Найти в Дзене
Nik Nova

9 уровней развития сознания человека

Знакомы ли вы с интегральным подходом философа Кена Уилбера? Сегодня сделаю попытку где-то поразмышлять над его видением, а где-то его дополнить. То, что мы рассмотрим, относится к разделу духовной психологии. "Единственный способ стать человеком - только через связь с Духом". Чуть выше, в этой статье есть оглавление. Надеюсь, вы уже его видели и ознакомились с содержанием этой статьи. Поэтому, если в вас что-то откликается, чтоб её прочитать, то предлагаю расслабиться и настроиться на то, чтобы осваивать этот материал размеренно и неспеша - он написан не для того, чтоб за 10 минут пробежаться по нему взглядом и побежать заниматься чем-то ещё. Многие люди посвятили десятилетия на исследования этой тематики, а у Кена Уилбера ушли годы, чтоб этот опыт обобщить. У меня тоже ушло какое-то время, чтоб его информацию переварить и постараться передать её простыми словами. Возможно вам захочется сразу добавить эту статью к себе в избранное, чтобы не потерять, а иметь возможность вернуться к
Оглавление

Знакомы ли вы с интегральным подходом философа Кена Уилбера?

Сегодня сделаю попытку где-то поразмышлять над его видением, а где-то его дополнить. То, что мы рассмотрим, относится к разделу духовной психологии.

"Единственный способ стать человеком - только через связь с Духом".

Чуть выше, в этой статье есть оглавление. Надеюсь, вы уже его видели и ознакомились с содержанием этой статьи. Поэтому, если в вас что-то откликается, чтоб её прочитать, то предлагаю расслабиться и настроиться на то, чтобы осваивать этот материал размеренно и неспеша - он написан не для того, чтоб за 10 минут пробежаться по нему взглядом и побежать заниматься чем-то ещё. Многие люди посвятили десятилетия на исследования этой тематики, а у Кена Уилбера ушли годы, чтоб этот опыт обобщить. У меня тоже ушло какое-то время, чтоб его информацию переварить и постараться передать её простыми словами. Возможно вам захочется сразу добавить эту статью к себе в избранное, чтобы не потерять, а иметь возможность вернуться к ней снова. Предполагаю, что эта информация будет полезна не для всех, а только для узкой группы людей, кто в ней нуждается, и нуждается в её вдумчивом осмыслении....

Начинаем

Итак, некоторое время назад, рассматривая вопрос скатывания современного общества в магическое мышление, я намеревался продолжить тему и раскрыть вопрос того, по каким этапам проходит развитие сознания, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Сегодня хочу подробно рассмотреть всю эту тему целиком.

- Почему нам так важно ознакомиться с уровнями развития сознания?

Это помогает расширить наше представление о самих себе, так как рисует карту сознания, чтоб мы могли оценивать уровень его развития или отслеживать на каком этапе оно застряло и какой этап развития всё ещё предстоит освоить. Более того, зная характеристики существующих уровней, мы можем с пониманием относиться к разным людям или даже к целым группам людей и сообществам, чётко представляя на каком уровне развития находится их сознание и их восприятие мира.

Памятуя о том, какие существуют уровни развития сознания, мы будем видеть и то, каким образом происходит духовный рост, который напрямую связан с переходами от одного уровня к следующему: от первого к девятому.

К сожалению, почти никто об этих уровнях не знает так как информации об этом в публичном доступе практически нет. Чтобы понять, что мы об этом действительно почти ничего не знаем, нужно просто задать самому себе вопрос:

"А на каком уровне развития находится моё собственное сознание? Могу ли я этот уровень измерить?"

Не так-то просто на этот вопрос найти ответ не имея представления об уровнях развития сознания и о том, какими критериями этот уровень можно измерить. Не метровой линейкой же!

Очевидно, что уровень развития сознания людей, имеет градации и ступени развития.

- Так что это за уровни?
Давайте их рассмотрим!

1. Физиологический (сенсомоторный)

-2

Каждый рождающийся человек находится на первом уровне развития сознания. Этот уровень сознания характерен для новорожденного ребенка и продолжается примерно от рождения до 1,5-2 лет. Мы все проходим этот этап.

Следует отметить, что до рождения у ребенка, конечно же тоже есть и восприятие и развитие части сознания, но, по большей части, во внутриутробном развитии, когда начинает формироваться центральная нервная система, развивается именно подсознание ребенка, а сознание "включается" уже в момент рождения.

Стадии развития психики (души) во время внутриутробного развития (т.е. развитие подсознания) пробует изучать пренатальная психология. Развитие души до рождения можно считать нулевым уровнем развития сознания, так как от этого в дальнейшем, как от фундамента, будет зависеть развитие первого уровня сознания - физиологического/ сенсомоторного.

С момента рождения начинает формироваться механизм эго: после того, как ребёнок вышел из утробы и отрезан от пуповины, у него встаёт острая необходимость выживать. Ведь питание больше не поступает и поэтому именно в этот момент и пробуждается сознание. Запускается с первым вдохом и механизм "эго". "Эго" - это наш полезный инструмент, который сперва учится различать комфорт-дискомфорт, различать то, что способствует выживанию - не способствует выживанию, различать опасное-безопасное, известное-неизвестное и т.д... Эго - это основа души человека.

У маленького ребенка от 0 до 3-х месяцев ещё не сформировано представления о себе, нет и представлений о мире. Он ещё не знает где заканчивается его тело и начинается внешний мир. Поэтому в этот момент "я" и "мир" - это одно целое. Мышление идёт примерно по такому сценарию: "если мне плохо, значит и всему миру плохо и я плохой (ведь я и весь мир - это одно и то же)" - не ресурсное состояние психики. А "если мне хорошо, то и мир хороший и я хороший" - ресурсное состояние психики. Это очень важный период, в первые 100 дней формируется отношение к себе и к миру в целом - формируется САМОЦЕННОСТЬ себя.

САМОЦЕННОСТЬ (не путать с самооценкой, которая формируется позже), нужна нам, чтоб ощущать себя ценными для самих же себя, ощущать и то, что жизнь сама по себе тоже ценна. Ценна для кого? Для самого себя. Без сформированной самоценности человек не выживет ("а зачем мне продолжать жить, если я не ценен и моя жизнь тоже для меня не ценна и бессмысленна?"). Без здорового фундамента самоценности человек во взрослом возрасте будет сталкиваться с огромным количеством проблем и сложностей во всех сферах жизни (отношения, здоровье, финансы, самореализация). Самоценность - это связь с Источником всей Жизни.

Эго помогает исследовать этот мир и научается постепенно через органы чувств и кожу определять свои границы через границы своего тела - где всё ещё "я", а где уже "не я".

В какой-то мере, самая первая фаза развития ребенка - это фаза условной целостности, когда "я" и "мир" ощущаются всё ещё одним целым - "я и весь мир едины" или так - "Я - есть Бог"!. К подобной целостности и единству душа и будет стремиться после того, как сформируется фундамент "эго" и ребенок научится отличать себя от остального внешнего мира. По сути, сначала мы рождаемся с ощущением "я и весь мир едины" и движемся от этого состояния к формированию своей индивидуальности (чем и занимается возрастная и базовая психология) - мы как бы сжимаемся, фокусируемся. А вот дальше, после того, как наше эго и индивидуальность сформированы со здоровыми границами, начинается процесс расширения - мы начинаем расширять собственные границы эго, стараясь обратно обрести единство с мирозданием и снова обрести, но уже не условное, а подлинное единство "я и весь мир едины" - и этот процесс - это уже духовный путь развития души по обретению подлинной целостности.

Если человек сформировал индивидуальность (эго), но не пошёл дальше по духовному пути развития своей души, значит он "застрял" и деградирует. Вот почему нам важно видеть на каком уровне развития находится наше сознание и куда следует стремиться дальше, если мы где-то застряли.

На первом уровне развития сознания начинают формироваться как первые телесные сенсорные ощущения, так и первичные чувства (страх, гнев, радость).

2. Эмоциональный

-3

Этом этапе развития сознания ребенок уже понимает, что он не "Бог". Если на предыдущем этапе ребенок хотел есть, то появлялась кормящая грудь мамы, если ему было дискомфортно, то появлялся кто-то, кто менял мокрые пелёнки - стоило лишь закричать. Теперь он понимает, что его желания исполняются не сами по себе и не каждый раз по его прихоти, а зависят от кого-то ещё. Ребенок теперь знает, что есть кто-то ещё (кто-то более могущественный, чем он сам) и с этими могущественными существами (богами) нужно выстроить взаимоотношения, раз всё в жизни маленького ребенка зависит от них.

Это этап, когда ребенок учится взаимодействовать с окружающими. В первую очередь ему теперь нужно научиться понимать эмоции других (мама довольна или нет?) и научиться выражать собственные, чтоб его верно поняли и обеспечили тем, что необходимо.

Это первая фаза, на которой ребенок соприкасается со своими чувствами (учится их не только выражать, но и понимать).

В этот же период формируется базовое понимание об образах и первые ростки магического мышления ("Мне нужно научиться задабривать этих "богов"!"). Это период развития примерно с 1,5-2 лет до 4-х лет (здесь вся периодизация, которую я указываю - условная и обобщенная, более точную и более детализированную периодизацию следует искать в той же возрастной психологии, педагогике и т.д..).

