Найти в Дзене

«Если бы мы начали тонуть: плавать мы не умели», - Валерий Бабятинский

На протяжении более пятидесяти лет своей творческой карьеры Валерий Бабятинский исполнил множество ролей в театре и кино, завоевав любовь зрителей. Он принадлежит к числу актеров, способных воплотить самые разнообразные образы, при этом его главной отличительной чертой остается подлинная интеллигентность в каждой работе. Будущий актер театра и кино появился на свет в военное лето 1942 года в городе Камышине Сталинградской (в настоящее время Волгоградской) области, где его отец занимал должность руководителя танкового училища. Мать происходила из многодетной семьи, проживавшей в украинской глубинке. Родители Валерия встретились в Харькове, где и заключили брак. С началом Великой Отечественной войны оба ушли на фронт, мать служила санитаркой. Бабятинский родился в жаркие июльские дни 1942 года, когда фронт приблизился к Сталинграду, и Камышин оказался в зоне боевых действий. Танковое училище было срочно эвакуировано, а новорожденного Валерия долго не могли выписать из роддома. Отец был в

На протяжении более пятидесяти лет своей творческой карьеры Валерий Бабятинский исполнил множество ролей в театре и кино, завоевав любовь зрителей. Он принадлежит к числу актеров, способных воплотить самые разнообразные образы, при этом его главной отличительной чертой остается подлинная интеллигентность в каждой работе.

Будущий актер театра и кино появился на свет в военное лето 1942 года в городе Камышине Сталинградской (в настоящее время Волгоградской) области, где его отец занимал должность руководителя танкового училища. Мать происходила из многодетной семьи, проживавшей в украинской глубинке. Родители Валерия встретились в Харькове, где и заключили брак. С началом Великой Отечественной войны оба ушли на фронт, мать служила санитаркой.

Бабятинский родился в жаркие июльские дни 1942 года, когда фронт приблизился к Сталинграду, и Камышин оказался в зоне боевых действий. Танковое училище было срочно эвакуировано, а новорожденного Валерия долго не могли выписать из роддома. Отец был вынужден похитить сына, завернув его в одеяло. Вокруг раздавались звуки бомбежки и взрывов, но семье, к счастью, удалось благополучно переправиться через Волгу.

«Когда мы плыли на барже — курсанты и оборудование — началась бомбежка. Отец потом рассказывал, как стоял над нами с пистолетом, готовый застрелить сначала меня, затем мать и себя, если бы мы начали тонуть: плавать мы не умели», — вспоминал актер.

Родители остались на фронте, а Валерия взяли на воспитание тетки по материнской линии. Позже семья переехала в Молдавскую ССР, много путешествовала из города в город, пока отец не получил назначение на должность военного комиссара в Дубоссарах. Там юноша окончил общеобразовательную школу с золотой медалью.

Воспитание будущего актера было строгим, однако такая требовательность пошла ему на пользу, поскольку с детства он отличался вспыльчивым и неуживчивым характером. Его семья была интеллигентной, хотя и скромного достатка. В доме мальчик никогда не слышал ругани, отец не позволял этого ни себе, ни другим.

Вопрос о будущей профессии Бабятинского не был решен сразу, хотя он с раннего возраста проявлял интерес к искусству: коллекционировал фотографии известных артистов, часто посещал театр и кино, прекрасно декламировал стихи. Отец мечтал, чтобы сын стал военным инженером или хирургом, однако мать настаивала на получении актерского образования.

Дальнейшую судьбу Валерия определил случай. В 1959 году в Кишинев приехал ректор Щукинского театрального училища Борис Захава с целью набрать студентов для студии при Русском драматическом театре имени А. П. Чехова. Его директором в то время был товарищ отца по военной службе Дмитрий Прилепов, который устроил знакомство Бабятинского с именитым режиссером. Захаве талантливый юноша пришелся по душе, и он способствовал его поступлению в Москву.

Валерий Бабятинский обучался на курсе заслуженного артиста РСФСР Леонида Шихматова и его супруги Веры Львовой, где его сокурсниками были Михаил Кокшенов и Людмила Чурсина. Важный вклад в формирование его актерского мастерства внесли Цецилия Мансурова, Иосиф Раппопорт, Мария Синельникова и Евгений Симонов.

Дебют Бабятинского на сцене Малого театра состоялся еще в студенческие годы, когда он привлек внимание зрителей. Его первая значимая роль — Александр Чацкий в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума», поставленной Евгением Симоновым. Студент третьего курса был задействован во втором составе, в то время как в первом выступал Никита Подгорный. Сам актер отмечал, что в начале своей карьеры играл не очень уверенно, однако со временем он накопил профессиональный опыт и преодолел сценическую робость.

