Найти в Дзене

Ритуалы и "отбывальщина"

В субботу 40 дней у матери. Поминки устроили раньше, в субботу зал был занят, а сегодня мы уезжаем. Сами поминки для мен юя выглядят таким семейным что ли мероприятием. Пришли самые близкие, многих я рад был повидать, в какой-то степени, смерть близкого стала таким связующим материалов. Я помню так было, когда я был юношей и умер дед. Но в нашей культуре есть такой фактор как "отбыть". Что-то еще такое традиционалистское. Раньше же, кто если знает, даже оплакивать жена мужа должны была определенным образом, определенное количество времени, голосить, чтобы изобразить боль утраты. Именно изобразить. Сейчас это ушло, в большинстве своем, но, в остальном, такая тревожная ритуалистика осталась. Я помню день похорон. Много ритуалов, совершенно отвлекающих тебя от самой процедуры прощания. С одной стороны, для кого это это проявление заботы. С другой, какой апогей тревоги что ли. В принципе, любой ритуал, он, в какой-то, степени, тревогу и маскирует, и провоцирует одновременно. К счастью, слу

В субботу 40 дней у матери. Поминки устроили раньше, в субботу зал был занят, а сегодня мы уезжаем.

Сами поминки для мен юя выглядят таким семейным что ли мероприятием. Пришли самые близкие, многих я рад был повидать, в какой-то степени, смерть близкого стала таким связующим материалов. Я помню так было, когда я был юношей и умер дед.

Но в нашей культуре есть такой фактор как "отбыть".

Что-то еще такое традиционалистское. Раньше же, кто если знает, даже оплакивать жена мужа должны была определенным образом, определенное количество времени, голосить, чтобы изобразить боль утраты. Именно изобразить.

Сейчас это ушло, в большинстве своем, но, в остальном, такая тревожная ритуалистика осталась.

Я помню день похорон. Много ритуалов, совершенно отвлекающих тебя от самой процедуры прощания.

С одной стороны, для кого это это проявление заботы. С другой, какой апогей тревоги что ли. В принципе, любой ритуал, он, в какой-то, степени, тревогу и маскирует, и провоцирует одновременно.

К счастью, служба по матери, если я правильно, это называю, шла недолго. Я писал уже об этом. Тетя вспоминала когда хоронили деда, им пришлось службу в церкви стоять с землей в руках, потом священник ехал домой отпевать. У нас это сократили все.

Вся эта религиозная ритуалистика больше нагружает тебя, создает эффект дополнительной психологической нагрузки.

Чтобы я оставил.

Да. Родственникам собраться. Побыть на могиле, устроить поминки. Но без лишнего "отбывания".

У нас жениться - "надо о быть", особенно раньше было. А то не поймут, скажут встретили плохо.

Похороны - "отбыть".

Хочется сказать - "давайте побудем с воспоминанием и горем в тишине".

Поехали с отцом на службу. У нас в церквях очень тяжело и некомфортно стоять. И дело не в моих религиозных убеждениях. Я не выпячиваю свои убеждения, но в нашем обществе их игнорируют, особенно в сельской местности. Мои родственники до сих пор так и не понимают и не принимают атеизм.

Когда вопрос стоит о соблюдении традиций, приходится человеку атеистических взглядов подстраиваться под верующих. Мне это не сложно. Но зачем мне постоянно твердить о необходимости крещения ребенка или ношения крестика. Я уважаю ваши взгляды, участвую в обрядах, но обратного не ощущаю.

Тут еще конечно вопрос о более старшем поколении, либо о моем поколении, сильно испытавшем влияние советской системы, несмотря на распад Союза. В советском поколении осталась причудливая смесь (хотя накладывание противоречивых взглядов, это не только наша особенность и не только старшего поколения, но если он) тоски по советскому наследию, квазиправославные взгляды, вера в гадалок и экстрасенсов.

А в деревнях у нас до сих пор какие-то причудливые отголоски общинно-крестьянской системы, которая, кстати, а ктивно пествовалась советской действительностью, нечмотря на громкие лозунги о правахи рабочих и крестьян.

По факту, крепостное право у нас отменили только при Хрущеве. Смело можно сказать, его ренессанс пришелся на сталинскую эпоху.

Как итог основные черты сельской жизни, особенно у поколения наших родителей, хотя это подходит для этого поколения, живущего и в городах:

- Отсутствие инициативности. Власть все ругают, но именно пенсионеры и наши родители помоложе когда были - основная гарантия ее легитимности. Голосовать будут всегда за тех, на кого укажут или не пойдут на выборы, в лучшем случае.

Главный тезис - оправдание "За нас уже все решили".

Такое что-то дремучее в этом сквозит, такое крестьянское, когда все решал барин

Помню как в селе, откуда я родом, много лет страдали от того, чтотна ж/д путь, прямо на переход ставили грузовой состав. Под ним приходилось перелезать. Представляете какой риск? Я начал писать обращения в адрес главы РЖД. И знаете - решили проблему.