3. Магический

-4

На этом уровне (возраст 4-7 лет) ребенок уже осваивает более сложные концепции и обобщения, классифицирует группы объектов (например, уже понимает, чем кошка отличается о собаки, способен их распознавать и понимает, что и кошка и собака относятся к общему классу животных и т.д..). На этом этапе ребенок видит вокруг себя "волшебство" - видит, как "боги" способны делать то, что у него пока не получается и тоже хочет обрести такую же силу и власть над материальным миром, стать таким же могущественным как "боги" (мама или папа), завладеть "магией". Ребенок ищет способ как заставить "магию" работать на исполнение его желаний.

В этот же период ребенок уже отождествляет себя с определенным полом (девочка хочет походить на маму, мальчик - на папу).

На этих двух уровнях формируются так же и теневые аспекты личности.
Это можно представить таким образом:

-5

Душа приходит в мир как нечто цельное, но затем, учась взаимодействовать с "богами" (на эмоциональном уровне развития), учится и подавлять какие-то не выгодные модели поведения. Ребенок задаётся вопросом: "А мама это одобряет или нет"? "Я хорошо себя веду или нет"? Он адаптируется так, чтоб "боги" его приняли, а не отвергли, ведь от них зависит его жизнь. Поэтому часть своего поведения (на которое навешивается ярлык "плохого") старается вытеснить из себя, подавить. Так формируется то, что в психологии принято называть "тень".

-6

Чтобы управлять собой и оправдывать ожидания взрослых, ребенок подстраивается и адаптируется, утрачивая часть своей целостности, часть своего здорового ресурса психики, данного ему с рождения - это плата за адаптацию. Психика (эго), вытесняет часть себя и тратит огромное количество психических сил в режиме 24/7, чтоб теневой аспект ("плохая часть" меня, плохое поведение, не удобное родителям и порицаемая окружающими) не вырвались из под контроля наружу. Часть ресурсов психики, необходимых для жизни и выживания таким образом остаётся заблокированными (на удержание теневых аспектов себя).

А на этапе развития отождествления себя с определенным полом (например, девочка поняла, что хочет быть такой же сильной и красивой как мама), ребенок предпринимает дополнительные усилия, чтобы освоить модель поведения своего пола, а соответственно начинает подавлять своё поведение, которое для этого пола не свойственны - мальчики учатся быть как мужчины, а девочки - как женщины. И поэтому их эго снова "табуирует" ту часть психики, которая не соответствует поведению своего пола и вытесняет её в "тень".

-7

По итогу, на первых трёх уровнях развития сознания формируется личность (как на картинке), которая уже вытеснила из себя в "теневую часть себя" такие аспекты себя, которые или "плохие", или не соответствуют твоему полу - всё это вытесняется в подсознание, а на содержание "теневой части" себя его психике тоже потребуется постоянно тратить собственные жизненные силы и ресурсы.

От первоначальной "целостности", человек приходит во взрослом возрасте к раздробленности:

На рисунке видно, что сознательная часть (красным) составляет лишь часть психики человека, а большая часть остаётся вытесненной в подсознание.
На рисунке видно, что сознательная часть (красным) составляет лишь часть психики человека, а большая часть остаётся вытесненной в подсознание.

И вот в таком состоянии (смотри рисунок выше), человеческая душа отправляется на поиски себя, на поиски своей целостности.
Кто-то будет искать её в партнёрстве,
кто-то в посвящении себя любимому делу,
кто-то будет искать её в плотских утехах,
а кто-то в духовных поисках, познании себя и гармоничном единении с Богом.

...

Магический уровень развития сознания. Фото из интернета
Магический уровень развития сознания. Фото из интернета

На "Магическом" уровне ребенок учится управлять своей силой. Он ищет способы получить силу. Начинает волевым образом проявлять себя. В этом возрасте ребенок хочет делать всё сам. Ему уже не столько нужно чтоб мама была рядом мама, сколько нужно, чтоб мама ему не мешала.

Если на первом уровне формируется основа самоценности ребенка, то на этих двух уровнях формируется уже следующее - основа самооценки ребенка ("я могу или не могу что сделать", "я умелый или я неумелый", "я молодец или не молодец", "я красивый или не красивый", "я умный или не умный" - именно окружающие взрослые дают ребенку понять какой он, оценивая достижения и поведение ребенка - так они формируют его самооценку).

- Почему этот этап называется "магическим уровнем"?

На предыдущем этапе (мы это только что разобрали) ребенок видел тех, кто обладает силой (магией) - родителей. Он понимал, что кто-то ей обладает, а он - пока ещё нет. Поэтому нужно научиться не только выстраивать контакт с теми, кто обладает реальной магией, о и самому научиться творить "магию".

Если человек застопорился по каким-то причинам в психическом развитии и не стал развиваться дальше, а его сознание так и осталось на этом уровне, то он будет верить в магию, духов (которых можно задобрить), заклинания на привлечение дождя (как в древних сообществах) - всему непонятному присвается статус "магического", а человек пытается использовать магию в своих корыстных целях, а если это магическое не удаётся подчинить своей воле, то ищутся способы с этим "магическим" договориться. Так и появляются суеверия, предрассудки.

Люди, которые находятся на этом уровне развития во взрослом возрасте верят в магию, привороты/наговоры/сглазы, гадания, предсказания, силу шаманов, колдунов и магов, обряды по привлечению удачи, денег, верят в духов, которых нужно задобрить и.т.д. Такие люди легковерны, у них слабо развито критическое мышление, становятся лёгкой добычей для мошенников. Шаманизм, народные поверья, суеверия, пустые фантазии, "городские легенды", примитивные предрассудки - всё это продукт этого уровня сознания. Ему же свойственна и импульсивность, непродуманность действий.

Большинство современных эзотерических учений, которые якобы рассказывают о духовности, на самом деле обращены к людям, чьё сознание всё ещё находится на уровне магического мышления. Эзотерика - это как конфеты и попкорн для детей. Конечно, дети предпочтут сладости, но это не настоящую пищу. Если питаться сладостями, то очень быстро загубишь здоровье. Поэтому любому человеку на пути духовного поиска и становления я бы, если меня кто-то спросил такого совета, рекомендовал бы всегда сначала идти именно в религию, укрепиться сначала в традиционной вере к которой лежит сердце (для кого-то это христианство, для кого-то это буддизм, для кого-то это мусульманство), а уже затем, с позиции мудрости обретённой в традиционной религии, браться за изучение эзотерики, если на то у человека будет стремление и желание. Без фундамента, обретаемого на четвертом (религиозно-мифическом уровне) человек будет улетать в розовые иллюзии, фантазии и заниматься самообманом. Поведение по жизни будет импульсивным, безответственным и хаотичным. А психика невротичной, содержащей массу надуманных страхов и психозов.

Большинство людей, которые вовлекаются в популярную сегодня эзотерику - это, в основном, люди 3-его и 4-ого уровня развития сознания (о котором речь пойдёт ниже).

Третий уровень эгоцентричен - он сосредоточен на своей власти и обретении безопасности для обеспечения собственного выживания. Тюрьмы, в основном, наполнены обитателями достигшими именно этого 3-его уровня развития. Представители власти в высших эшелонах состоят только из носителей, развитых до 3-его уровня. Это психически неполноценные люди, это психопаты и иные люди до высших эшелонов власти - не доходят. Так работает система естественного отбора в больном обществе, где к власти приходят не наилучшие представители народа, а только НАИХУДШИЕ. Это понимают даже школьники. Если вам захочется посмотреть на пример того, как выглядят взрослые правоспособные представители третьего уровня развития сознания, то посмотрите какие-нибудь сериалы типа "Бригада" или "Бандитский Петербург" - это вот, как раз о них.

Что ж до ведической системы знаний, то третий "магический" уровень развития сознания соответствует развитию на уровне третьей чакры.

4. Религиозно-мифический

-10

На 4-м уровне развития сознания человек/ребенок (возраст от 7 лет, хотя, возможно и с 5 лет (периодизация, повторюсь, условная и обобщенная)), уже способен воспринимать более сложные абстрактные концепции и учится ставить себя на позицию другого человека.

Позиция другого человека - это уже расширение от своего эго, от эгоцентризма до включения в понятие "себя" кого-то ещё помимо себя. Так развивается эмпатия - способность чувствовать и понимать другого человека, сопереживать другому. В этот период развиваются так называемые "зеркальные нейроны", которые отвечают как раз за способность поставить себя на место другого.

Как правило, ребенок в возрасте 5 лет ещё не понимает, что жуку, которому он отрывает лапки или бабочке, которой он отрывает крылья - может быть больно. Хорошо работают в этот период детские сказки. Они показывают детям и ролевые модели и учат взаимодействовать с живым миром. Именно поэтому в детских сказках зайчик или белочка или дерево - одушевленные, могут разговаривать, умеют помогать, приходить на помощь и так далее. Так ребенок осознаёт, что и птицы и деревья и все в окружающей его живой природе тоже, как и он, могут испытывать боль и радость, страх и страдания, любить и заботиться. Они одухотворены, они живые, как и он сам. Ребенок, выросший на сказках учится через них эмпатии и чувствует свою связь с живой природой, ровно как и чувствует себя её частью.

Взрослый, который не развил эмпатии, не развил зеркальные нейроны, становится социопатом и в нем развиваются четыре основные отклонения психики:

- макиавеллизм (жажда наживы, лживость и бессовестность) ,
- психопатия (агрессивность и жестокость),
- нарциссизм (надменность, высокомерие) и
- садизм (последнее относят к крайней степени психопатии).

