Найти в Дзене
УЛА керамика

Как лепить крупные / сложные объекты? Керамика.

Приветствую вас! Сейчас чаще всего леплю что-то небольшое, и даже миниатюрное. Но поначалу хотелось пробовать всё, и я взялась лепить вазы, две подряд. Вообще-то тоже не очень большие, хотя тогда они казались мне просто огромными)) Да и по сей день эти две вазы сохраняют за собой лидерство в списке самых крупных изделий, которые я когда-либо лепила. Используя свой небольшой опыт в этом деле, расскажу, на что обратить внимание при лепке крупных объектов, или просто изделий со множеством деталей. Не буду здесь останавливаться на таких вещах, как эскиз, и наличие всех необходимых инструментов - это, думаю, и так понятно. Поговорим о другом. Самое (не)очевидное - хватит ли глины на задуманный проект? Сразу заготавливаю глину и на основную форму, и на декор, если он предусмотрен. Вынимаю её из упаковки, оцениваю пригодность к лепке - не слишком ли она жёсткая/мягкая, если нужно - разрезаю на пласты и заворачиваю в мокрые тряпочки, или, наоборот, подсушиваю. Как сохранить глину мягкой, расск
Оглавление

Приветствую вас! Сейчас чаще всего леплю что-то небольшое, и даже миниатюрное. Но поначалу хотелось пробовать всё, и я взялась лепить вазы, две подряд. Вообще-то тоже не очень большие, хотя тогда они казались мне просто огромными)) Да и по сей день эти две вазы сохраняют за собой лидерство в списке самых крупных изделий, которые я когда-либо лепила.

Большая ваза с бабочками. Авторская керамика ручной работы
Большая ваза с бабочками. Авторская керамика ручной работы

Используя свой небольшой опыт в этом деле, расскажу, на что обратить внимание при лепке крупных объектов, или просто изделий со множеством деталей.

Ваза с обитателям кораллового рифа. Очень много объёмных налепов.
Ваза с обитателям кораллового рифа. Очень много объёмных налепов.

Не буду здесь останавливаться на таких вещах, как эскиз, и наличие всех необходимых инструментов - это, думаю, и так понятно. Поговорим о другом.

Оценить свои возможности.

Самое (не)очевидное - хватит ли глины на задуманный проект? Сразу заготавливаю глину и на основную форму, и на декор, если он предусмотрен. Вынимаю её из упаковки, оцениваю пригодность к лепке - не слишком ли она жёсткая/мягкая, если нужно - разрезаю на пласты и заворачиваю в мокрые тряпочки, или, наоборот, подсушиваю. Как сохранить глину мягкой, рассказывала тут.

Какого размера будет изделие? Насколько оно будет тяжёлым? Сможет ли один человек его передвигать, или потребуются помощники? Как его перемещать? Транспортировать до печи? Влезет ли оно в печь?

С моими вазами вышло так, что они рисковали не поместиться в печь там, где я обжигала обычно, и мне пришлось для утеля искать печь побольше. После первого обжига они немного уменьшились, и с глазурями уже обжигались у моих керамистов.

Вазы до глазуровки
Вазы до глазуровки

Время. Сколько времени потребуется на лепку, и располагаю ли я этим временем? Лучше иметь запас по времени, не стремиться закончить работу за пару дней до отпуска. Потому что глина может не дождаться возвращения мастера. Так или иначе, она начнёт подсыхать, и потом начнутся танцы с бубном, чтобы её привести обратно в рабочее состояние. Изделие может начать терять форму, "сбрасывать" детали, трескаться, и т.д. Если нужно поработать с глиной, пока она мягкая, или, наоборот, денёк-другой подождать, пока глина подвялится, станет кожетвёрдой - у керамиста должно быть это время, должна быть возможность делать работу тогда, когда этого требует глина.

Сама частенько попадаю в ситуации, когда мне нужно 2-3 дня на завершение работы, а у меня, по факту, свободен только один день - сегодня, и когда я смогу вернуться к лепке - через день, или через неделю - неизвестно. Из-за этой особенности в моём графике, много изделий так и не дождались моих рук, и пришлось их отправить в переработку. Время потрачено, а результат не достигнут. Глину нужно уважать :)

Леплю вазу. Процесс набора формы. Укрепляю и маскирую шов
Леплю вазу. Процесс набора формы. Укрепляю и маскирую шов

Место для лепки.

Удобно, когда место, где будет набираться форма, и место, где она будет храниться в промежутках между работой - это одно и то же место. Чтобы не пришлось каждый раз таскать туда-сюда работу, рискуя уронить.

