Альберто очень любил тратить деньги. Зарабатывать, в принципе, он их тоже иногда любил. А вот одалживать — не очень. Особенно друзьям. Но, как поётся в одной песне, «не имей сто рублей, а имей сто друзей», и Владимир Ленский, входящий в самый близкий круг Альберто, активно этим пользовался.
Это случилось лет …дцать назад, когда люди уже получили широкую возможность пользоваться кредитными картами, но грамотно рассчитывать свои финансовые «ириски» научились далеко не все.
- Альберто, друже, а можно у тебя полтинник на месяц-другой подзанять? Ты же знаешь, я отдам, а? – Умилительно улыбаясь, поинтересовался Ленский, отставляя в сторону пустой винный бокал, который он мусолил минут сорок. Ибо цены в маленьком ресторанчике на улице Рубинштейна, где засели друзья, были, напротив, очень большие.
- Вот те здрасте, забор покрасьте! С чего бы такие просьбы? – Отреагировал Альберто, отхлебнув кофе.
- Ну… ты же знаешь, я машину обновил недавно. И одну волшебницу свозил в отпуск. Зря, как выяснилось. Я ж не ты. – Вздохнул Ленский.
- Ну, не на Мальдивы же ты её катал. Или…?
- Нет, в Сочи. Но… тоже не кисло.
- Ленский, у меня нет денег.
- В смысле нет денег? А с чего ты на Рубике тогда обедаешь?
- Видишь ли, дорогой мой друг, в том-то и заключается разница между нами. Когда у тебя нет денег, ты идешь и покупаешь себе в маркете заварную лапшу. И слушаешь грустную музыку. А когда нет денег у меня, я иду обедать в ресторан на Рубинштейна и думаю, а где бы их заработать? И знаешь, каждый раз придумываю! Не то чтобы я жадный, Вова, ты же знаешь, что нет. Но, как говорится, «хочешь потерять друга — дай ему в долг». А я тебя, раздолбая, люблю. И терять не хочу. Ну возьми ты кредитку в Б-банке! Там сто дней без процентов…
- Стоп! Стоп! Не надо говорить, пожалуйста, словами из рекламы! Я, блин, эту рекламу сам сочиняю много лет! – Взмолился Ленский, воздевая глаза к потолку. – Да в том-то и прикол, что я уже взял эту кредитку, будь она неладна! И значительно её поистрепал на этом курорте. А теперь гасить надо срочно. И жить на что-то.
- Так у тебя работа есть! – Возразил Альберто.
- Ээээ… В общем, работы у меня тоже нет. – Вздохнул Владимир и поднял руку, чтобы подозвать официанта, но передумал и положил конечность обратно на стол.
- Так. С этого момента поподробнее! Ты же в рекламном агентстве креативил, насколько я помню. И платили, по твоим меркам, тебе не так плохо.
- Я уволился, короче.
- Почему?
- Потому что после того, что я сделал, иного выхода у меня не оставалось, – почесав рыжую шевелюру, промямлил Ленский.
- Я весь внимание. – Поднял бровь Альберто и махнул рукой официанту. – Я угощаю, расслабься.
- В общем, я…
- …Соблазнил длинноногую секретаршу шефа.
- Вот не надо судить о других по себе! И вообще, не перебивай. – Возмутился Ленский. – Итак. Был у нас один клиент…
- …Клиенты в борделе.
- Да, блин! Альберто!
- Ладно-ладно, я молчу.
- В общем. Был у нас один ЗАКАЗЧИК. Сначала всё как обычно. Бла-бла-бла, жилой комплекс, квартиры по доступным ценам от миллиона двухсот…
- От скольки? Слушай, а что за комплекс? Может, и мне так квартиру прикупить, а что, потом сдавать буду. Или себе оставлю.