Все три отклонения психики имеют общую основу - крайний эгоцентризм и отсутствие эмпатии.
Все три отклонения психики имеют общую основу - крайний эгоцентризм и отсутствие эмпатии.

Люди, не развившие в себе ЭМПАТИИ (в ведической традиции это 4-ая чакра, сердечная), а застрявшие на 3-м уровне сознания, всю жизнь борются за власть, деньги, ресурсы - именно они, в основном, занимают руководящие посты в гос структурах или корпорациях. Именно патологические социопаты, не имеющие ни совести, ни эмпатии, управляют сегодня всем обществом. Как я уже и сказал ранее, в высших эшелонах власти не встречаются люди развитие сознание которых находится выше 3-его уровня развития. Во власть проходят только психопаты - так устроено больное общество - только наихудшие представители рода человеческого попадают в высшие эшелоны власти - так работает естественный обор внутри порочной системы.

Итак, эмпатия формируется именно на этом, на 4-м уровне религиозно-мифическом.

На 4-м уровне развития, ребенок переходит от эгоцентрического восприятия мира к этноцентрическому! То есть, он уже начинает ассоциировать себя со своей группой "своих". Например со своей семьёй, своими братьями и сестрами.

На этом уровне развития ребенок уже начинает выходить из своего круга общения и во внешний мир (например начинает учиться в школе). И для обучения чему-то ему нужна дисциплина. Именно поэтому в этом возрасте хорошо работает именно религия. Ведь в ней уже содержатся и нормы морали и нравственности и предписания того, как следует себя вести, что делать или не делать, что важно и не важно. Более того, в этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что родители на самом-то деле не такие уж и "боги", как он считал до этого, а значит их авторитет, их пример в жизни ребенка стремительно движется к нулю. И для того, чтоб ребенок смог успешно продолжить своё развития, как правило, здесь поможет наличие внешнего авторитета (учитель, тренер, священник.... Бог, как высший авторитет и идеал на который не только можно, но и нужно равняться).

Любая религия учит ребенка и самому главному - эмпатии, любви к ближнему.
Каждая религия учит ребенка ставить себя на позицию другого человека, другого живого существа. Без эмпатии никакого развития души быть не может.

И поэтому, если на предыдущем 3-м уровне (магическом) ребенок ищет способ как заставить "магию", т.е. высшие силы, работать на исполнение его хотелок, то сознание этого, 4-ого уровня развития отличается тем, что ребенок/человек уже ищет своё место и задаётся вопросом: "Как мне послужить высшим силам? Что другим могу дать я?". Вот чем уровень "магии" отличается принципиально от уровня "религии" - это совершенно разные векторы. "Магический" будет хотеть заставить мир крутиться вокруг него, а "Религиозный" ищет прежде всего "Воли Божьей, так как всё остальное само приложится".

Итого, главные вехи этого периода:
- развитие эмпатии,
- развитие дисциплины,
- расширение восприятия от эгоцентризма до этноцентризма.

К сожалению, если люди во взрослом возрасте так и остались лишь на 4-м уровне развития сознания, но не вышли на 5-й, они останутся догматичными религиозными фанатиками с достаточно ограниченным, узким мировоззрением, которое становится настолько догматичным, что может даже отрицать и роль науки, да и вообще здравый смысл и рациональное как таковое.

Например, около 30% от всех верующих христиан в США верят в библейские истории буквально, как в реально произошедшие исторические события (верят в то, что Валаам разговаривал с ослицей, а та отвечала ему человеческим языком; верят в то, что кит проглотил Иону, а затем через трое суток вернул его живым; верят в то, что Моисей раздвинул воды Красного моря, верят в то, что Илия был живым взят на Небеса в огненной колеснице и так далее). То есть, если священник скажет таким прихожанам, что бурундук - это птичка, они так это и воспримут. Способность к критическому взгляду на религию на этом уровне ещё не существует, она появится лишь на следующем уровне.

Фундаментализм любой религии имеет одинаковую структуру во всём мире и формирует только один единственный узкоограниченный уровень мировоззрения - религиозно-мифический (абсолютизм). Человек хоть и чувствуете себя принадлежащим к своей группе, в то же самое время считает другие чуждыми ("Мы - христиане, абсолютно отвергаем мировоззрение буддистов". Или "Мы - христиане, абсолютно отвергаем атеистов" и так далее). "Все люди моей веры попадут в рай, а все иноверцы и безбожники - попадут в ад". Этот абсолютизм переносится и на всё остальное, распространяясь за рамки не только религии:

"Это моя страна, она правильная, в ней живут свои люди. А в другой стране - чужие, неправильные, враги". "Это моя нация и она правильная, а люди другой нации - они чужаки"...

То есть, этноцентризм приводит к тому, что человек отождествляет себя со своей группой "своих" и всегда противопоставляет себя другой группе - группе "чужаков". Человек на этом уровне сознания расширяет свою идентичность до идентификации себя со своей группой, "своих". "Мы - патриоты! А кто не патриот, тот наш враг". Или так: "Мы болельщики "Спартака", а кто болеет за другой футбольный клуб - наши враги!". "Мы - израиль, богоизбранный народ, а вы все остальные - гои!".

Отождествляя себя с группой, человек подчиняется убеждениям, этике, ценностям, целям этой группы. В целом, этот уровень служит и основой всех конформистских традиционных ценностей и фундаментом всех ксенофобий.

Этот уровень развития соответствует психологическому уровню развития ребенка от 7 до 12 лет, когда ребенок в подростковом возрасте хочет принадлежать какой-то своей группе "своих". Если человек остановился в психическом развитии на этом уровне и он стал доминировать в человеке во взрослом возрасте, то у него будет слабо развито критическо-логическое мышление, которое активно развивается у тех, продолжил развиваться дальше и перешел на 5-й уровень развития.

К сожалению, около половины всех людей на планете сегодня всё ещё находятся на этих 4-х уровнях развития сознания (в основном на уровне магического мышления и религиозного).

У этой популярной христианской песни уже 605 947 274 просмотра на ютюбе! Кстати, мне она тоже очень нравится. Если вы её ещё не слышали, рекомендую! ;-)
У этой популярной христианской песни уже 605 947 274 просмотра на ютюбе! Кстати, мне она тоже очень нравится. Если вы её ещё не слышали, рекомендую! ;-)
Жизнь за пределами физической смерти
Nik Nova21 июля

И если вы встретили человека, который яростно верит в силу и догмы науки, и всячески отвергает религию, то вы, скорее всего, встретили точно такого же человека, развитие сознания которого находится не на 5-м уровне развития (научном), а всё ещё на 4-м, религиозно-мифическом уровне развития сознания. Просто он верит в силу и точность науки как в религиозную догму - мышление такого человека всё ещё находится на 4-м уровне развития. Атеизм является той его святой верой, которую он рьяно исповедует и защищает.

Атеизм - это тоже одна из форм религии (слепая вера в то, что Высшего Начала в Мироздании не существует, не требующая никаких доказательств). Именно такие люди, как правило, будут высокомерно спорить о том, что наука права, а религия - лишь пережиток прошлого ("моя группа людей права, а другая - враги").

Очень большая доля людей, живших во времена СССР, воспринимали марксизм-ленинизм не как науку, а как догму, почти как религию. И в этом был огромный прокол. То есть советская идеология, по сути, подменила людям религию (от которой после 1917 года многие добровольно стали отказываться), обретая веру в светлое коммунистическое будущее человечества. Именно поэтому, когда в замечательной идее социализма часть общества разочаровалась (см. мои предыдущие статьи по солидарной экономике), то вместо того, чтоб искать пути решения возникших трудностей, они побежали искать для себя новую религию, где им предложили бы больше плюшек и сладостей. И такая новая религия для них нашлась! Так люди, развитые не выше 3-его и 4-ого уровня развития, продали все достижения страны и своих предков за стеклянные бусы (веру в американскую мечту, голливудское кино, джинсы и жвачку с пепси-колой). Если бы сознание большинства людей находилось хотя бы на 5-м уровне развития и к теории коммунизма они относились не как к религиозной догме в которую нужно верить, а как к науке, которую следовало бы сознательно изучать, если бы относились к этой науке как к драгоценному огоньку, который дикому племени с таким великим трудом удалось добыть в сыром дремучем лесу во время дождя; если бы они лелеяли бы его, чтоб не утерять, чтоб сохранить..., тогда такой геополитической трагедии как уничтожение СССР и потери завоеваний социалистического общества не случилось бы, а весь мир сегодня развивался бы по совершенно иному сценарию. Мир сегодня жил бы в альтернативной реальности.

Именно поэтому после 1991 года началась стремительная деградация общества, когда многие люди, находившиеся до развала СССР на 4-м уровне развития сознания стали деградировать, опускаясь на 3-й, магический уровень развития сознания. И именно тогда люди с психопатическим строем психики захватили и власть, и разграбили все народные блага и ресурсы.

Люди не развитые выше 4-ого уровня сознания не от великого ума уничтожили почти все социальные завоевания социализма, которые по сантиметру создавали поколения миллионов людей и за которые отдали жизни их предки.
Люди не развитые выше 4-ого уровня сознания не от великого ума уничтожили почти все социальные завоевания социализма, которые по сантиметру создавали поколения миллионов людей и за которые отдали жизни их предки.

