Найти в Дзене

Глушко Валентин Петрович: “Бог огня”. “Музей “Дедушкин чердак”.

«…межпланетные сообщения являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела…» из письма школьника Вали Глушко Константину Циолковскому (1924 год) В середине 90-х в Парке Горького в Москве прямо на набережной возник новый объект. Позже у него появилось название… научно-познавательный аттракцион “”Буран”: Космическое путешествие”. То, что в ноябре 1988 стало новым шагом в развитии космической отрасли превратилось в обычное развлечение. Как и многие страницы нашей Истории в то время становились шоу-бизнесом, способом зарабатывания денег… К Парку Горького и “Бурану” в нем мы еще вернемся, а пока, вот о чем… Когда вы заходите в экспозицию “Космический чердак” Музея “Дедушкин чердак”, что находится в Измайловском Кремле” (Измайловское шоссе 73Ж) вы сразу видите перед собой огромный экспонат: РД-214. Двигатель, на котором поднимались в космос многие наши ракеты. А рядом скромная фотография человека, может быть и не многим знакомого, но известного и уваж

«…межпланетные сообщения являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела…»

из письма школьника Вали Глушко Константину Циолковскому (1924 год)

В середине 90-х в Парке Горького в Москве прямо на набережной возник новый объект. Позже у него появилось название… научно-познавательный аттракцион “”Буран”: Космическое путешествие”. То, что в ноябре 1988 стало новым шагом в развитии космической отрасли превратилось в обычное развлечение. Как и многие страницы нашей Истории в то время становились шоу-бизнесом, способом зарабатывания денег… К Парку Горького и “Бурану” в нем мы еще вернемся, а пока, вот о чем…

Когда вы заходите в экспозицию “Космический чердак” Музея “Дедушкин чердак”, что находится в Измайловском Кремле” (Измайловское шоссе 73Ж) вы сразу видите перед собой огромный экспонат: РД-214. Двигатель, на котором поднимались в космос многие наши ракеты. А рядом скромная фотография человека, может быть и не многим знакомого, но известного и уважаемого среди тех, кто хоть какое-то отношение имеет к космической теме - Валентин Петрович Глушко. Советский инженер, учёный, специалист в области ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения. Команда инженеров под его началом создавала и РД-214 и упомянутый в начале “космический челнок” “Буран - Энергия”. И многое другое для Космоса…

-2

Его история, это история о мечте и пути к ней, о великих открытиях и обязательных трудностях, их сопровождающих, о талантах и их завистниках, об огромной системе и человеке внутри такой системы. И, конечно, о сильном стремлении стать “Больше, чем…” Родился Валентин Петрович в начале осени 1908 года в семье сына батрака. В 11 лет был зачислен в Одесское реальное училище Святого Павла. Одновременно с учёбой в училище занимался в консерватории по классу скрипки. Позже был переведён в Одесскую музыкальную академию. Проявлял способности к рисованию и иностранным языкам. Руководил "Кружком общества любителей мироведения". Читал не отрываясь романы Жюля Верна. Особо сильное впечатление на него произвели «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны», после чего увлекся астрономией.

В 1924 году заканчивает работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет». А в периодических изданиях уже публикуются его научно-популярные статьи, посвященные космическим полётам. Дальше - Ленинград. ЛГУ. Весной 1929 года Глушко подготовил дипломную работу, в которой предложил проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан». Этот корабль должен был использовать солнечную энергию. Генерируемый электрический ток направлялся в камеры сгорания двигателей, где под воздействием сильных электрических разрядов происходил тепловой взрыв подававшегося в камеры рабочего вещества. Университет Валентин Петрович, однако, не окончил. Не смог внести плату за обучение.

Но, уже 15 мая 1929 года был зачислен в штат “Газодинамической лаборатории”, которую организовал и возглавил Николай Тихомиров (о Николае Ивановиче тоже есть информация в экспозиции "Космического чердака"). Преемником "ГДЛ" теперь является НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко. С начала 1930 года Глушко основное внимание сосредоточил на разработке жидкостных ракетных двигателей. В ГДЛ под его руководством были разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ, предназначенные для военных ракет и морских торпед.

21 сентября 1933 года Маршалом Тухачевским подписан приказ Реввоенсовета СССР о формировании Реактивного научно-исследовательского института Рабоче-крестьянской Красной Армии (РНИИ). Он объединил "ГДЛ" и московскую "Группу исследования реактивного движения", в которой работал тогда другой наш известный конструктор Сергей Павлович Королев. В 1933—1934 годах Глушко параллельно с работой в РНИИ читал курсы лекций в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. В декабре 1935 года в свет вышла книга «Ракеты: их устройство и применение», изданная под редакцией Лангемака и Глушко, а в марте 1936 года была издана работа Валентина Петровича «Жидкое топливо для реактивных двигателей». В 1937 году Глушко опубликовал 7 статей в сборниках научных работ РНИИ «Ракетная техника».

