 по 1912 гг. Де Морган подошел к делу системно. Он провел топографическую съемку всего огромного холма, разделил его на сектора и начал планомерные раскопки, стремясь понять стратиграфию (последовательность культурных слоев). Его величайшие открытия:
o Кодекс Хаммураби: В декабре 1901 – январе 1902 гг. в ходе раскопок акрополя была найдена великолепная базальтовая стела, покрытая клинописью. Это и был свод законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), увезенный в Сузы эламским царем Шутрук-Наххунте I за 1200 лет до этого как трофей. Находка стала мировой сенсацией и ключом к пониманию месопотамского права.
o Погребения Эпохи Бронзы: На холме Акрополь де Морган обнаружил богатые погребения эпохи раннего и среднего Элама (III-II тыс. до н.э.), содержавшие изысканные керамические сосуды (включая знаменитый «вазу с козерогами»), бронзовое оружие и украшения, каменные печати. Эти находки открыли миру искусство доахеменидского Элама.
o Продолжение Исследований: Ролан де Мекенем, Роман Гиршман, Жан Перро: После де Моргана раскопки в Сузах продолжали другие выдающиеся французские археологи. Ролан де Мекенем (работал в 1910-х, 1930-х гг.) сосредоточился на детальном изучении ахеменидских дворцов, эламских слоев и некрополя. Роман Гиршман (руководил экспедицией в 1946-1967 гг.) провел масштабные раскопки, открыв неоэламские слои с остатками храмов и дворцов VII в. до н.э., парфянский и сасанидский город, а также значительно углубил знания об ахеменидском периоде. Он же начал реставрацию некоторых памятников. Жан Перро (руководил экспедицией с 1968 г. до Исламской революции 1979 г.) углубился в древнейшие слои (периоды Сузы I и II, V-IV тыс. до н.э.), изучая истоки города, и продолжил исследование эламских и ахеменидских комплексов с применением современных методов. Он также уделял большое внимание консервации и реставрации открытых памятников.
· Иранская Археология и Современность: После 1979 года раскопки в Сузах продолжили иранские археологи (такие как Мир-Абедин Каболи). Были сделаны важные открытия, например, сасанидский дворец с капителями в виде бычьих протом. Ведутся работы по консервации, музеефикации и созданию археологического парка. Рядом с руинами вырос современный город Шуш. Древние Сузы-Шуш были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2015 году, признавая их выдающуюся универсальную ценность. Находки из Суз украшают не только Национальный музей Ирана в Тегеране и музей в Сузах/Шуше, но и, в значительном количестве, Лувр в Париже (включая фризы лучников, Кодекс Хаммурапи, стелу Нарам-Сина), являясь постоянным напоминанием о славном прошлом.
Заключение: Эхо Вечности на Телль-э-Шуш
Стоя сегодня среди руин Суз, трудно охватить разумом всю глубину времени, сжатую в этом холме. Под ногами – слои пепла от пожаров, затерянные бусины эпохи неолита, осколки эламской керамики, обломки колонн Дария, фундаменты парфянских домов. Сузы – это не один город, а множество городов, нанизанных на ось времени как бусы. Он был:
· Колыбелью: Местом рождения одной из древнейших цивилизаций планеты, чья яркая керамика V-IV тыс. до н.э. говорит о неутолимой жажде красоты.
· Столицей Воинственного Духа: Сердцем Эламского царства, бросавшего вызов гигантам Месопотамии, увозившего их богов и законы как трофеи в свои святилища.
· Имперской Сокровищницей и Сценой: Блестящей столицей Ахеменидов, где «Царь царей» принимал послов мира под сенью колонн, а стены сияли немеркнущими красками фризов, созданных трудом десятков народов. Хранилищем Кодекса Хаммурапи – свидетельства древней мудрости и имперской преемственности.
· Перекрестком Культур: Городом, где смешивались эламские, вавилонские, персидские, греческие, парфянские, сасанидские традиции, создавая уникальный синтез.
· Книгой из Камня и Глины: Бесценным археологическим архивом, чьи клинописные таблички и монументальные руины продолжают рассказывать нам о политике, экономике, религии, искусстве и повседневной жизни десятков поколений.