И вот теперь у меня для вас есть контрольный вопрос (как домашнее задание для проверки усвоенного):

- К какому уровню развития сознания относится тот человек, который свято и бездоказательно верит в догму, что "царь-то хороший, это просто бояре плохие!"??? 😊

Примечание: люди разделяют такие понятия как вера и религия. Вера - это (от слова "верно") набор идей, который человек принимает без критического осмысления как верные и набор практик эти идеи поддерживающий (молитва, пост и т.д.). Религия же - это более объемлющее понятие, куда входит и организация (например, церковь), её правила, сословие священников и служителей, их иерархия власти, имущество, институт передачи доктрин, обряды, община верующих и вера (как набор идей и практик), и другое. Вера - это только малая часть такого явления как религия. Вера - это суть, а религия - социальное нагромождение поверх этой сути.

Понимание меры и развитие внутренней дисциплины, зарождение любви, а как следствие, зарождение такого понятия как справедливость - это в ведической традиции уровень развития 4-ой сердечной чакры.

Что ж, теперь переходим к 5-ому уровню развития сознания и да пребудет с нами Сила!

5. Рациональный

-14

Этот уровень сознания начинает развиваться примерно с 12 лет, по мере завершения формирования предыдущего уровня (религиозно-мифического).
Ребенку в этот период уже требуется всё большее обобщение и рационализация всего того, что он знает. Активно включаются в развитие именно аналитические способности - ребенок учится сравнивать факты и информацию, учится выбирать важную информацию из множества данных, отдавать приоритет значимой и делать выводы.

При этом начинает развиваться такая способность как интроспекция - умения встать на позицию третьего лица. То есть, ребенок уже начинает осознавать и осмысливать свои внутренние процессы, наблюдать их как объекты, то есть, как бы выносит себя за скобки и уже способен наблюдать за собой со стороны, становясь для самого себя как бы внешним наблюдателем. Если на предыдущем уровне развития ребенок учится ставить себя на позицию второго лица (другого человека), то на этом уровне он осваивает ещё одну точку перспективы - позицию третьего лица. И раз он уже может рационально посмотреть на себя со стороны, то и начинает оценивать себя и свои достижения. В этот период формируется и более адекватная его самооценка и стремление к самовыражению. В ведической традиции уровню самовыражения соответствует 5-ая чакра.

В это же время развивается и рационально-логическое мышление, на этом уровне формируется и научный склад ума.

Научный взгляд на мир (рациональный уровень сознания) уже выходит за более узкие рамки этноцентризма (предыдущего уровня - религиозно-мифического), так как сталкивается с универсальными категориями. Например, математика, физика, биология, социология и т.д... - это науки, которые интернациональны. Они охватывают явления мирового порядка - весь мир, а не только национального уровня. Это универсальные истины. Не бывает отдельной еврейской, финской или венгерской математики - есть просто математика и её законы универсальны, они верны для всех людей, а не только для греков, индуистов или монголов. Поэтому этот уровень приобретает мироцентрические рамки - это мироцентрический уровень.

В истории человечества 5-й уровень сознания (научный подход), появился буквально 300 лет назад в эпоху Просвещения. Да, до этого тоже были и развивались науки (если вспомнить Аристотеля, Платона, Птолемея и т.д..), но это был лишь зачаток, не носивший затем ни массового характера, ни оказывавший значимого влияния на развитие технологий и знаний того времени. В мире до 17 века преобладал именно 4-й уровень сознания. Поэтому, действительно качественный переход к 5-ому уровню начался только 300 лет назад. Благодаря ему появились науки, рациональность, бизнес (достигаторство, "успешный успех") - всё это признаки 5-ого рационального уровня.

Благодаря развитию точных наук стал возможен переход общества к индустриальному периоду, ведь без них промышленное производство и развитие технологий невозможны.

В это же время, когда нарождается в обществе 5-й уровень, начинается борьба за освобождение людей из рабства. Потому что люди начинают осознавать, что другие расы, другие нации и народности, другие сословия - это точно такие же люди, имеющие права на жизнь, свободу и развитие (да и для развития любого бизнеса нужны были "свободные вольнонаёмные люди", не принадлежавшие феодалам и в добавок не имеющие своего хозяйства, ведь такие люди будут готовы идти работать в найм. А где таких "свободных людей" взять? - вот и причина всех буржуазных революций того времени).

Именно в этот период, разум (логика), поднявшись над религиозно-мифическим мышлением смог отделить себя от религиозного мышления и посмотреть на это явление как бы нейтрально, со стороны, обретя при этом ещё одну новую точку перспективы, расширив видение.

Поэтому в это время такое развитие рационального 5-ого уровня вылилось ещё и в продолжающееся до сего дня противостояние между религиозными догмами и научным подходом - столкновение двух миров - религии и науки, людей науки и людей веры. Кстати, для людей 5-ого уровня развития сознания (рационально-логического) я написал статью "Существует ли Бог?", возможно для кого-то она станет полезной:

Существует ли Бог?
Nik Nova29 мая 2024

Спор уровней

Теперь я хотел бы сделать небольшую паузу и оглянуться на то, что мы только что освоили - посмотрим на три рассмотренных нами уровня со стороны: магический, религиозный и рациональный. Есть вот какая закономерность:

каждый уровень, ни смотря на то, что происходит из предыдущего, спорит со своим предшественником.

Религиозный уровень борется с магическим (например, христианство отрицает народные верования и борется с такими явлениями как заклинания, ворожбой, поклонению духам и разным богам, признавая все эти явления бесовщиной).

Научный уровень точно так же борется с религиозной мыслью и религиозными догматами, отрицая и божественную сущность человека и божественное начало в мироздании (на том основании, что ничего из этого невозможно проверить ни в ходе эксперимента, ни с помощью инструментов науки), считая религию пережитком и мракобесием, а людей, которые исповедуют какую-то веру и следуют религии считает недоразвитыми. Люди "науки" (обозревающие на мир с позиции рационального уровня), зачастую надменно считаю себя умнее и развитее, чем люди, чьё мировоззрение включает в себя религиозное мышление.

Каждый уровень спорит с предыдущим и это мы увидим, когда будем рассматривать следующий, т.е. 6-й уровень сознания.

Отрицая религию, рациональный уровень выплёскивает с грязной водой и младенца - то есть всё то ценное, что даёт для развития сознания религиозно-мифический уровень. То же самое делает и религиозно-мифический уровень, когда отрицает магический и борется с ним. Например, религиозный смотрит на магический и думает: "Верить в деда мороза или домовых - это чушь!". А рациональный, в свою очередь, смотрит на религиозный и думает: "Верить в Моисея разверзшего воды Красного моря и разговаривавшего с горящим кустом - это чушь!".

Каждый уровень для развития и важен и нужен. Без предыдущего уровня невозможно подняться на следующий. Впадая в нигилизм (отрицание), человек самостоятельно лишает себя мудрости.

Теперь, когда вы видите эти уровни, вы можете заметить и их проявление в жизни. Присмотритесь! Когда какой-то человек транслирует свои мысли или спорит в разговоре с кем-то и не находит взаимопонимания - зачастую это не люди конфликтуют между собой, а спорят разные уровни до которых развилось их сознание. Если марксист (рациональный уровень) спорит с монархистом, верящим в Бога (религиозно-мифический уровень) - они никогда не придут к взаимопониманию, так как каждый уровень отрицает другой. Про это всегда важно помнить и учитывать.

Попробуйте в следующий раз, общаясь с людьми или слушая сообщение человека с телеэкрана или в СМИ, пронаблюдать и понять то, какой уровень сознания говорит через этого человека. Это очень полезная практика, поднимающая уровень собственной осознанности.

Ещё одна характеристика уровней развития: каждый последующий уровень приобретает новую точку видения. Мы, от отсутствия понятия о себе (1-й уровень), переходим к эгоцентризму (2 и 3-й уровень), затем к этноцентризму (4-й уровень), а затем к мироцентризму. И каждый раз эта новая точка видения (перспективы) появляется из-за того, что мы можем разглядеть предыдущий уровень над которым поднялись. Например, человек вышедший из религиозных догм, выносит себя за скобки религии/веры и пробует увидеть преимущества и недостатки этого уровня сознания со стороны. Точно такой же процесс происходит на 6-м уровне, когда сознание выходит уже за рамки рационального мышления и может увидеть как его плюсы и достижения, так и недостатки и его ограниченность.

Только выйдя за рамки достигнутого уровня (переросши его) и возможно перейти на уровень находящийся выше, который расширяет качество мировоззрения ещё больше и дарует новую точку видения мира.

Распространенность уровней сознания в обществе

Скорее всего, в мире мало людей, которые застряли в своём развитии на первом и втором уровне сознания. Даже первобытные племена (которые редко, но всё ещё встречаются по сей день), находятся, как минимум, на третьем, магическом уровне развития сознания.

Эти уровни развития сознания носят универсальный характер: они верны как для развития одного человека, так и общества/культуры в целом (потому что общество состоит из отдельных людей).

Уровни сознания нельзя пропустить и их невозможно перепрыгнуть. Они развиваются только последовательно. Каждый раз переходя на новый уровень, расширяется и ваша идентичность - понимание себя и окружающего мира.

И каждый уровень сознания всегда базируется на достижениях предыдущего. Например, вы не можете сразу начать развиваться на 5-м (рациональном уровне) - до этого вы должны пройти развитие на предыдущих уровнях. Это можно сравнить с тем, как если бы кто-то сразу попытался запрыгнуть с уровня земли на 5-й этаж дома, минуя лестницу и предыдущие этажи. "Перепрыгивания" (т.е. нехватка развития на более ранних уровнях) всегда приводят к патологиям, и рано или поздно человеку придётся вернуться к тому уровню, где у него "пробелы" и их дополнить, потому что наша психика не терпит пустоты и всегда стремится к своей целостности.

