Такелажная оснастка - всякое что помогает работать такелажникам.
Такелажник, специалист перемещения грузов при отсутствии специализированных приспособлений.
Что значит приходится самостоятельно возводить, монтировать и устанавливать все необходимое для перетаскивания, поднимания и опускания вещей.
Такелажная оснастка бывает
Цепляющая
Для того чтоб подцепить груз. Обычно такая требуется условиях склада и промышленного предприятия. Например омегообразная скоба, вторая слева. Продевается в проушину, и в свою очередь к скобе цепляю стропу, которая цепляется к крану.
Круглый с стержнем мужеобразный или с отверстием женообразный рым-болт. Два справа.
Вкручивается или накручивается на ответные признаки поднимаемого изделия. В сам рым-болт вставляется строп и происходит взмывание груза от земли.
И конечно крюки.
Далеко не всё имеет проушины или отверстия с болтами. Так что есть масса грузозахватных приспособлений на любые нестандартные случаи.
Грузозахватные приспособления
Здесь и магнитные присоски чтобы поднимать всякое из магнитных материалов. Если магнит не берет, берут струбцину и хватают то на что струбцина натянется. Если натягивать неудобно, есть желтый в полоску захват эксцентриковый, самозахватывающий.
Ну а если совсем бревно и ухватить не за что - клещи. С зубьями.
Что не получается захватить грузозахватом, захватывают стропами.
Итак, грузозахватные приспособления цепляются цепными, текстильными или тросовыми стропами и поднимается, другой оснасткой
Поднимающая оснастка
Справа налево: лебедка.
Такую же лебедку приделывают к автомобилю чтобы тот сам себя вытаскивал. А равно и груз таскать куда бы то ни было.
Достаточно прицепить лебёдку к чему то стационарному, и вот у вас уже мощный механизм таскания. Если мускульной силы не хватает, к лебедке приделывают электродвигатели и вот уже она таскает 250 тонный автомобиль.
Тельфер, электротельфер или таль. Самое элементарное устройство для поднятия груза, на картинке таль ручная. Просто чел тянет цепь, в ответ таль тянет цепь вверх. Также как и лебедки тали оснащают элеутродвигателем.
И полиспаст или система блоков. Сейчас работает также успешно как и 3000 лет назад.
Полиспаст известен уменьшением нагрузки, что значит каждая пара колес уменьшает необходимую для поднятия силу в 2 раза. Если тянуть руками не слишком заметно, то когла надо поднять электроталью 2 тонны, всего один полиспаст и вам уже хватит 1 тонной тали. Так что удобно.
Полиспасты ставят чтобы на лебёдку и на тросы приходилось меньше усилий, и значит они меньше изнашивались. Еще существуют скоростные полиспасты, когла скорость важнее износа.
Цепи как на картинках, частенько используют для такелажа. При всех недостатках цепи явно и преимущества имеют. А еще их легко соединять.
Цепные соединители
Для этого существуют способы разные, но нарисовать я захотел только клещевой захват, крайний слева. Клещевой потому что обвивает своими лапками как клещ. При этом вынуть его сняв нагрузку с цепи крайне просто.
Какое-то китайское звено. Врядли для тяжелых работ оно используется. И этот разъем не так просто снять.
Изгибающееся подвижное звено, созданное по ГОСТу. Возможно самое надежное. Потому что монтируется мощным пальцем посередине. Обыкновенно стоит на строповых соединениях типа: паук
Существуют соединители и попроще.
Карабины
Карабины в такелаже такелажников юзают сильно реже. Однако бывает. И бывает гораздо чаще у альпинистов, возможно потому что альпинисты активнее переставляют свои веревки и веревочки по разным местам. Потому что в случае скололазов, надо двигать активное тело. В отличии от станков станин и серверных машин такелажников.
Карабины встречаются в изобильном разнообразии. Здесь только слева направо с отгибающейся дужкой, простой как скрепка.
С гайкой. Потому что гайка всетаки надёжнее скрепки.
И их гибрид, с отгибающейся дужкой и фиксацией на гайку.
Хотя чем больше деталей, тем меньше надежность. Известно что карабин соединить звенья цепи в состоянии, а к этому еще соеденить и разнородные стропы и тросы стальные горазд.
Но чтобы стальной трос подсоединить к карабину прежде его нудно сделать петелькой и зафиксировать
Тросовые зажимы
С одной стороны элементарно, надо всего то зажать трос и готово. Но стоит вспомнить что трос он же из стали. Упругий. При этом тягает на себе массу которую к себе тянет гравитация. А еще работать особенно не хочется и потому надо сделать так, чтобы зажим тросовый снимался полегче. Не так легко как носок, но не так сложно как зубной протез. Потому зажимов для тросов выдумали тьму и еще немного. Я же по своей ленности, нарисовал всего ничего
Слева направо, зажим на гайках, в виде дуги замка.
Зажимная муфта, чтобы раз и навсегда создать петельку и пользоваться.
Двусторонняя муфта на одной гайке, для петли объемлющей и муфта круглая с множеством болтов для надёжной но съемной фиксации.
