The National Interest | США
Российские возможности в космосе и сейчас велики, пишет The National Interest. А после завершения работ по строительству новой ракеты "Амур-СПГ" Москва лишит Америку ее сегодняшнего преимущества — монополии на использование многоразовых ракет.
Брэндон Вайхерт
Ожидается, что при строительстве ракеты "Амур-СПГ" будут применяться передовые производственные технологии, такие как использование композитных материалов, 3D-печать и бионический дизайн, позволяющий снизить вес изделия с сохранением прочности конструкции.
Пилотируемые полеты в космос. Коорбитальные ударные спутники. Возможность создания космических станций. Мощные спутниковые группировки. Это лишь некоторые из космических возможностей России на сегодняшний день. Вооруженный конфликт на Украине отвлек внимание России и большую часть ее ресурсов от других сфер, таких как освоение космоса, однако Москва продолжает осуществлять вторую в мире после США космическую программу.
Трамп засуетился неспроста: Путин отвесил ему мощный хук слева
Россия и Китай хотят лишить Америку преимущества, каким является использование многоразовых ракет. Что же, Москва считает, что ей как минимум отчасти удалось достичь этой непростой цели. Российскую ракету "Амур-СПГ" разработала государственная корпорация "Роскосмос" в сотрудничестве с ракетно-космическим центром "Прогресс".
Что такое ракета "Амур-СПГ"?
Частично многоразовая, работающая на метане орбитальная ракета-носитель, призванная заменить устаревшее семейство ракет "Союз-2". При разработке ракеты "Амур-СПГ" основное внимание было уделено экономичности, безопасности для окружающей среды и возможности многократного использования. Более того, "Амур-СПГ" имеет целью превратить Россию в конкурентоспособного игрока в мировой космической отрасли, что обеспечивается ее многоразовостью.
"Амур-СПГ", который прежде носил название "Союз-7", появился из российского проекта "Феникс". Это была выдвинутая в середине 2010-х годов РКЦ "Прогресс" инициатива по разработке нового семейства ракет на смену "Союзам". В отличие от предшественников, которые ведут свою родословную от межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, "Амур-СПГ" стал абсолютно новым проектом, начатым с нуля, что отражает изменения в космических амбициях России.
О начале проекта было объявлено в 2020 году. Его цель — создать двухступенчатую ракету средней грузоподъемности, способную доставлять полезную нагрузку на низкую околоземную орбиту, причем с существенно меньшими затратами по сравнению с действующими системами. Этап предварительного проектирования начался в октябре 2020 года, и на него был выделен бюджет примерно в 70 миллиардов рублей, или около 880 миллионов долларов. Первоначально Москва рассчитывала, что первый запуск состоится в 2026 году, однако сроки передвинули на 2030 год.
Ключевым элементом проекта является экономичность. "Амур-СПГ" — это прямой вызов многоразовым ракетам SpaceX. Одна из главных причин господства SpaceX в ракетном секторе — это то, что при многоразовом использовании ракет-носителей резко снижается стоимость космических полетов. Это дало американцам решающее преимущество в соперничестве с зарубежными конкурентами. Теперь "Роскосмос" рассчитывает, что один запуск ракеты "Амур-СПГ" будет стоить примерно 22 миллиона долларов, а это намного меньше стоимости запуска многоразовой ракеты Falcon 9 компании SpaceX, которая составляет 50 миллионов долларов.
Использование метана в качестве горючего и создание многоразовой первой ступени повысит ценовую доступность этой системы, сделав Россию более конкурентоспособной на мировой арене. После распада СССР в конце холодной войны Россия сумела весьма успешно воспользоваться своей передовой космической программой, превратив ее в "ракетный Walmart", как однажды выразился профессор Джеймс Клей Молц. Но SpaceX нанесла мощный удар по конкурентному преимуществу, которое российские ракеты обеспечивали российским космическим фирмам в плане привлечения клиентов. Кремль надеется, что "Амур-СПГ" снова сделает Россию конкурентоспособной.
Россия идет в лобовую атаку на SpaceX
"Амур-СПГ" — это двухступенчатая ракета с многоразовой первой ступенью и одноразовой второй. Она предназначена для доставки на низкую околоземную орбиту10,5 тонны полезного груза в своей многоразовой версии и 12,5 тонны в одноразовой. У "Союза-2" полезная нагрузка составляет 8,5 тонны. Первая ступень "Амура" оснащена пятью кислородно-метановыми двигателями РД-0169А, разработанными Конструкторским бюро химавтоматики. Это должны быть очень надежные двигатели, рассчитанные на 100 запусков, а центральный двигатель, предназначенный для возвращения на Землю и посадки, должен выдерживать 300 запусков.
Первая ступень имеет решетчатые рули для управления ориентацией во время вхождения в атмосферу и посадочные штанги для вертикальной посадки. Конструкторы явно черпали вдохновение в "Фальконе-9" компании SpaceX. Вторая ступень с метановым двигателем РД-0169 одноразовая. Это своеобразный компромисс между затратами и сложностью.
Что касается топлива, то метан обладает рядом преимуществ над традиционным горючим на основе керосина. Это более чистое сгорание, уменьшение износа двигателя и более высокая степень пригодности для многоразовых систем из-за его термических и полимеризационных свойств. Кроме того, метан имеется в избытке, и его можно производить без ущерба для экологии, что в полной мере согласуется с международными усилиями по снижению отрицательного воздействия космических пусков на окружающую среду.
Ожидается, что при строительстве ракеты "Амур-СПГ" будут применяться передовые производственные технологии, такие как использование композитных материалов, 3D-печать и бионический дизайн, позволяющий снизить вес изделия с сохранением прочности конструкции. Благодаря этим технологиям ракета должна стать конкурентоспособной к 2026-2027 годам.
Что примечательно, система управления ракеты способна регулировать тягу двигателя в случае отказа и уводить ракету от стартового стола при аварии. Тем самым повышается безопасность полетов и показатели надежности, что делает эту систему достойной всяческого внимания.
Несмотря на новаторский характер ракеты, Илон Маск вполне разумно посоветовал "Роскосмосу" добиваться полной многоразовости, чтобы сохранить конкурентоспособность на мировом рынке — особенно если эта ракета не будет полностью готова к началу 2030-х годов. Ведь к тому времени вся отрасль космических запусков может полностью измениться.
Брэндон Вайхерт (Brandon J. Weichert) — старший редактор по вопросам национальной безопасности журнала The National Interest и один из авторов Popular Mechanics. Консультирует различные государственные учреждения и частные организации по геополитическим вопросам. Публиковался во многих изданиях, включая Washington Times, National Review, The American Spectator, MSN, Asia Times и множество других. Автор ряда книг.