Если вы заливали фундамент дома бетоном, а где-то его не долили и образовались "пробелы", то вам всё равно придётся дозаполнить эти дыры бетоном, чтоб дом не рухнул.

Посмотрите на то, с какими проблемами мы сталкиваемся, если человек по каким-то причинам не смог полноценно успешно пройти развитие с 1 по 4-й уровень развития сознания:

Например, в тюрьмах для исправления заключенных совершивших преступления, используют такой психотерапевтический метод коррекции психики, как сказкотерапия. Почему преступников лечат детскими сказками? Потому что это работает!

Сказкотерапия. Фото из интернета
Сказкотерапия. Фото из интернета

Если ребенок в момент своего развития не получил понимания, что мир вокруг него - живой (белочка живая, зайчик живой и т.д..), то он не чувствует своей сопричастности к страданиям других, у него не развивается эмпатия (сострадание и милосердие) - основа совести. А человек без эмпатии, без живой связи с другими людьми и существами, без связи с миром, и склонен затем стать социопатом и преступником. Если попробовать взрослому человеку компенсировать то, чего он не дополучил по каким-то причинам в детстве, то душа (психика) достраивается, и приходит к здоровой норме - исправлению.

То же самое и с практикой випассаны, которую практикуют в азиатских тюрьмах, которая тоже даёт великолепные плоды, как элемент исправления человека. Випассана - это древняя ведическая практика управления своим вниманием, которой насчитывается уже более 2500 лет! Эта практика помогает человеку достроить нехватающие кирпичики в психике, которые должны были встроиться в человека на 4-м уровне развития сознания - на уровне развития дисциплины. Ведь, человек без дисциплины слабо управляет собой, своими эмоциями, разумом и склонен совершать необдуманные, импульсивные и разрушительные поступки. Практика випассаны обучает человека наблюдению за собой и дисциплине собственного ума, как корня всех поступков в его жизни. Это такой же эффективный и действенный инструмент, как и молитва.

Как видим, дорастив человека на 3-м и 4-м уровне (который был "завален"), дорастив пробелы в его душе, мы получаем более гармоничную и более психологически и психически здоровую и зрелую личность.

Невозможно запрыгнуть на следующий уровень развития сознания, если не достроен предыдущий его ярус. Рано или поздно человеку (или обществу) придётся вернуться назад для того, чтоб восполнить образовавшиеся пробелы и дефициты.

Випассана
Випассана

Автор этих строк, которые вы сейчас читаете, сам проходил 10-и дневную випассану, а поэтому имеет представление о том, какой положительный эффект такая практика дисциплины своего ума может дать любому человеку.

Если вы видите какого-нибудь академика (5-й рациональный уровень), который к концу жизни вдруг резко ударился в религию и стал верующим (или марксиста/ коммуниста, который стал верующим), то это ещё один пример того, как душа, стремящаяся к целостности, не терпит пустоты в своём развитии, и недополученное человеком в детском возрасте (на 4-м уровне) стремится восполнить уже в возрасте зрелости ("дозалить фундамент цементов" в том месте, где у души образовались пробелы из-за дефицитов развития). Без восполнения этих пробелов сознание не сможет перейти и закрепиться на уровнях выше - базы будет для этого недостаточно.

Итак, движемся далее.

Смотря какую методику использовать и как считать,
сегодня на планете:

-
около 15% всех людей до сих пор находятся на 3-м уровне развития сознания (магическом).
-
около 30-40% находятся на 4-м уровне развития сознания (религиозно-мифическом).
-
около 40%-50% находятся на 5-м уровне развития сознания (рациональном), это тот уровень на который сейчас переходит большинство человечества.
-
около 15% находятся на 6-м уровне развития сознания (плюралистическом).
-
около 2%-5% находятся на 7-м уровне развития сознания (интегральном).

Вот так эта пропорция выглядит на схеме:

-17

Теперь, когда мы рассмотрели 5-й уровень и прояснили для себя некоторые вопросы касательно общих характеристик уровней, предлагаю перейти к рассмотрению 6-ого уровня.

6. Плюралистический

-18

И затем, 200 с лишним лет спустя, где-то во времена битловского Сержанта Пеппера и фестиваля Вудсток нарождается следующий, плюралистический уровень. Слишком много за эти 200 лет накопилось информации и опыта, которые не укладываются в строгие рамки научного подхода и ему противоречат. Появляются носители этого нового уровня, люди, которые замечают: "Постойте! Наукой и разумом не всё можно объяснить! Есть явления, которые выходят далеко за рамки логического объяснения, научного эксперимента и которые не измерить ограниченными приборами!".

Эти люди уже обрели новую точку перспективы, поднявшись над рациональным уровнем сознания, осознав, что ценное зерно есть и в религиозно-мифическом и в магическом, но во многом отвергая костные догмы, возникшие в результате развития бездушного рационального уровня сознания.

Именно 6-й уровень заметил, что костный 5-й бездушный рациональный уровень и догматичный 4-й, религиозный уровень душат своей хваткой то живое в мироздании, что невозможно впихнуть "квадратно-гнездовым" подходом в узкую коробочку, чтоб там его зацементировать. Именно поэтому, заметив эти недостатки, возникают и движения за разрушения старых правил и за всевозможные свободы.

6-й уровень как-бы поднимается над рациональным пятым и со стороны, критически, способен увидеть его как достоинства, так и недостатки. Поэтому с появлением 6-ого уровня появляется и новая точка перспективы, открывающая ещё более широкое видение для человечества.

Официальное знание, официальные институты, хоть власти, хоть религии, хоть науки построены на иерархии. И носители плюралистического уровня начинают бороться против закостенелости всех этих ограничивающих свободу иерархий.

Так возникают движения за права женщин, за права национальных меньшинств, за права животных, сексуальная революция и другие движения, призванные учитывать права любых меньшинств, право любого самовыражения на существования. Именно благодаря таким людям и носителям 6-ого уровня сознания во многом наше общество во второй половине 20-ого века начало становиться и более гуманным, более обращающим внимание на различия других (не только людей, но и других живых существ). Веганство, вегетарианство стали популярными именно благодаря тем людям, которые вышли на 6-й уровень развития и подняли вопрос об неэтичности эксплуатации и убийств животных.

-19

Именно в это же время возникают антивоенные движения, движения за социализм, популяризация древних философий, как запада, так и востока. 6-й уровень сознания - мультикультурный, он уже выходит за рамки какой-то одной нации, каких-то одних взглядов, какой-то одной традиционной официальной религии, традиционного научного знания, за рамки какой-то только одной культуры. Образно говоря, мультикультурность признаёт не только два цвета - чёрный и белый, мультикультурность признаёт и наличие 253 оттенков серого этими двумя цветами, т.е. смотрит шире, находит упущенные детали, пробует достроить отсутствующее:

6-й уровень способен видеть не плоскую картину мира, а с учётом разных аспектов.
6-й уровень способен видеть не плоскую картину мира, а с учётом разных аспектов.

Мультикультурный плюралистический уровень - это про свободу. Ему тесно в рамках уже известного, традиционного, консервативного - он не терпит ограничений и притеснений и именно поэтому борется против всех существующих иерархий (власти, религии, стереотипов социума и т.д..).

6-й уровень увидел потенциал развития самого человека в тех сферах, которые раньше (на 4-м и 5-м уровне) либо игнорировались, либо отрицались. Если люди на 5-м уровне больше занимаются самореализацией в социуме (внешнее развитие), то люди с сознанием 6-ого уровня больше погрузились в самопознание (внутреннее саморазвитие). Здесь могут возникнуть увлеченность мистикой, альтернативной историей, эзотерикой, движением нью-эйдж и так далее. Это творческий и очень чувственный уровень. Если предыдущий уровень больше сосредоточен на логике и рациональном, это этот уровень больше погружён в чувственное исследование мира и достраивание общей картины мироздания, которые не способны достроить ни религия, ни наука.

К сожалению, плюралистический уровень сознания, хоть и привнёс в мир позитивное, расширив наше познание, он так и не смог до конца преодолеть и свою разрушительную суть. Ведь всё в итоге вылилось в борьбу с любыми иерархиями и отрицанием всего полезного, что было достигнуто и обществом в целом, и религией, и наукой, и прогрессом технологий, и знаний. Борьба против всех "-измов", так как все "измы" не вписываются в более обширный мультикультурный взгляд на мир (вспомните песню Леннона "Дайте миру шанс" - это гимн отрицания всех "измов"). Критикуя все истины и явления 6-й плюралистический уровень начал деконструкцию всех ценностей, обесценивая всё, до чего мог дотянуться.

Плюралистический уровень крича о свободе, буквально кричит, что нет никакой универсальной истины, так как всё в мире относительно, а поэтому всё субъективно. А раз всё субъективно, то все истины одинаково истинны. А если это так, то плевать нам на ваши устои и законы, оставьте нас в покое и дайте нам жить так, как нам хочется! "То, что верно для вас - верно для вас. А то, что верно для меня - верно для меня".

This is my right, a right given by God,
To live a free life, to live in freedom.
Talking about freedom,
I’m talking about freedom,
I will fight for the right
To live in freedom!

