Найти в Дзене
Азбука математики

Вынести множитель из-под корня. Ещё раз о том же))

Вынести множитель из-под знака корня – такое задание встречается в восьмом классе и старших. Есть задания, сформулированные именно так. Эти встречаются в алгебре сразу после изучения темы про квадратный корень. А еще необходимость такого действия возникает при вычислениях в самых разных заданиях: в квадратных уравнениях и биквадратных, при вычислениях величин в геометрических задачах на площадь, в прямоугольных треугольниках при вычислении сторон и многих других случаях. Понятно, что задания базового уровня такие вопросы не предусматривают, это привилегия более сложных заданий. И чем больше «звездочек» у задания, тем больше вероятность того, что с корнем придется повозиться. Не всегда так быстро и просто удается разобраться с множителями. В чём проблема? Число, стоящее под корнем, надо разложить на множители. Таких разложений, обычно, бывает несколько, но подойдут нам не все. Как понять, что надо выбрать именно это разложение, а не другое? Способ есть, он не секретный, но действенный.

Вынести множитель из-под знака корня – такое задание встречается в восьмом классе и старших. Есть задания, сформулированные именно так. Эти встречаются в алгебре сразу после изучения темы про квадратный корень. А еще необходимость такого действия возникает при вычислениях в самых разных заданиях: в квадратных уравнениях и биквадратных, при вычислениях величин в геометрических задачах на площадь, в прямоугольных треугольниках при вычислении сторон и многих других случаях.

Понятно, что задания базового уровня такие вопросы не предусматривают, это привилегия более сложных заданий. И чем больше «звездочек» у задания, тем больше вероятность того, что с корнем придется повозиться.

Не всегда так быстро и просто удается разобраться с множителями. В чём проблема? Число, стоящее под корнем, надо разложить на множители. Таких разложений, обычно, бывает несколько, но подойдут нам не все. Как понять, что надо выбрать именно это разложение, а не другое? Способ есть, он не секретный, но действенный. Даже не так – способов несколько.

1 способ.

Надо разложить число, стоящее под корнем на множители, каждый из которых является квадратом какого-то числа. «Каждый» - тогда под корнем ничего не останется, корень извлечётся полностью, ответ будет рациональным числом (без знака корня).

Что значит – множители являются квадратами чисел?

Давайте вспомним:

один в квадрате это один,

два в квадрате это четыре,

три в квадрате это девять,

четыре в квадрате это шестнадцать,

пять в квадрате это двадцать пять,

шесть в квадрате это тридцать шесть,

семь в квадрате это сорок девять,

восемь в квадрате это шестьдесят четыре,

девять в квадрате это восемьдесят один

и десять в квадрате это сто.

Всё прочитали? Молодцы!

А теперь честно посчитайте, сколько ваших ответов верны. Да, это таблица умножения. И когда в седьмом или в восьмом классе (уже взрослые!!!) дети начинают изучать квадратные корни, о таблице умножения некоторые вспоминают с легким пренебрежением. А зря, в этой теме она снова очень актуальна.

И так, квадраты чисел в голове освежили, на бумагу себе шпаргалку написали – точно пригодится!!!

Алгоритм:

1) Берем число, стоящее под корнем, и проверяем его делимость на квадраты натуральных чисел: на 4, на 9, на 16 и т.д.

2) Записываем найденный квадрат (4 или 9 или 19 и т.д.) и полученное частное от деления снова проверяем по первому пункту алгоритма до тех пор, пока не получим число неделимое нацело на число-квадрат.

3) Полученные множители – квадраты и последнее число – частное записываем в виде произведения под квадратный корень вместо данного числа. На этом этапе надо обязательно проверить – произведение должно быть равно данному числу.

4) Пользуясь свойством корня квадратного из произведения, заменяем его на произведение корней, затем вычисляем каждый корень и находим произведение, записываем результат.

Например: под корнем число 56784

56784 :4= 14196,

14294:4=3549

3549:169 =21

-2

2способ.

Берем число, стоящее под знаком корня, раскладываем его на простые множители. Если не помним, как это сделать? Напоминаю: делим число на 2. Если делится, пишем первый множитель 2, считаем частное. Если не делится, делим на 3, потом на 5 и так далее. (Если число не делится на 2, то оно не делится на 4, 6, 8 и все остальные чётные числа, значит можно пропустить, не проверять.)

С полученным частным поступаем так же.

Например:

Под корнем число 216.

216:2=108 , т.е. 216=2*108

108:2=54, т.е. 216=2*2*54

54:2=27, т.е. 216=2*2*2*27

27:3=9, т.е. 216=2*2*2*3*9

9:3=3, т.е. 216=2*2*2*3*3*3

И полученное произведение записываем под квадратный корень, заменяем произведением корней из пары равных множителей, непарные множители оставляем под корнем:

-3

Остались вопросы? Пишите, разберём.

Простые случаи можно посмотреть на видео: https://dzen.ru/video/watch/67681011289a1b7c1f07addd

Нужна помощь репетитора? Пишите https://vk.com/id315299034