"На докладе министра просвещения он наложил историческую резолюцию: «Прекращай ты это образование!» . В. Пикуль, "Нечистая сила".
Доподлинно неизвестно, наложил ли Александр Третий такую резолюцию на доклад министра просвещения, или это просто легенда. Но все его стремления урезать образование в Российской Империи в означенную резолюцию вполне укладывались. И царя можно понять! Так как образованный человек для антинародного государства - явление слишком опасное. Что ученые-социологи подтверждают наглядно. Больше образования - меньше патриотизма (и наоборот).
«Результаты статистического анализа показали положительное влияние медиа на уровень патриотизма: увеличение просмотра ТВ-новостей на один процентный пункт приводит к росту уровня патриотизма на 0,244 пункта. А вот фактор образования оказывает негативное воздействие на уровень патриотизма: чем выше уровень образования, тем ниже уровень национальной гордости». («Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», №3, 2025)".
Сразу оговорюсь, что не стоит воспринимать данные опроса буквально. Я знаю, как минимум, двух профессоров (и еще одного уже покойного), которым образование и, вполне себе, живой и бойкий ум совершенно не мешают положительно относиться к "поднятию России с колен", а также гневно клеймить "бандеровскую Украину" и Зеленского. С патриотизмом у них полный порядок. И, напротив, знакомые с "неполным средним" абсолютно здраво оценивают сложившуюся в стране ситуацию и ее перспективы:
Тем не менее, всё-таки плохо образованным человеком, как правило, легче манипулировать, нежели начитавшимся "умником". А раз так, то не пойти ли РФ стопами Александра Третьего и немного урезать образование? Правда, это пока только предложения отдельных лиц.
"В Общественной палате РФ призвали сократить срок обучения в школах до 8−10 лет, чтобы россияне раньше начали заводить детей. По мнению главы комиссии по демографии Сергея Рыбальченко, сделать это можно «без потери качества» образования. При этом ни законодатели, ни специалисты его позицию не поддержали. В Госдуме заявили, что связи между созданием семьи и сроком обучения нет, а общий уровень развития школьников «и без того снижен». А в профсоюзе учителей назвали инициативу Рыбальченко «скатыванием к примитивности».
Можно было бы, вообще, предложить возврат к 4-х летней системе образования, существовавшей в славные александровские времена. Например, С.М. Киров как раз в такой школе и учился. А там и до ЦПШ можно дойти - читать-писать умеешь и считать до 100? Вполне достаточно.
Вообще, надо отметить, что дореволюционная Россия с вопросом народного образования попала в своеобразную "волчью яму". Как только в стране появился слой образованных людей (первая половина 19-го века), так тут же все эти "скрепы с традициями" начинали лететь, как фанера над Парижем. После чего образование приходилось урезать (Николай Первый, Александр Третий). Но как только образование урезывали, страна начинала уже совершенно безбожно отставать от развитых стран, и с треском им проигрывала: крымская, русско-японская. Это заколдованный круг был разорван только в СССР. Но в СССР, зараза такая, чиновники не могли шиковать на стыренные денежки, как в РИ Поэтому СССР был уничтожен, и ситуация с образованием вернулась на закономерные круги своя!
Поэтому "общий уровень развития школьников" повышаться, точно, не будет. Зачем? Новых нигилистов плодить?