(Paul McCartney)

И поэтому 6-й уровень в дальнейшем столкнулся вот с какой проблемой:

отменяя иерархии как нечто вредное, люди стали утрачивать и такое понятие как смысл и ценность жизни. Ведь, если, всё имеет равное значение (всему нужно дать свободу и право на существование, на чём настаивает плюралистический уровень), то это всё равно, что ничего не имеет значения. Ведь, считая, что дуальности нет (нет ни плохого, ни хорошего, ни негативного ни позитивного, ни полезного ни бесполезного, а всё в принципе одинаково и имеет равное право на существование), носители плюралистического подхода впадают в итоге в полный пофигизм. Если всё одинаково истинно, значит всё и одинаково не истинно. Истины - нет и ничего в этом мире не имеет значения.
Вот такая ущербная логика получилась: если всё одинаково ценно, то всё и одинаково неценно, а это вырождается в убеждение, что мало что имеет истинное значение и ценность:

- Что имеет подлинный смысл, если ничего не имеет особого смысла?

Поэтому, обесценивая и иерархии (как пережиток прошлого) и обесценивая тем самым и все предыдущие уровни развития сознания, плюралистический уровень в итоге обесценивает заодно и сам себя, спилив сук на котором сидел....

Вопрос:

- Походит мировоззрение 6-ого уровня развития сознания на уровень развития и поведение подростка, нигилиста, отрицающего и осуждающего устои родителей и общества?

- Конечно!

Именно этот же психологический период ребенок проходит в 12-18 лет, когда увидев свою силу и осознав свою индивидуальность начинает сепарироваться (отделяться) от родителей, бороться за самостоятельность и свободу собственного самовыражения, мировоззрения и волеизъявления.

Люди, вышедшие на 6-й, плюралистический уровень сознания, по своему внутреннему психологическому возрасту соответствуют подростковому периоду. Разрыв шаблонов и переход к творчеству без границ - вот ещё одна характеристика этого периода становления сознания. А в ведической традиции такое развитие на 6-м уровне относится к 6-й чакре.

И только дойдя до 7-ого уровня, интегрального, появляются такие свойства, как зрелость и инклюзивность.

Дуальность

Заметили ли вы ещё одну общую закономерность уровней?
Все они "играют" в
дуальность.

Большинство людей, которых вы знаете в своём окружении находятся на этих трёх уровнях развития (религиозном, рациональном и плюралистическом). Эти три уровня являются основой всех культурных войн, потому что это три основные ценностно-мировоззренческие структуры, которые противостоят друг другу.

Люди, находящиеся на уровнях развития до 7-ого (Интегрального), живут в рамках дуальной мировоззренческой модели мира и поэтому погружены в проживание какого-то своего аспекта дуальности:

  • Добро - Зло (справедливое - несправедливое)
  • Духовное - Материальное
  • Бог - Дьявол
  • Божественное - Человеческое
  • Консервативное - Свободное
    и другие пары дуальностей, которые только возможно обнаружить.

На третьем, четвёртом, пятом и шестом уровнях человек отождествляет себя с чем-то одним и поэтому начинает бороться с чем-то противоположным. Например, материалист, признающий только материальное начало (научное мировоззрение, рациональный уровень), начинает воевать против "духовности". Религиозный человек, в свою очередь, может проживать внутреннюю историю деления всего на хорошее и плохое, божественное и "от дьявола" и так далее. А 6-й уровень, борясь за свободы, отрицает всё консервативное, что стоит у них на пути.

Недуальное восприятие мира не свойственно на этих этажах обитания сознания. На этих 6-и уровнях только дисгармония, война за свою догму, за своё мировоззрение - никой гармонии, единства и целостности - все воюют против всех.

Недуальность возможно увидеть только поднявшись над уровнями, которым свойственна дуальность. И выход за рамки дуальности - это уже следующий, 7-й,
Интегральный уровень развития сознания.

7. Интегральный

-21

Интегральный уровень стал в истории человечества первым всеобъемлющим уровнем. Объединяющий все достижения предыдущих уровней. Именно он начал объединять все точки зрения, видя в них ценностное ядро. Если все уровни до этого опровергали предыдущие и боролись с ними, то интегральный стал тем уровнем, который не стал отрицать, а наоборот стал включать все их в себя, как в единое целое, объединяя дуальности (полярности) в единый диапазон. Интегральный берёт всё истинное из всех предыдущих уровней и объединяет эти истины воедино. Поэтому он и был назван интегральным, то есть всеобъемлющим.

Носители интегрального уровня, по сути, начали признавать достижения предыдущих уровней, считая их полноценными ступеньками на пути развития сознания и человечества. Они начали признавать и ценность научного подхода и завоевания плюралистического уровня с его борьбой за свободы и права, с его тягой к разрушению устоявшихся иерархий; интегральный так же признаёт и место религии в становлении общества, его культуры, в понимания мира и развития нравственных основ индивида и так далее.

Интегральный уровень вернул на своё место и ценность иерархиям, которые были низвергнуты носителями 6-ого уровня сознания. Просто теперь интегральный уровень ввёл такое понятие как холархия.

Разница между иерархией и холархией. Одна является иерархией доминирования, а другая (холархия) - иерархией роста.
Разница между иерархией и холархией. Одна является иерархией доминирования, а другая (холархия) - иерархией роста.

Холархии отличаются от иерархий, как видно на картинке. И обе структуры имеют право на существование. В холархиях элементы нижнего уровня являются строительной единицей более высокого уровня. Будучи целостными и самостоятельными для своей системы, они могут входить в состав более сложных систем, не теряя своей целостности. Самый простой пример холархии: буквы составляют слова. Слова составляют предложения (которые состоят из слов, а те из букв). Предложения формируют абзацы (состоящие из предложений, сложенных из слов и букв). Абзацы формируют главы, главы формируют текст книги ли статьи, которые в результате формируют язык и так далее. Смотря на иерархичную структуру людой книги мы видим в ней не просто иерархию, а целостное явление - холархию (от слова "whole" (англ.) - "целостный"). Мирозданию нужны и иерархии и холархии, ведь всё в мире построено на системах, включающих в себя более простые системы. И это ценно и важно. Без букв нет книги, без электронов нет молекул, а без них не будет и живой клетки. Без клетки нет человека. Без человека нет семьи, рода, человеческого сообщества. Всё должно быть в порядке, на своём месте - а для этого и существуют такие модели упорядочивания как иерархии и холархии.

Внезапно интегральный уровень вернул все смыслы, цели и ценности, которые были утрачены нигилизмом 6-ого уровня. Теперь всё обретает не только смысл, но и своё место.

На этом уровне развития сознания человек активно работает над восстановлением своей целостности. Помните картинку? В момент становления психики, ребенок часть своей души (жизненной силы) вытеснил и запихал в область, которую в психологии принято называть "Тенью", а ещё одну значимую часть, не связанную с поведением своего пола, он тоже подавил и тоже отправил к "Тени".

-23

Вот теперь наступил этап вернуть себе обратно свою силу, чтоб возможно было двинуться дальше. Поэтому на этом этапе человек сознательно интегрирует в себя подавленную теневую часть и приводит к гармоничному балансу мужскую и женскую составляющую внутри себя. Кроме этого, на этом же этапе происходит гармонизация себя в системе своего рода, так как индивид является не только отдельной автономной единицей, но и частичкой более крупной живой системы в которую он входит - системы всего своего рода (как клетка внутри большого дерева).

Пока человек не вернёт себе Богом данную ему от рождения силу и не займёт гармоничное (то есть своё место) внутри всех систем к которым он принадлежит, он не сможет продвинуться дальше. Интегральный уровень развития сознания решает именно эту задачу.

И первый самый эффективный, самый доступный и самый безопасный для любого человека на этом пути инструмент - это не эзотерика, а психотерапия. Именно терапевтические методы, в первую очередь, позволяют человеку заново выстроить целостность себя, убрать возникшие в детстве и на этапах становления дефициты, проработать свои теневые аспекты, чтоб прийти к большей внутренней гармонии, балансу и целостности. Только с этого момента человек может начать чувствовать себя и полноценным человеком и Хозяином своей жизни.

Лучше всего задачи этого уровня описывают следующие слова Христа:

"Царство Небесное внутри вас есть!"
(Евангелие от Луки 17:21)

и

"От дней Иоанна Крестителя и до дней сегодняшних Царство Небесное силой берётся, и тот, кто прилагает усилия для его достижения, приближается к нему" (Евангелие от Матфея 11:12).

Итак, Интегральный уровень стал первым целостным уровнем. И когда исследователи это увидели, то решили даже назвать его "вторым уровнем", потому что посмотрев на все 6 предыдущих уровней стало понятно, что их можно объединить в "первый уровень". Это как подъём по лестнице. Пройдя шесть ступеней и поднявшись на 7-ую, вы попадаете на второй этаж. А все предыдущие 6 ступеней всё ещё относятся к первому этажу. Именно на 7-м уровне возможно достижение целостности, что было невозможным ни на какой из предыдущих 6-и ступенек первого уровня (где все воюют против всех).

Создание здоровых целостных и зрелых отношений становится возможным только тогда, когда люди выходят на интегральный уровень развития собственного сознания.
Создание здоровых целостных и зрелых отношений становится возможным только тогда, когда люди выходят на интегральный уровень развития собственного сознания.

Интегральный уровень видит во всём взаимосвязи и единство всего со всем. Единство мира со всей его многосложной структурой.

