«…межпланетные сообщения являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела…»
из письма школьника Вали Глушко Константину Циолковскому (1924 год)
В середине 90-х в Парке Горького в Москве прямо на набережной возник новый объект. Позже у него появилось название… научно-познавательный аттракцион “”Буран”: Космическое путешествие”. То, что в ноябре 1988 стало новым шагом в развитии космической отрасли превратилось в обычное развлечение. Как и многие страницы нашей Истории в то время становились шоу-бизнесом, способом зарабатывания денег… К Парку Горького и “Бурану” в нем мы еще вернемся, а пока, вот о чем…
Когда вы заходите в экспозицию “Космический чердак” Музея “Дедушкин чердак”, что находится в Измайловском Кремле” (Измайловское шоссе 73Ж) вы сразу видите перед собой огромный экспонат: РД-214. Двигатель, на котором поднимались в космос многие наши ракеты. А рядом скромная фотография человека, может быть и не многим знакомого, но известного и уважаемого среди тех, кто хоть какое-то отношение имеет к космической теме - Валентин Петрович Глушко. Советский инженер, учёный, специалист в области ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения. Команда инженеров под его началом создавала и РД-214 и упомянутый в начале “космический челнок” “Буран - Энергия”. И многое другое для Космоса…
Его история, это история о мечте и пути к ней, о великих открытиях и обязательных трудностях, их сопровождающих, о талантах и их завистниках, об огромной системе и человеке внутри такой системы. И, конечно, о сильном стремлении стать “Больше, чем…” Родился Валентин Петрович в начале осени 1908 года в семье сына батрака. В 11 лет был зачислен в Одесское реальное училище Святого Павла. Одновременно с учёбой в училище занимался в консерватории по классу скрипки. Позже был переведён в Одесскую музыкальную академию. Проявлял способности к рисованию и иностранным языкам. Руководил "Кружком общества любителей мироведения". Читал не отрываясь романы Жюля Верна. Особо сильное впечатление на него произвели «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны», после чего увлекся астрономией.
В 1924 году заканчивает работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет». А в периодических изданиях уже публикуются его научно-популярные статьи, посвященные космическим полётам. Дальше - Ленинград. ЛГУ. Весной 1929 года Глушко подготовил дипломную работу, в которой предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан». Этот корабль должен был использовать солнечную энергию. Генерируемый электрический ток направлялся в камеры сгорания двигателей, где под воздействием сильных электрических разрядов происходил тепловой взрыв подававшегося в камеры рабочего вещества. Университет Валентин Петрович, однако, не окончил. Не смог внести плату за обучение.
Но, уже 15 мая 1929 года был зачислен в штат “Газодинамической лаборатории”, которую организовал и возглавил Николай Тихомиров (о Николае Ивановиче тоже есть информация в экспозиции "Космического чердака"). Преемником "ГДЛ" теперь является НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко. С начала 1930 года Глушко основное внимание сосредоточил на разработке жидкостных ракетных двигателей. В ГДЛ под его руководством были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ, предназначенные для военных ракет и морских торпед.
21 сентября 1933 года Маршалом Тухачевским подписан приказ Реввоенсовета СССР о формировании Реактивного научно-исследовательского института Рабоче-крестьянской Красной Армии (РНИИ). Он объединил "ГДЛ" и московскую "Группу исследования реактивного движения", в которой работал тогда другой наш известный конструктор Сергей Павлович Королев. В 1933—1934 годах Глушко параллельно с работой в РНИИ читал курсы лекций в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. В декабре 1935 года в свет вышла книга «Ракеты: их устройство и применение», изданная под редакцией Лангемака и Глушко, а в марте 1936 года была издана работа Валентина Петровича «Жидкое топливо для реактивных двигателей». В 1937 году Глушко опубликовал 7 статей в сборниках научных работ РНИИ «Ракетная техника».