Пространства должно быть достаточно, чтобы обойти работу со всех сторон (либо вращать её), доступ должен быть максимально облегчен. Когда неудобно работать, нужно хитрым образом изворачиваться, куда-то подлезать - в конце концов, это начинает раздражать, а потом и откровенно бесить))

Раскатываю глину. На столе только нужные инструменты, ничего лишнего
Раскатываю глину. На столе только нужные инструменты, ничего лишнего

Супер, если на рабочем столе, кроме этой работы, не будет больше ничего. То есть, другие проекты завершены, и все лишние материалы и инструменты убраны. На столе - только нужное. Итак, доступ к работе обеспечен, глина под рукой. Что дальше?

Процесс работы.

Запастись полиэтиленовыми пакетами, и пульверизатором. Пакеты и вода будут защищать работу от пересыхания.

Помню про соблюдение баланса толщины стенок: они не должны быть слишком тонкими, иначе изделие "сложится" под собственным весом. Если же стенки будут непомерно толстыми, то в обжиге треснут. В крупных работах особенно важно следить за равномерной толщиной стенок по всему изделию.

Процесс лепки вазы. Толщина стенок. 0,5см - это самый минимум, тоньше уже нельзя для такого размера
Процесс лепки вазы. Толщина стенок. 0,5см - это самый минимум, тоньше уже нельзя для такого размера

Если набор формы идёт жгутами или полосками, удобно заранее подготовить прям много, чтобы потом на них не отвлекаться, и хранить во влажной ткани. Откинула тряпочку - взяла жгут - накрыла оставшиеся, и работаю.

Если форма должна быть внутри полая, видела, что керамисты используют фольгу. "Лепят" из неё нужную форму нужного размера, сверху облепляют глиной, а после того, как глина подсохнет до кожетвёрдой, разрезают форму, и фольгу вынимают. Глину потом склеивают, и шов затирают, чтобы не было видно. Тут главное не спешить, и дождаться, когда изделие подвялится, иначе после разрезания его будет сложно собрать, сохранив форму.

Если есть выпирающие части, висящие в воздухе - делаю под них подпорки из поролона, губок. Бывает, что они не подходят по высоте, тогда леплю из кусочка глины. Подпорки будут на своём месте, пока изделие полностью не высохнет, и не начнёт держать форму само. В отдельных случаях и в обжиге нужно оставить подпорку (огнеупорную, разумеется, можно из той же глины), чтобы форма не "поплыла" когда глина станет мягкой на больших температурах.

Ваза с подсолнухами. Авторская керамика ручной работы
Ваза с подсолнухами. Авторская керамика ручной работы

В конце рабочей сессии хорошенько укутываю изделие со всех сторон, в том числе дно, чтобы потери влаги были минимальны. Если вижу, что во время работы изделие пересохло сильнее, чем нужно - сначала сбрызгиваю из пульверизатора водой, потом мокрое накрываю. Под пакетом влага равномерно распределится, и изделие вернётся к нужной пластичности.

Видела у других мастеров, когда они лепят крупный объект, пока работают с одним участком, только он открыт. Остальное - под пакетами.

Внимательно слежу, чтобы во время работы изделие было равномерно увлажнено. Если допустить, что часть изделия влажная, а другая часть подсохла - начнутся сложности, деформация, и возможны трещины. Помню про то, что мелкие детали всегда высыхают первыми, а дно - последним.

Сушка.

Стараюсь обеспечить равномерную сушку всего изделия одновременно. Для этого мелкие детали отдельно укутываю в полиэтилен. Время от времени переворачиваю работу вверх дном, чтобы оно тоже имело возможность сохнуть. Днём изделие "дышит", а на ночь полностью укрываю пакетами, чтобы влажность выровнялась. Подробнее о том, как сушить изделия из глины, писала тут.

Крупные объекты сохнут долго, около месяца. Потому что стенки толстые, и может показаться, что изделие уже высохло, а на самом деле внутри стенки сырые.

Когда работа высохла, она становится заметно легче, глина сильно светлеет, и если прикоснуться к ней щекой - не холодит.

Транспортировка, и размещение в печи уже продуманы заранее. Вот и всё :) Забыла упомянуть о чём-то важном? Дополните в комментариях. Их тоже читают 👍

Пусть ваша керамика впечатляет своими размерами, и мастерством исполнения!

Юля УЛА керамика.

Еда
6,93 млн интересуются