Что мешало сделать это местным? Что сложного написать это на своем смартфоне? Да даже в виде письма.

Вот нет освещения на улице.

Спрашиваю, к главе администрации обращались?

"Да ничего он/она не будет делать".

Возмущение, ради возмущения. А кто тогда должен обращаться?

- Конспирология. Хотя этим грешат многие. У молодых это может быть связано с ощущением обладание некой тайны или знания, возвышающегося на "плебсом".

Войны, чтобы обрушить акции. Конечно же, других способов сделать этого нет. "Все из-за нефти и газа". Наверное, будь причина в этом, была бы надежда, что наши конфликты, хотя бы, имеют рациональные причины. Но самое ужасное, что они имеют, чаще всего совершенно инфантильные причины, исходящие из личных амбиций правителей.

В пору уже говорить, что неконспирологическое мышление - редкость, уже оно становится редкостью.

Кто хочет "блеснуть умом" обязательно выдаст, вроде "войну развязали, чтобы цены на нефть поднять/сбить".

Интересно, как же тогда их начинали до нефти😁

- Делать что-то, чтобы не осудили другие селяне или соседи.

Я уже говорил об оплакивании потому что надо было.

У моей бабушки до сих пор главный тезис "а что люди скажут".

- Конечно же, вера в лучшее советское образование, лучшую еду, лучшие фильмы

Про это можно писать бесконечно. При том, бабушка сама же вспоминала, как люди в ее молодость страдали проблемами с ЖКТ.

Образование настолько лучшее, что у целого поколения напрочь отсутствует финансовая и правовая грамотность. Сельские люди отличались плохой грамотностью. Редко кто шел даже в техникумы, это считался уже "ученый" человек. А если закончил ВУЗ, то он был почти как небожитель. В лучшем случае, ВУЗ заканчивали сельхозхозяйственный или педагогический.

Часто спрашиваю и отца (отец как бы еще что-то знает из истории, но часто в изложении передач или писателей), тети, бабушки, у матери (при жизни) какие-то банальные вещи из географии там, истории. Очень плохие знания.

Если говорить об истории, то это всякие обрывки слухов и сплетен, в основном из популярных передач по центральным каналам, а качество предоставляемой ими информации нам очевидна. Либо из книг типа В. Пикуля, тоже с сомнительной достоверностью.

Я не говорю о хороших знаниях у молодых. Просто речь всегда же идет о том, что их учат хуже. А вот в те то годы...

- Усталость на лицах и боязнь уменьшить работу на огороде

Как ни крути, сельская жизнь здоровья не прибавляет. Особенно в летний период. Но бросить огород, либо его минимизировать. А как же иначе!? А огурцы свои, а помидоры?

В итоге изобилие овощей приводит к тому, что их друг другу просто по-соседски раздают.

Консервации. Которые просто выкидываешь, так как никто их не ест.

И понятно. В эпоху, когда в магазинах есть свежие овощи круглый год, как-то не тянет на консервации.

После смерти матери я выкинул содержимое, наверное, 100 банок разного калибра.

Скажите - это сейчас так. Да нет. Ребенком, по весне, я выкидывал пропавшую консервацию так же.

Да и в вареньях и в соленных овощах мало полезности. Это либо изобилие сахара, либо изобилие соли и уксуса.

К тому же, есть культуры, которые просто принято сажать. Баклажаны. Я их не любил никогда. Безвкусные, в общей массе своей. Смородина. Видимо, ей не хватает тепла, она всегда кисловатая. Я не любил ее, не любил варенье или компоты из смородины. Но ее всегда было много. Невероятно много!

Почему не заменить это на что-то более редкое или вкусное?

Фасоль. Как и банки с огурцами и помидорами, я выбросил банки с фасолью

Из года в год покойная мама собирала фасоль.

И сажала ее!

Фасоль не наша культура. Я даже в детстве слабо себе припомню блюда из нее. Ну суп максимум. Все остальное - редкость.

Зачем ее заготавливать в таких масштабах?

Да и сам огород. Даже когда ничего не сажаешь, он требует уход за собой

Раньше в этом была необходимость, да и то. Сколько пропавшей картошки, сколько овощей пропавших выбрасывали по весне из погребов.

У тети и бабушки каждый раз урожай не очень. А еще цже соьранный гниет в погребе из-за сырости. Но по весне весь дом как оранжерея в рассаде, а в течение лета жалобы на то, что надо полоть и полевать.

А потом в жару душиться : консервирую овощи, которые будут стоять в погребе. Бабушка сетует, что все стоит, никто ничего не ест.

Зачем тогда мучаться?

Вот мама умерла. И копу все это нужно было? К врачу мы не поедем, не хотим, боимся, а как же огород!

А потом?

Вот ее не стало.

Кому нужен огород, банки всякие?

Да никому.

Вот не сажали огород в этом году. Впервые не стали сажать. И ничего страшного не случилось.

Мама не успела насладиться жизнью без гнета грядок.