И тут начинается та самая история про таланты и завистников. В апреле 37-го некий инженер Костиков направил в ЦК ВКП(б) письмо, в котором утверждал, что «раскрытие контрреволюционной троцкистской диверсионно-вредительской шайки» требует «ещё глубже присмотреться» к ситуации в РНИИ, где «мы имеем ряд симптомов, которые внушают подозрения». В частности он резко критикует проводимые Глушко работы по двигателям на жидком топливе и обвиняет в недостатках и порочном стиле работы руководителей института. Заявление было передано в НКВД. Руководство института арестовано. На заседание бюро инженерно-технического совета обсуждались «вредительская деятельность В. П. Глушко» и его связи с врагами народа - бывшими руководителями Клеймёновым и Лангемаком. Бюро постановило исключить Глушко из состава ИТС. Тут же начались неприятности у Королёва. Его работы были прекращены.
23 марта 1938 года Глушко был арестован. Костиковым и его коллегами был подготовлен акт технической экспертизы, где подробно излагались сведения о «вредительской деятельности» Глушко и Королёва. Валентин Петрович осужден на 8 лет. До 1940 года работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (так называемой «шарашке»). Осенью 1940 года его переводят на Казанский авиационный моторостроительный завод № 16, где он продолжал заниматься разработкой вспомогательных самолётных установок ЖРД. В ноябре 1942 года в Казанскую “шарашку” перевели Королёва. Их работа над реактивным двигателем была признана успешной и нарком внутренних дел Лаврентий Берия 16 июля 1944 года обратился с письмом к Иосифу Сталину, предложив освободить со снятием судимости 35 особо отличившихся заключённых специалистов. Сталин дал своё согласие.
В 1944—1946 годах проведены наземные и лётные испытания двигателей РД-1 на самолётах Пе-2Р, Ла-7, Як-3, Су-6 и Су-7. Упорный труд работников был отмечен государственной наградой. Приказом от 1 мая 1945 года с целью подготовки инженерно-технических кадров по реактивным двигателям в Казанском авиационном институте была организована первая в Советском Союзе кафедра ракетных двигателей, которую возглавил Глушко. В июле — сентябре 1945 года большинство руководящих сотрудников были командированы в Германию для изучения конструкции немецких боевых баллистических ракет «Фау-2». Глушко был занят в институте «Нордхаузен», где возглавлял отдел по изучению двигателей трофейных ракет.
И вот... летом 1946 года Валентин Петрович у входа в берлинскую комендатуру неожиданно встречает того самого Костикова. Он выходил из служебной машины в новеньком генеральском кителе. Долго не думая, со словами: «Это тебе за Лангемака и за всех наших», бывший зэк, а ныне уважаемый конструктор со всей силы зарядил доносчику по морде. Так что генеральский китель сильно пострадал, поскольку был залит кровью. А “спарринг партнера” пришлось уносить с воображаемого ринга. А вот комендант на заявлении Костикова об избиении написал: «В возбуждении дела отказать. Получено по заслугам».
13 мая 1946 года выходит Постановление Совета Министров СССР «Вопросы реактивного вооружения». Глушко в соответствии с этим документом назначили на новое место работы. 3 июля перебазировали ОКБ-РД из Казани в подмосковные Химки, где находился авиационный завод № 456, который перепрофилировали под производство ЖРД для баллистических ракет и самолётов, а ОКБ-РД переключалось на проектирование мощных ЖРД. Этим же приказом Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 (ныне — НПО «Энергомаш»). 10 октября 1948 года произведён успешный пуск ракеты Р-1 с двигателем РД-100. В 1951 году прошли успешные лётные испытания ракеты Р-2. 19 апреля 1953 года осуществлён успешный пуск на максимальную дальность (1200 км) ракеты Р-5 с двигателем РД-103. 23 октября 1953 года Валентина Петровича избирают членом-корреспондентом Академии Наук СССР по Отделению технических наук.
