Найти в Дзене
Арт-терапия | art.maxtherapy

Когда Третьяковка приходит в город ветров: о филиале в Калининграде и путешествии с ребенком по выставке «Пять веков русского искусства»

В предыдущей статье я рассказывала об открытии филиала Государственной Третьяковской галереи в Калининграде. В этой хочу поделиться впечатлениями о своеобразном путешествии по выставке «Пять веков русского искусства». Это был мой первый опыт, когда я посетила музейное пространство с 8-месячным ребенком. Я долго сопротивлялась идти или нет: карапуз будет капризничать, нарушать покой других посетителей, я буду нервничать, устанет спина и прочее. Многим покажется странным — зачем тащить младенца туда, где “он всё равно ничего не поймёт”. Но визуальная культура усваивается с младенчества — на уровне света, цвета, интонаций пространства. Сейчас смело могу сказать, что это был потрясающий опыт. Сын ни капельки не капризничал, с удовольствием рассматривал скульптуры и посетителей выставки. Его интересовало всё: свет, цвета, звуки шагов по залу. Галерея стала пространством, куда можно прийти с ребёнком и не бояться чужого осуждения. Музей оказался по-настоящему открытым для родителей с мален

В предыдущей статье я рассказывала об открытии филиала Государственной Третьяковской галереи в Калининграде. В этой хочу поделиться впечатлениями о своеобразном путешествии по выставке «Пять веков русского искусства».

В залах филиала Третьяковской галереи в Калининграде
В залах филиала Третьяковской галереи в Калининграде

Это был мой первый опыт, когда я посетила музейное пространство с 8-месячным ребенком. Я долго сопротивлялась идти или нет: карапуз будет капризничать, нарушать покой других посетителей, я буду нервничать, устанет спина и прочее. Многим покажется странным — зачем тащить младенца туда, где “он всё равно ничего не поймёт”. Но визуальная культура усваивается с младенчества — на уровне света, цвета, интонаций пространства. Сейчас смело могу сказать, что это был потрясающий опыт. Сын ни капельки не капризничал, с удовольствием рассматривал скульптуры и посетителей выставки. Его интересовало всё: свет, цвета, звуки шагов по залу.

В залах филиала Третьяковской галереи в Калининграде
В залах филиала Третьяковской галереи в Калининграде

Галерея стала пространством, куда можно прийти с ребёнком и не бояться чужого осуждения. Музей оказался по-настоящему открытым для родителей с маленькими детьми. Без косых взглядов, с возможностью посидеть, покормить, переодеть, приветливый и дружелюбный персонал. Это кажется мелочью, но из таких «мелочей» складывается образ галереи как места для жизни, а не только для академического созерцания.

В залах филиала Третьяковской галереи в Калининграде
В залах филиала Третьяковской галереи в Калининграде

«Пять веков русского искусства» — главная выставка на открытии галереи — масштабное кураторское высказывание. Здесь нет желания шокировать зрителя или поразить количественным составом — наоборот, каждое произведение выверено как нота в партитуре.

Экспозиция открывается иконой — не столько как формой религиозной живописи, сколько как истоком визуального языка России. В первых залах - парсуна и портретная живопись эпохи Петра, академическая школа и развитие портрета XVIII - XIX вв. Я очень люблю сравнивать изобразительный язык икон и живопись Врубеля. Отмечу, что символизм дан на экспозиции ограниченно. Поэтому насладиться сравнением колористического письма Врубеля и представителей символизма не удалось. Однако авангард представлен достаточно широко, как и русская пейзажная живопись. 

Блестящий блок реализма и жанровой живописи — крестьянский быт, природа, моральный конфликт. Приглушенная палитра и почти тактильная тишина в залах с работами Айвазовского, Куинджи, Шишкина, Левитана останавливают дыхание.

В залах филиала Третьяковской галереи в Калининграде
В залах филиала Третьяковской галереи в Калининграде

XX век представлен не фрагментарно, а последовательно от экспериментов бубнововалетцев до нонконформизма и живописи семидесятников. Особое место на выставке занимает супрематизм Малевича и его "Чёрный квадрат" версии 1929 года, который близок к изначальному варианту одноименной работы 1915 года. Я с карапузом ждали довольно долго, чтобы подойти к полотну. 

Триптих «Люди голубой планеты» (1984) А. А. Леонова и А. К. Соколова — произведение, исследующее человеческую природу и потенциал в контексте глобальных проблем. Произведение передает оптимизм и веру в прогресс, подчёркивая возможности разума и духа и актуализируя экологическую ответственность и гуманизм. Триптих завершает выставку ярким аккордом в полифоничной истории русского искусства.

Мой сын, возможно, не запомнит эту выставку. Но я — запомню. Потому что именно в этот день искусство стало не воспоминанием, а началом. Для него. И, вероятно, для города тоже.