И тут начинается та самая история про таланты и завистников. В апреле 37-го некий инженер Костиков направил в ЦК ВКП(б) письмо, в котором утверждал, что «раскрытие контрреволюционной троцкистской диверсионно-вредительской шайки» требует «ещё глубже присмотреться» к ситуации в РНИИ, где «мы имеем ряд симптомов, которые внушают подозрения». В частности он резко критикует проводимые Глушко работы по двигателям на жидком топливе и обвиняет в недостатках и порочном стиле работы руководителей института. Заявление было передано в НКВД. Руководство института арестовано. На заседание бюро инженерно-технического совета обсуждались «вредительская деятельность В. П. Глушко» и его связи с врагами народа - бывшими руководителями Клеймёновым и Лангемаком. Бюро постановило исключить Глушко из состава ИТС. Тут же начались неприятности у Королёва. Его работы были прекращены.

23 марта 1938 года Глушко был арестован. Костиковым и его коллегами был подготовлен акт технической экспертизы, где подробно излагались сведения о «вредительской деятельности» Глушко и Королёва. Валентин Петрович осужден на 8 лет. До 1940 года работает в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (так называемой «шарашке»). Осенью 1940 года его переводят на Казанский авиационный моторостроительный завод № 16, где он продолжал заниматься разработкой вспомогательных самолётных установок ЖРД. В ноябре 1942 года в Казанскую “шарашку” перевели Королёва. Их работа над реактивным двигателем была признана успешной и нарком внутренних дел Лаврентий Берия 16 июля 1944 года обратился с письмом к Иосифу Сталину, предложив освободить со снятием судимости 35 особо отличившихся заключённых специалистов. Сталин дал своё согласие.

В 1944—1946 годах проведены наземные и лётные испытания двигателей РД-1 на самолётах Пе-2Р, Ла-7, Як-3, Су-6 и Су-7. Упорный труд работников был отмечен государственной наградой. Приказом от 1 мая 1945 года с целью подготовки инженерно-технических кадров по реактивным двигателям в Казанском авиационном институте была организована первая в Советском Союзе кафедра ракетных двигателей, которую возглавил Глушко. В июле — сентябре 1945 года большинство руководящих сотрудников были командированы в Германию для изучения конструкции немецких боевых баллистических ракет «Фау-2». Глушко был занят в институте «Нордхаузен», где возглавлял отдел по изучению двигателей трофейных ракет.

И вот... летом 1946 года Валентин Петрович у входа в берлинскую комендатуру неожиданно встречает того самого Костикова. Он выходил из служебной машины в новеньком генеральском кителе. Долго не думая, со словами: «Это тебе за Лангемака и за всех наших», бывший зэк, а ныне уважаемый конструктор со всей силы зарядил доносчику по морде. Так что генеральский китель сильно пострадал, поскольку был залит кровью. А “спарринг партнера” пришлось уносить с воображаемого ринга. А вот комендант на заявлении Костикова об избиении написал: «В возбуждении дела отказать. Получено по заслугам».

13 мая 1946 года выходит Постановление Совета Министров СССР «Вопросы реактивного вооружения». Глушко в соответствии с этим документом назначили на новое место работы. 3 июля перебазировали ОКБ-РД из Казани в подмосковные Химки, где находился авиационный завод № 456, который перепрофилировали под производство ЖРД для баллистических ракет и самолётов, а ОКБ-РД переключалось на проектирование мощных ЖРД. Этим же приказом Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 (ныне — НПО «Энергомаш»). 10 октября 1948 года произведён успешный пуск ракеты Р-1 с двигателем РД-100. В 1951 году прошли успешные лётные испытания ракеты Р-2. 19 апреля 1953 года осуществлён успешный пуск на максимальную дальность (1200 км) ракеты Р-5 с двигателем РД-103. 23 октября 1953 года Валентина Петровича избирают членом-корреспондентом Академии Наук СССР по Отделению технических наук.