-2

После завершения учебы Бабятинский должен был войти в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, но предпочел следовать за своим педагогом Симоновым, который был назначен главным режиссером Малого театра. Вместе с ним в труппу вошли его однокурсницы Людмила Кириченко, Надежда Корункова, Наталья Рудная, а также талантливые выпускники Щепкинского училища — Виталий Соломин, Татьяна Рыжова, Георгий Оболенский и другие.

С тех пор творческая карьера Бабятинского, уроженца Камышина, была неразрывно связана с Малым театром, где он утвердился как актер и завоевал любовь публики. Однако признание со стороны более опытных коллег пришло к нему не сразу, а лишь после участия в спектакле «Криминальное танго», за исполнение в котором он получил положительные сравнения с Павлом Орленевым.

В 1965 году Бабятинский сыграл Платона Зыбкина в пьесе Александра Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше», поставленной Борисом Бабочкиным. Эта роль открыла перед ним целую галерею образов героев Островского, которых он создавал на протяжении следующих десятилетий. Среди них — Егор Глумов и Иван Телятев в «Бешеных деньгах», Алексей Буланов в «Лесе», Борис Дикой в «Грозе». Постепенно, по мере взросления, актер добавлял в свои образы новые сценические находки и жизненный опыт.

Не менее запоминающейся стала роль Правдина в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Однако особое место в его творчестве занимают персонажи Чехова. Он исполнял роли Петра Трофимова и Леонида Гаева в «Вишневом саде», Александра Серебрякова в «Дяде Ване», Федора Кулигина в «Трех сестрах», Петра Сорина в «Чайке». Каждая из его ролей получала высокую оценку зрителей и критиков благодаря его способности органично вживаться в характеры персонажей и привносить в них яркие краски.

Бабятинский прежде всего является театральным актером. Тем не менее, он дебютировал в кино еще в студенческие годы, исполнив эпизодическую роль молодого физика в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Также ему выпала возможность сыграть в комедийной мелодраме «Месяц май» с Аллой Черновой.

"Месяц май"
"Месяц май"

Тем не менее, настоящим творческим достижением Валерия стала главная роль в телеспектакле «Портрет Дориана Грея», созданном Виктором Турбиным и Надеждой Марусаловой по мотивам одноименного романа Оскара Уайльда. В этом произведении участвовал выдающийся актерский состав, включая Юрия Яковлева, Александра Лазарева и Валентину Малявину. Образ Дориана Грея, воплощенный Бабятинским, оказался запоминающимся, а молодость, которая мешала философскому осмыслению произведения ирландского писателя, сыграла ему на руку: изменения в характере героя выглядели органично на экране, а его трансформация впечатляла зрителей.

"Портрет Дориана Грея" (1968)
"Портрет Дориана Грея" (1968)

Еще одной значимой работой в ранней фильмографии Бабятинского стала военная драма «Двое в степи», снятая Анатолием Эфросом, в которой он исполнил главную роль молодого лейтенанта Сергея Огаркова. В отличие от театра, возможности Бабятинского в кино не были реализованы в полной мере, как он того желал. Актер подходил к своей работе с большой тщательностью, особенно в отношении выбора ролей. Кроме того, его характер был достаточно сложным, а Малый театр оставался его главной жизненной привязанностью. Тем не менее, он сыграл ряд эпизодических ролей у различных режиссеров, таких как Эмиль Лотяну в фильме «Анна Павлова» и Юлий Карасик в драме «Берега в тумане».

"Двое в степи" (1962)
"Двое в степи" (1962)

Народный артист России не сразу смог наладить свою личную жизнь. В молодости он женился на дочери русского генерала и грузинской художницы Елене, однако этот брак быстро завершился разводом, поскольку Бабятинский не смог простить жене тайно сделанный аборт. Тем не менее, они расстались мирно.

Вторую супругу Ольгу артист встретил в метро, возвращаясь домой с похорон отца. Бабятинскому уже было почти сорок лет, но он влюбился, как юноша, потеряв голову. Доверившись судьбе, москвич решил, что если незнакомка выйдет на станции «Павелецкая», он подойдет к ней для знакомства. Так и произошло, и с тех пор пара стала неразлучной.

Супруга актера Малого театра окончила Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, затем занялась бизнесом, открыв собственный салон красоты. В браке у них родились двое детей: дочь Анастасия и сын Константин, названный в честь деда-офицера. Зная, каким тяжелым трудом дается актерская профессия, Бабятинский настоял на том, чтобы его дети не пошли по его стопам. Анастасия окончила Государственный университет управления и работает в Высшей школе экономики, а Константин стал юристом. У артиста подрастают внучки Варвара и Ярославна.

На сегодняшний день Валерий Бабятинский находится на заслуженном отдыхе и редко появляется на публике. Однако в октябре 2023 года он сделал исключение, став гостем передачи «Мой герой». В студии писательницы Татьяны Устиновой он вспомнил ключевые моменты своей творческой судьбы.