Но мало собрать клюки, карабины и цепи с тросами. В любом случае есть некие огрехи в расчетах. И чтобы такелажная оснастка вяло не висела будто ей не хватает жизни, но как струна торчала и несла свою ношу, есть специальные устройства
Талрепы
Общее название для механизмов натяжения такелажной оснастки.
Для равномерного поднятия грузов или для постоянного держания тросов и цепей чтобы оснастка оставалась натянутой.
Талрепы тут представленные: слева обыкновенная рамка в которой вкручены болты.
Крутишь рамку в одну сторону, болты вкручиваются и натягивают. В другую, растягивают.
Снизу тоже самое но без коробки, со скрытым механизмом. Натягивать гладкий талреп надо уставив стержень в отверстие на теле и крутить в нужную сторону.
Посередине талреп с храповым механизмом. Это гораздо удобнее, и красивее.
Но не только же натягивать. Сначала надо зафиксировать объект
Стяжки
Так в целом назыают всякое фиксируеющее вещь, чтобы вещь не повредилась и не рассыпалась, пока будут ее тараканить.
Назыается общим словом стреппинговый инструмент. Широко используется и не такелажниками чтобы вязанку дров сделать из развала дров, притянуть чтонибудь куданибудь.
Самая известная это трещотка, с храповым механизмом и характерным звуком. С каждым хрустом стяжка все стягивает и фиксирует вещь, чтобы та не трепыхалась пока ее будут тараканить. Но прежде чем поднять надо же оторвать, чтобы уменьшить силу трения
Домкраты
Также известные всем кто водил машину и встретил гвоздя или опасную лужу . Ровно такие домкраты используют и такелажники.
Есть домкраты пневматические или механические. Но самые надёжные почему то считаются гидродомкраты. Тут все гидро:
С лапкой, чтоб поднимать от пола,
Машинный с колесами, подкатывать и цапать чью то малышку за нежные части кузова.
И с круглой пяткой, чтобы поднимать то что не низко лежит. Теперь подняли, надо перетащить
Передвигающая оснастка
Самый известный такелажный движетель, это рохля. Так назыается кстати от финской компании рохлы, которая поставлял самые рохли во время начального накопления капитала и создания коммерческих движений в России.
Но есть и другие....
Слева это такелажная тележка, на которую после того как домкратом подняли, можно катать всякое что уберется, потому она такая плоская, и позволит себя вставить в самые узкие щели.
Следующее - такелажный лом. Он скорее к домкратам. Потому что поднимать таким возможно 5 тонн. При этом легко и непринужденно, никакой гидравлики, только легкое движение рукой. Хотя на такелажном ломе можно и возить, но с трудом. А чтобы не понимая толкать, есть ультра современный толкач: Easy Mover. Способный двигать до 100 тонн. Врядли она оттолкает 1000 центнеровый станок, но с бабиной в 100 000 килограмм думаю справиться. Хотя стоит она конечно......теперь к тяжелым устройствам. Тягать что то градообразующее
Скиддинг системы
Еще их называют системой надвижки или временные рельсовые пути.
- домкратами приподняли
- опустили на рельсы
.....толкают.
Сначала конечно надо все эти рельсы поставить. А до этого выровнять грунт и проверить основание на устойчивость.
Потом, уложить стальные рельсы, на них положить полозья, и с края пристроить домкрат, но горизонтальный.
К домкратам подсоединяют подачу масла под давлением и едут скоростью 10 метров в час.
Легкие скиддинг-системы перетаскивают до 470 тонн. Тяжелые, устроены также, но с большей основательностью сделанные. Таскают и 3000 тонн.
Например таким способом надвигали саркофаг из сталкера. И еще кое что.
Гидравлические порталы
По моему самое пафосное название.
Портал потому что сквозь него как через арку дома пропускают грузы. И при этом портал ровно как козловой кран, с большой свободой движений. Но гидравлический портал устанавливают вокруг вещи которую нужно перетащить, хоть тот же самый станок.
Потом поднимают и двигают в известном направлении. Кароче гидропортал это симбиот козлового крана и скиддин-системы из предыдущего пункта.
Для того чтобы смонтировать портал с каждой стороны груза нужно всего то 1500 свободных миллиметров. Высота подъем до самого потолка а ездить можно столько, сколько позволяет пространство, потому что рельсы переставляются как лыжи одна за другой.
Итого: такелажная оснастка так разнообразна, что позволит стащить и 500 000 грамовое пианино с 30-го этажа и задвинуть атомный реактор. Чтобы делать такое, если вы такелажник, стропальщик или альпинист промышленный, изучайте свой инструмент. Но не думайте что после статьи, знаете о такелажной оснастке. Как и всякая работа это искусство немного, в основном наука и на 90% тяжелый труд который с опытом только становятся виртуозным исполнением
Обязательно ставьте пальцы вверх и подписывайтесь, чтоб мне было еще интереснее вам писать, а читателей стало больше и вам было бы интереснее меня читать😎
И вот еще про такелажников и как они трудятся.