В здоровом обществе каждый человек, годам к 30 или раньше должен был бы дорастать до 7-ого уровня сознания. Мы же живём в больном обществе, поэтому сегодня только
2-5% из всех людей являются носителями 7-ого уровня сознания. При естественном ходе развития общества пропорция со временем всё равно будет расти, и в какой-то момент людей находящихся на 7-м уровне развития станет большинство (скажем 70% от всех живущих). Тогда само общество, его культура, отношения между сообществами и отдельными людьми изменятся до неузнаваемости, разовьются в лучшую сторону и человеческое сообщество преобразится, став более высшей версией самого себя. Это будет мир в котором навсегда прекратятся войны, исчезнет, голод, нехватка, нужда, бедность, насилие, конкуренция. Наступит мир, достаток, гармония и процветание для каждого, по праву рождения на планете Земля. Это сообщество не сложно себе вообразить и не столь сложно реализовать в реальной жизни, как может порой на первый взгляд показаться.

Ценности интегрального уровня:
-
распил бабла
- гедонизм
- псевдопатриотизм

- инклюзивность (принятие),
- любовь,
- сострадание
- осознание присутствия божественности в себе и в Мироздании
- стремление к гармонии и целостности (целостность и единение с собой, целостность и гармония с другими людьми, целостность и единение с Природой, целостность и единение с Богом),
- стремление к проявлению в жизни наивысшей версии самого себя
и другие подобные ценности.

Люди перешедшие на 7-й уровень уже, как правило, имеют прямое переживание духовного и экстрасенсорного опыта (синхронистичности, внетелесный опыт, "выход" из физического тела в энергетическое, практики осознанных сновидений, регрессии в прошлые жизни, холотропное дыхание, чувствование своей энергетики и т.д..) - им уже не нужно подтверждений извне от мистиков или сановников от религии о том, существует ли духовный мир или нет. Им уже не требуется никакая вера для подтверждения, так как у них уже есть полученный собственный прожитый опыт (в том числе и через духовные практики) о том, что духовный мир реален. У них уже есть собственное знание, полученное на опыте о том, что они являются частичкой Творца (Поле - едино, а мы с ним связаны). Во многом, именно благодаря такому прожитому опыту у них формируется ещё одна дополнительная новая точка перспективы взгляда на мир. Их взгляд от мироцентрического расширяется уже до космосцентрического.

7-й уровень - космосцентрический.

Посмотрите эти 2 видео о сверхспособностях человека с их демонстрацией:

...

И самым ключевым препятствием на пути к гармоничному росту сознания человечества и его преображения являются сегодня - технократы (люди находящиеся в основном на 3-м уровне развития и 5-м уровне развития).

Технократы

Под управлением технократов сегодня находится весь мир. Они умышленно направляют человечество по технократическому пути развития в трансгуманизм, стремясь внедрить сращивание человека с искусственным интеллектом и роботами. Технократы бредят "сингулярностью" и тотальным контролем за каждым индивидуумом (об этом можно более полно ознакомиться в моей заметке про "сингулярность"):

Звездные Врата и сингулярность 2045
Nik Nova3 июля

Если же оставить человеческое сообщество как есть, то будет происходить постепенный и естественный массовый переход сознания большинства людей на более высокие уровни сознания (6-й и 7-й). Это естественный ход вещей - человечество взрослеет, как взрослеет со временем и любой здоровый ребенок. Именно этого и опасаются все те, кто сегодня облачены властью и узурпировали все ресурсы планеты, которые принадлежат не им одним, а абсолютно каждому - по праву рождения на планете Земля. Эту истину хорошо знают носители 6-ого и 7-ого уровня сознания - ресурсы планеты Земля принадлежат не узурпаторам, а всем жителям по праву рождения.

С ростом сознательности всего человеческого сообщества до 6 и 7-ого уровня, догниёт и власть узурпаторов, их контроль над людьми и преступно захваченными ресурсами - это станет плачевным финалом их паразитического правления. Они это понимают. Именно поэтому инстинкт самосохранения толкает этих людей на ещё более тяжкое преступление - сделать как можно быстрее всё возможное, чтоб люди на планете Земля не смогли подняться выше 5-ого (рационального уровня), но чтобы вместо развития люди приняли для себя цифровизацию и сращивание человека с машинами как безальтернативную неизбежность (цифровой концлагерь). Истинное развитие человека они обманом подменяют идеями трансгуманизма, подселяя эти идеи в неокрепшее сознание детей и молодого поколения. Всё это делается намеренно, чтоб не позволить сознанию людей подняться выше 5-ого уровня.

Кстати, есть и иные властители, которые своими лживыми разглагольствованиями о консерватизме и традиционных ценностях и каких-то там "скрепах" умышленно стараются удержать людей не выше 4-ого или 5-ого уровня развития сознания, чтоб затем принудить людей принять цифровизацию и цифровой концлагерь как безальтернативную неизбежность для себя и будущих поколений.

В общем, разницы между этими двумя типами "правителей" (что либеральными трансгуманистами, что консервативными фундаменталистами) - никакой, и те и другие готовят для людей абсолютно одинаковую участь. Поэтому образ целостности умышленно подменяют на всё то, что позволит пропихнуть человечество в кандалы цифрового неофеодализма - в техно-фашизм.

Где люди массово столкнуться с:

1) Ограничениями
2) Тотальной слежкой и тотальным контролем
3) Репрессиями, преследованиями
4) Навязыванием чужой воли
5) Повальной ложью и пропагандой
6) Массовым истреблением

Все эти 6 пунктов являются признаками
навязывания людям "
матрицы страданий".

Вот как это можно изобразить на схеме:

Два альтернативных лагеря ("коллективный запад" и "коллективный северо-юго-восток") - это два варианта одного и того же концлагеря, цель которого не дать человечеству развиваться дальше 5-ого уровня развития сознания.
Два альтернативных лагеря ("коллективный запад" и "коллективный северо-юго-восток") - это два варианта одного и того же концлагеря, цель которого не дать человечеству развиваться дальше 5-ого уровня развития сознания.

Цель преступных правящих элит (с психопатическим строем психики не развившихся выше 3 и 5 уровней развития сознания) разобщить общество и направить людей в два стойла. Вот это два стойла:

- "коллективный запад" (с либеральной демократией) и
- "коллективный северо-юго-восток" (с традиционным консерватизмом).

И в том и другом "загоне" людей считают за скот и при помощи обмана будут стремиться как можно быстрее оцифровать, чипировать, лишить прав и свобод, лишить возможности развиваться выше 5-ого уровня и остановить их развитие, направив людей в технократический концлагерь, где новой нормальностью станет сращивание человека с машиной и полный над ним контроль.

При этом, через образование, контроль над медийным пространством и пропаганду они будут стравливать людей из двух противоположных "загонов" и внедрять цифровизацию, уверяя, что всё это делается якобы ради безопасности и удобства людей. Но на самом деле - это подлый обман на пути перевода людей в "матрицу страданий" и перехода к техно-фашизму:

Проверьте, какие из этих 14 признаков уже явно проявлены в вашей стане?
Проверьте, какие из этих 14 признаков уже явно проявлены в вашей стане?
Иосиф Виссарионович Сталин видел в царском режиме те же элементы, что присущи любому фашистском режиму. Проверьте свою страну на присутствие в ней этих 14-и признаков!
Иосиф Виссарионович Сталин видел в царском режиме те же элементы, что присущи любому фашистском режиму. Проверьте свою страну на присутствие в ней этих 14-и признаков!

Ваша задача в том, чтобы увидеть эти "загоны для скота", увидеть куда нас ведут, увидеть в них чужую насаждаемую вам волю тех, кто желает вам зла. И в ваших наилучших интересах стремиться эти загоны обойти, двигаясь в естественное развитие на 6-й, 7-й и другие уровни развития сознания. Ведь, если большинство людей перейдёт хотя бы на 6-й уровень, то власть технократов рухнет, а создание оруэлловского цифрового концлагеря с фашистской диктатурой, в который всех нас тащут, - станет невозможным.

Всё, что делают правящие элиты - это путь к нашему с вами истреблению.
Это геноцид.

-28
Человек развившийся до 7-ого интегрального уровня сознания обладает иной ЦЕННОСТНОЙ моделью - более ЦЕЛОСТНОЙ, способной исцелить не только себя самого, но и всё мировое сообщество вокруг себя.
Человек развившийся до 7-ого интегрального уровня сознания обладает иной ЦЕННОСТНОЙ моделью - более ЦЕЛОСТНОЙ, способной исцелить не только себя самого, но и всё мировое сообщество вокруг себя.

Я только что в предыдущих абзацах в качестве примера описал самый масштабный и острый конфликт между уровнями, который назрел в человечестве (более подробно этот конфликт и путь выхода из него я рассмотрел в своих трёх статьях посвященных солидарной экономике).

Итак, мы видим на этом примере, что большинство споров, конфликтов и проблем, возникающих как между отдельными людьми, так и между целыми мировыми сообществами, связаны с конфликтующими между собой уровнями развития сознания людей. По сути, борются между собой не люди, а уровни - именно это и следует помнить и видеть каждый раз, когда вы наблюдаете в окружающем мире очередную конфликтную ситуацию.

Если вы смотрите на человека и понимаете, что уровень его сознания соответствует 4 или 5-ому уровню развития, то можете расслабиться, спокойно вдохнуть и выдохнуть, понимая, с какого уровня он транслирует свои убеждения, с какого уровня сознания происходит его мотивация. Различая в людях разницу в уровнях развития их сознания вы будете более спокойно относиться к иными точками зрения, что позволит вам быть более понимающим и принимающим. Это также позволит вам общаться с людьми более эффективно.