Сузы пали под ударами времени и завоевателей. Их величие растворилось в песках. Но их память неистребима. Она живет в обожженной глине, в высеченных на камне словах царей, в стройных рядах царских лучников, застывших в вечном марше на стенах Лувра, в самом холме Телль-э-Шуш, который продолжает терпеливо ждать новых вопросов и давать новые ответы. Сузы – это не просто руины. Это эхо вечности, напоминание о взлетах и падениях империй, о бренности камня и неувядающей силе человеческого духа, творящего историю. Каждый камень здесь – страница великой Книги Цивилизаций, приглашающая нас к прочтению.
Источники и Библиография (Ключевые работы):
1. Первоисточники:
o Надпись Дария I из Суз (DSf):Переведена и опубликована в различных сборниках ахеменидских надписей (R. G. Kent, Old Persian: Grammar, Texts, Lexicon; П. Лекок, Les inscriptions de la Perse achéménide).
o Геродот: "История" (особенно Книги III, V, VI, VII, IX) – описания Персидской империи, обычаев, дворцов.
o Ктесий Книдский: "Персика" (сохранилась во фрагментах и пересказах) – сведения о персидском дворе, в том числе в Сузах.
o Книга Есфирь (Ветхий Завет):Описывает события при персидском дворе в Сузах (Шушан).
2. Основные Археологические Отчеты и Исследования:
o Dieulafoy, Marcel: L'Art antique de la Perse (1884–1889), L'Acropole de Suse (1890–1892) – первые масштабные публикации находок из Суз.
o Morgan, Jacques de: Mémoires de la Délégation en Perse (тома 1-13, 1900-1912) – фундаментальные отчеты о раскопках конца XIX - начала XX вв., включая открытие Кодекса Хаммурапи. La Préhistoire orientale (1925-1927).
o Mecquenem, Roland de: Многочисленные статьи в Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale и отчеты в Mémoires de la Délégation en Perse (1910-е - 1930-е гг.).
o Ghirshman, Roman: Iran: From the Earliest Times to the Islamic Conquest (1954), Tchoga Zanbil (Dur-Untash) (тома I-III, 1966-1970), Perse: Proto-Iraniens, Mèdes, Achéménides (1963), отчеты о раскопках в Cahiers de la Délégation Archéologique Française en Iran (1970-е гг.).
o Perrot, Jean (ed.): The Palace of Darius at Susa: The Great Royal Residence of Achaemenid Persia (2013) - итоговый труд по ахеменидскому дворцу. Многочисленные статьи и отчеты в Cahiers de la Délégation Archéologique Française en Iran и Dossiers d'Archéologie.
o Curtis, John; Tallis, Nigel (eds.): Forgotten Empire: The World of Ancient Persia (2005) - каталог выставки Британского музея, содержит разделы по Сузам.
o Harper, Prudence O.; Aruz, Joan; Tallon, Françoise (eds.): The Royal City of Susa: Ancient Near Eastern Treasures in the Louvre (1992) - каталог коллекции Лувра.
o Álvarez-Mon, Javier; Basello, Gian Pietro; Wicks, Yasmina (eds.): The Elamite World (2018) - современная комплексная монография об Эламе, с обширными материалами по Сузам.
o Potts, Daniel T.: The Archaeology of Elam: Formation and Transformation of an Ancient Iranian State (2nd ed., 2016) - фундаментальный труд по археологии Элама.
3. Специальные Исследования:
o Amiet, Pierre: Elam (1966), Suse: 6000 ans d'histoire (1988) - классические работы по искусству и археологии Элама и Суз.
o Muscarella, Oscar White: The Lie Became Great: The Forgery of Ancient Near Eastern Cultures (2000) - содержит критический анализ некоторых ранних методов раскопок и проблем атрибуции.
o Boucharlat, Rémy: Работы по парфянскому и сасанидскому периодам в Сузах (статьи в научных журналах).
o Каболи, Мир-Абедин (Kaboli, Mir-Abedin): Отчеты иранских археологов о раскопках после 1979 г. (на персидском и в международных изданиях).
4. ЮНЕСКО: Официальное досье о включении Суз в список Всемирного наследия (2015).