На просторах интернета гуляет на разные лады перепетое знаменитое высказывание Валентина Петровича Глушко: “С нашими двигателями и забор полетит…” 4 октября 1957 года началась космическая эра! Состоялся запуск первого искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту ракетой-носителем «Спутник» (модификация ракеты Р-7 с теми же двигателями). За вклад в запуск первого спутника Глушко, как и другие ведущие учёные и конструкторы, был удостоен Ленинской премии. А за вклад в обеспечение полёта в космос первого космонавта планеты Юрия Гагарина ОКБ-456 (разработавшее для ракеты носителя «Восток» двигатели РД-107 и РД-108) было награждено орденом Ленина, а “главный конструктор В. П. Глушко 17 июня 1961 года второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда…”

-3

Глушко возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз», грузового корабля «Прогресс», орбитальных станций «Салют», созданию орбитального комплекса «Мир». Долетали его двигатели и до Луны, о которой он мечтал в детстве. Многоразовая транспортно-космическая система «Энергия» — «Буран». Как я уже говорил, 15 ноября 1988 года "Буран" совершил свой космический полёт. Валентин Петрович был депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР , членом ЦК КПСС, действительным членом Международной академии аэронавтики. Возглавлял при Президиуме Академии Наук СССР Научный совет по проблеме «Жидкое ракетное топливо». Умер он 10 января 1989 года и с почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

А его детище “космический челнок” “Буран”, качественно превосходящий американский аналог “Спейс-Шаттл” в 2014 году был перенесен из Парка Горького (места развлечений) на ВДНХ. Выставку Достижений Народного Хозяйств. Именно в том году был создан Штаб по реконструкции Выставки, который возглавил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. Начался ренессанс Великой территории и Великой Истории. Уникальный труд талантливого инженера и его команды - это и Достижение нашей страны и страница нашей Истории. Так к этому и надо относится…

-4

.....................................................

Об авторе: Гопиус Кирилл Павлович, сторителлер, исследователь, модератор, идеолог. (1969 года рождения).

Ссылка на резюме на hh.ru: https://domodedovo50.hh.ru/resume/be455c75ff0afcba200039ed1f6e6a78373041

Ссылка на Дзен канал (больше 2500 статей 14 000 подписчиков): https://dzen.ru/id/5c584c0186e4a700adce84cb

Когда нужно “портфолио”, сюда…

https://realmir-gopius.livejournal.com/818219.html

Карьеру свою начал с дворника и санитара, разнорабочего на стройке. Работал экспедитором и торговым представителем. Позже занимал руководящие посты в различных бизнес структурах (строительство, машиностроение, продажи, финансы, безопасность). Работал по России и за границей (Кувейт, Саудовская Аравия).

С 2004 года изучает, исследует, популяризирует, преподает и практикует сторителлинг, как мировоззрение, философию, фундаментальную науку и коммуникационную технологию. Помогает людям, компаниям, сообществам, территориям вспоминать, создавать, представлять свои истории, вписывать их в глобальные контексты, что проявляет внутренние ценности и смыслы людей, компаний, сообществ, территорий. Самоидентификация и коммуникация с любой аудиторией.

В 2010 году основал и руководил Центром прикладных знаний в Санкт-Петербурге. В 2017 году учредил “ГопиусСториБАНК”. Написано тысячи статей, взято сотни интервью. Почти 40 книг о методологии и философии сторителлинга, сценарии сторителлинг спектаклей. Кроме того, пьесу по книге “От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным”, пьесу по воспоминаниям о Е.М. Примакове (по линии ТПП), корпоративную историю компании QIWI, книгу о “Международном генеалогическом центре”, биографию героя Калмыкии Церена Санджеевича Балзанова, тренера олимпийского призера по боксу, биографию Александра Васильевича Зимина, тренера российских профессиональных боксеров.

Создал несколько образовательных программ по сторителлингу, которые применял в работе с депутатами (ГБУ “Центр социальных коммуникаций”), управленцами (“Президентская программа подготовки управленческих кадров”), с членами некоммерческих организаций (“Общественная палата РФ”), предпринимателями, актерами (Центр имени Мейерхольда), учителями, спортсменами и пр.

Был организатором 7-ми фестивалей сторителлинга в России.

За последние несколько лет работал: Ген. директором СРО “Ассоциация ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ”, Пресс-секретарем “Российского профсоюза работников транспортной безопасности”, экскурсоводом-проводником смыслов на Международной выставке-форуме “Россия (Москва, ВДНХ). По итогам работы на форуме написал книгу “Театр проводников смыслов” (о новом туристическом формате представления историй людей, компаний, сообществ, территорий), включающую в себя две пьесы для такого театра: “Мой 75-й. Наша Россия” и “Издалека долго… Диалоги с рекой”. Несколькими годами ранее была написана книга о “Театре предпринимателя” (основанная на опыте работы с предпринимателями).

С 2015 по 2018 год был ректором образовательной Академии экспертной сети “Союзконсалт”.