На просторах интернета гуляет на разные лады перепетое знаменитое высказывание Валентина Петровича Глушко: “С нашими двигателями и забор полетит…” 4 октября 1957 года началась космическая эра! Состоялся запуск первого искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту ракетой-носителем «Спутник» (модификация ракеты Р-7 с теми же двигателями). За вклад в запуск первого спутника Глушко, как и другие ведущие учёные и конструкторы, был удостоен Ленинской премии. А за вклад в обеспечение полёта в космос первого космонавта планеты Юрия Гагарина ОКБ-456 (разработавшее для ракеты носителя «Восток» двигатели РД-107 и РД-108) было награждено орденом Ленина, а “главный конструктор В. П. Глушко 17 июня 1961 года второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда…”
Глушко возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», грузового корабля «Прогресс», орбитальных станций «Салют», созданию орбитального комплекса «Мир». Долетали его двигатели и до Луны, о которой он мечтал в детстве. Многоразовая транспортно-космическая система «Энергия» — «Буран». Как я уже говорил, 15 ноября 1988 года "Буран" совершил свой космический полёт. Валентин Петрович был депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР , членом ЦК КПСС, действительным членом Международной академии аэронавтики. Возглавлял при Президиуме Академии Наук СССР Научный совет по проблеме «Жидкое ракетное топливо». Умер он 10 января 1989 года и с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
А его детище “космический челнок” “Буран”, качественно превосходящий американский аналог “Спейс-Шаттл” в 2014 году был перенесен из Парка Горького (места развлечений) на ВДНХ. Выставку Достижений Народного Хозяйств. Именно в том году был создан Штаб по реконструкции Выставки, который возглавил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. Начался ренессанс Великой территории и Великой Истории. Уникальный труд талантливого инженера и его команды - это и Достижение нашей страны и страница нашей Истории. Так к этому и надо относится…
.....................................................
Об авторе: Гопиус Кирилл Павлович, сторителлер, исследователь, модератор, идеолог. (1969 года рождения).
Ссылка на резюме на hh.ru: https://domodedovo50.hh.ru/resume/be455c75ff0afcba200039ed1f6e6a78373041
Ссылка на Дзен канал (больше 2500 статей 14 000 подписчиков): https://dzen.ru/id/5c584c0186e4a700adce84cb
Когда нужно “портфолио”, сюда…
https://realmir-gopius.livejournal.com/818219.html
Карьеру свою начал с дворника и санитара, разнорабочего на стройке. Работал экспедитором и торговым представителем. Позже занимал руководящие посты в различных бизнес структурах (строительство, машиностроение, продажи, финансы, безопасность). Работал по России и за границей (Кувейт, Саудовская Аравия).
С 2004 года изучает, исследует, популяризирует, преподает и практикует сторителлинг, как мировоззрение, философию, фундаментальную науку и коммуникационную технологию. Помогает людям, компаниям, сообществам, территориям вспоминать, создавать, представлять свои истории, вписывать их в глобальные контексты, что проявляет внутренние ценности и смыслы людей, компаний, сообществ, территорий. Самоидентификация и коммуникация с любой аудиторией.
В 2010 году основал и руководил Центром прикладных знаний в Санкт-Петербурге. В 2017 году учредил “ГопиусСториБАНК”. Написано тысячи статей, взято сотни интервью. Почти 40 книг о методологии и философии сторителлинга, сценарии сторителлинг спектаклей. Кроме того, пьесу по книге “От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным”, пьесу по воспоминаниям о Е.М. Примакове (по линии ТПП), корпоративную историю компании QIWI, книгу о “Международном генеалогическом центре”, биографию героя Калмыкии Церена Санджеевича Балзанова, тренера олимпийского призера по боксу, биографию Александра Васильевича Зимина, тренера российских профессиональных боксеров.
Создал несколько образовательных программ по сторителлингу, которые применял в работе с депутатами (ГБУ “Центр социальных коммуникаций”), управленцами (“Президентская программа подготовки управленческих кадров”), с членами некоммерческих организаций (“Общественная палата РФ”), предпринимателями, актерами (Центр имени Мейерхольда), учителями, спортсменами и пр.
Был организатором 7-ми фестивалей сторителлинга в России.
За последние несколько лет работал: Ген. директором СРО “Ассоциация ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ”, Пресс-секретарем “Российского профсоюза работников транспортной безопасности”, экскурсоводом-проводником смыслов на Международной выставке-форуме “Россия (Москва, ВДНХ). По итогам работы на форуме написал книгу “Театр проводников смыслов” (о новом туристическом формате представления историй людей, компаний, сообществ, территорий), включающую в себя две пьесы для такого театра: “Мой 75-й. Наша Россия” и “Издалека долго… Диалоги с рекой”. Несколькими годами ранее была написана книга о “Театре предпринимателя” (основанная на опыте работы с предпринимателями).
С 2015 по 2018 год был ректором образовательной Академии экспертной сети “Союзконсалт”.