Начиная понимать разные уровни, вы начнёте лучше понимать и своих близких, людей вокруг вас (их ценности и мотивы), а также и начнёте лучше понимать события в новостной ленте. А самое важное - у вас появляется "линейка" для измерения и собственного роста:

- А на каком уровне развития находится моё сознание и как мне перейти на следующий?

Пока человек не задаёт себе ☝️ этот вопрос, его дальнейший рост невозможен. Так что, само по себе это знание о разнице между разными уровнями сознания уже является психоактивным (то есть, узнав о наличии этих уровней вы сразу, автоматически будете стремиться выйти из своего застревания (текущего уровня) и двигаться к следующему).

Всё в жизни человека может способствовать духовному росту, но подлинная духовность начинается только с 7-ого уровня, так как до этого момента мы всё ещё имеем дело лишь с незрелым человеческим сознанием на разных стадиях своего психологического взросления.

8. Суперинтегральный

-30

Если 7-й уровень только подводит нас к единству и целостности, то на этом уровне сознание уже способно полноценно проживать эту многомерную целостность.

Проживать единство с Богом, со всем мирозданием, со всеми живыми существами. Этот опыт уже относится к уровню на котором возможно проживание трансперсонального единства.

Этот уровень нам не слишком доступен для исследований и понимания, но всё же можно попробовать выделить в нём три основные состояния сознания - они связаны с переносом точки восприятия (2) и расширением точки восприятия (3) до "поля восприятия".

Вот эти три варианта:

1) обыденное состояние сознания (как на всех предыдущих уровнях, которые мы уже рассмотрели), это как бы взгляд на свою жизнь изнутри своего тела (с уровня своей головы, с уровня своих глаз - обычно мы как бы смотрим на жизнь вокруг, считая что наше сознание находится внутри нашей головы).

2) перенос сознания из своего тела в (назовём это обобщённо) своё "энергетическое тело". При таком разотождествлении себя от физического тела возможно быть уже сторонним наблюдателем за своим физическим телом (такой опыт достаточно подробно описан во всех книгах западных исследователей как Рэймонда Моуди, Роберта Монро и в восточных учениях (типа практики пхова, например)). При такой новой точке перспективы возникает и новое видение картины мира.

Следующей составной частью переноса своего восприятия становится возможность переноса точки фокуса своего внимания в другие объекты - слияние. То есть, это возможность перенести своё восприятие реальности, например, в летящую птицу или плывущего дельфина, березку или камень и пронаблюдать и ощутить мир с позиции восприятия этих существ - увидеть мир их глазами. Такие трансцендентные практики "слияния" известны в восточной духовной традиции, известны и в некоторых древних шаманских практиках.

Смещение точки своего восприятия и расширение его до возможности восприятия мироздания через мироощущение другого существа - это следующий этап развития сознания. И это один из способов не только увидеть и ощутить единство всего мироздания, но и переживать это единство на практическом опыте.

3) расширение сознания до сознания Творца (Бога) - прямое единение с Всевышним. Это следующий вариант слияния, но в отличие от предыдущего варианта, где осуществляется лишь точечный переноса своего сознания в сознание другого существа, здесь слияние становится не столько переносом своего сознание, сколько расширением сознания до сознания Творца. Сливаясь с сознанием Творца, такой перенос можно назвать и слиянием и расширением сознания и растворением индивидуального сознания в сознании Творца, когда происходит непосредственное единение с самим Источником Сознания. Но слиться с Богом и БЫТЬ Богом - это вряд ли совершенно один и тот же опыт. Представьте себе, если отец посадит ребенка к себе на коленки за руль автомобиля и позволит посмотреть каково это водить машину, то ребенок лишь получит новые впечатления, но никак не приобретёт через это квалификацию и опыт вождения отца - для этого должно пройти ещё очень много лет становления и развития. То же самое и с "расширением" сознания до сознания Творца. Думаю, аналогия тут понятна.

Эти три варианта переноса сознания (то есть нашего индивидуального восприятия) - в "энергетическое тело", в других существ, в Творца Мироздания, осваиваются на 8-ом суперинтегральном уровне развития.

Суперинтегральный уровень сознания пока ещё почти не встречается на нашей планете. Носителей такого уровня развития сознания скорее всего не проценты, а пока всё ещё лишь считанные единицы. Но чем больше людей будет закрепляться на 7-м уровне сознания, тем больше будет появляться тех, чьё сознание уже способно расширять себя до сознания других существ и до проживания единения с Богом. Это прямое проживание состояния недвойственности.

Суперинтегральный уровень - это когда ты не чувствуешь землю, а ты и есть земля; когда ты не чувствуешь дерево, а ты и есть это дерево; ты не чувствуешь облако, а ты и есть это облако.

Тут мне на ум приходят слова Иисуса, где он говорит, что "Царствие Божье силой берётся" и "Царствие Божье внутри вас есть".

Суперинтегральный уровень достигается только целенаправленной работой по развитию сознания, через практику.

Суперинтегральный уровень сознания - это ещё один шаг на пути к приближению к подобию сознания Христа. И именно Иисус рассказывал про этот уровень сознания, уверяя, что он доступен для его последователей и что они даже смогут достичь ещё большего, чем им показал своим примером сам Христос, процитирую:

"Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я,
и он сотворит, и больше сих сотворит...".

(Евангелие от Иоанна 14:12).

Конечно же, перемещать сознание, разотождествляясь со своим эго и на практике уметь сливаться с другими частичками мироздания или со всем Мирозданием целиком - это лишь следующая ступень в развитии человеческого сознания. И на этом уровне наше сознание (восприятие) - всё ещё лишь пассивный наблюдатель, который продолжает пассивно смотреть "кино" - просто теперь это происходит не с одного кресла в зрительном зале, а с любого кресла, какого пожелаете. Но пассивное наблюдение за мирозданием, хоть и с другой точки восприятия - это всего лишь пассивное наблюдение. "Кино", которое вы смотрите при этом не меняется. И поэтому, следующий уровень, который откроется лишь тем, кто исчерпывающе освоит развитие на 8-ом уровне сознания, это возможность деятельного участия в создании "кинофильма", выход за рамки лишь роли пассивного созерцателя, хоть и способного уже даже проживать недвойственность.

Суперинтегральный уровень - это выход за границы восприятия изнутри лишь своего тела и развитие способности к прямому восприятию - прямому видению.
Единение с Душой Мира.

9. Ультрасуперинтегральный

-31

Это тот уровень, который ещё ближе приближает наше сознание к Христоподобному, потому что на этом уровне развития сознания человек уже достигает такой степени зрелости, мудрости и полноты видения, что ему открывается возможность не только переноса и расширения сознания, но и непосредственно влияние на жизни и судьбы других существ. И такое влияние на жизни других лучше всего описывает следующая фраза из уст Христа:

"Истинно говорю вам: Сын ничего не может делать Сам от Себя, пока не увидит Отца делающим. То, что делает Отец, делает и Сын"

(Евангелие от Иоанна 5:19 — Ин 5:19)


Человек на этом уровне развития сознания может в буквальном смысле быть проводником Божьей Воли, сознательно быть Со-Творцом, и лишь в том случае, когда это согласуется и синхронизируется с Высшим Порядком.

"Сила течёт во мне, я един с Силой!"
("Звёздные Войны. Изгой-Один")

Мироздание - это холархия. И человек, как отдельная полноценная единица может вырастать внутри системы до такого уровня своей квалификации, когда сможет переходить и на более высокий уровень не только сознания, но и на более высокий уровень контроля и управления в Мироздании. На этом 9-м уровне человек достигает единения с Духом Мира.

Проявляются ли на этом уровне у человека сверхспособности (сиддхи, дары Духа Святого) - оставлю этот вопрос за скобками данной статьи. Цитата Евангелия от Иоанна, глава 14, стих 12 - уже дала нам на это ясный ответ.

- Так что же нужно для роста сознания до 9-ого уровня?

Единственно, что требуется от человека для такого своего роста - это искреннее желание этого роста и прямая связь с Духом. Именно Дух Творца и ведёт человека на всё более высшие ступени развития сознания. А по мере нашего роста поручает и новые, более интересные, и значимые задачи по управлению Мирозданием.

Рост сознания не заканчивается на 9-м уровне, который я именую ультрасуперинтегральный, и не ограничивается лишь им. Уверен, сознание продолжает развитие и дальше. Только вряд ли такое развитие уже будет иметь отношение к развитию только в форме человека. Индивид, чьё сознание закрепилось на 9-м уровне, скорее всего, к тому моменту уже перерастёт форму и возможности человеческого существования. Человеческая жизнь для такого индивида станет малОй, как становятся малЫ ботинки из которых ребенок уже вырос.

Человеческое тело и существование - лишь один из инструментов получения многообразия опыта жизни. Жизнь проживает через форму человека опыт Жизни в человеческой форме. Поэтому, это лишь вопрос времени, когда мы этот инструмент и связанный с ним опыт, перерастём и откроем для себя иные, не менее интересные игры.

-32

Читайте в продолжении:

Любовь никогда не перестаёт (1 Кор. 13:8)
Nik Nova13 августа
Виды интеллекта
Nik Nova28 августа
3 силы Творца своей реальности
Nik Nova31 августа
-33