- Не советую. У них дома стоят прямо на трассе. Круглые сутки поток машин, фуры-шмуры прямо под окнами, вонь, гарь, шум. Такое себе. Но, как ты понимаешь, моя работа — делать из говна конфетку. Ну, я и написал текст. Мол, «доступное жильё, комфорт, удобство, ё-моё».
- Креативненько! Особенно «ё-моё». – Заулыбался Альберто, пододвигая Ленскому принесённый официантом бокал вина.
- Ну, не так, конечно. Но нормально всё им сделал. И с замыслом, и ёмко, и доступно. – Продолжил Владимир, делая глоток. – Это же не элитная недвижка, где надо пафосно вещать про привилегии, статус и всё прочее. На мой взгляд, квартиры такого класса нуждаются в предельно простой рекламе. Громко озвучить цену, пару раз название ЖК и телефон. ВСЁ! Потому что цена — и есть главное УТП! Других достоинств там реально нет.
- У…ТП? Тупая пи…да? А «У» что означает? – Ухмыльнулся Альберто, наливая в новую чашку с кофе молоко.
- УТП — это уникальное торговое предложение. – Вздохнул Ленский.
- Ну и?
- Ну и они такие заявляют, причём не мне лично заявляют, а менеджеру, который этот проект ведёт. «Как-то у вас всё некреативно. Нам бы цепляющий ролик, свежий, оригинальный. Такой, которого не было ни у кого другого! Понимаете? Например, муж с женой обсуждают покупку квартиры и находят замечательное решение — наш жилой комплекс».
- Да уж, свежо, как огурец на грядке!
- Вот даже ты понимаешь, что это избито, как неудачливый боец микс файта. Ну ладно, написал я им эту историю: «Дорогая, дорогой, есть у нас лимон другой?» и всё такое. А они, естественно, в отказ. Мол, «вы что нам тут всякую банальщину суёте, как у всех». Ну и понеслось. Я им от первого лица, от второго, в стихах, в прозе, даже песню написал, хоть у них бюджет на ролик в три копейки. А всё не так, всё не то. «А давайте покрутим ещё».
Сука! И всё это общение идёт криво, как ты понимаешь, через менеджера. Тот уже нервничает. Звукорежиссёр курить бегает, не без основания предвкушая, сколько вариантов озвучки они забракуют, если с текстом такое творят. Да и у меня глаз дёргаться начал, хотя ты знаешь, я на рекламе уже не одну собаку съел.
- Или выпил. Помню я, как ты «рыжую собаку» в баре заказал, десять порций. – Расплылся в улыбке Альберто.
- Ой-ой-ой! Из них половину ты употребил! – Возмутился Ленский.
- Не без этого, кто же спорит. – Поднял вверх руки Альберто. – Ну а дальше что?
- Ну а дальше менеджер уже напрямую меня с ними свёл, ибо заколебался быть передастом.
И эти товарищи заявляют: «А давайте мы реальную семью запишем, не профессиональных актёров, а просто людей. Мол, они пришли на радио и рассказывают, как им замечательно вчетвером в однушке живётся».
– «Так а какую реальную семью? — отвечаю, — Если вы дома еще не сдали? Они у вас на стройке палатку поставили, внутри голых стен?».
- «Это не важно, давайте семью».
– Ладно, поймал я в офисе секретаршу, она, кстати, не длинноногая, попросил её ребенка в офис привезти, ну а на роль папы этот самый менеджер сгодился. Записали.
- И что?
- Да то, блин! Приходит ответ: «Вы чего творите? Мы же дома ещё не сдали!».
– Ну ты понимаешь, у меня уже истерика. – «Какого, — говорю, — попугая вы это всё выдаёте, я же вам с самого начала это сказал!».
– «А это наш маркетолог идею предложила, а директор послушал и говорит: «Что за ерунда?».
– Понимаешь, Альберто, они промеж себя не могут там договорится, а я страдай. Нет, так-то это частая история. Директор, жена директора, собака директора, любовница директора, она же маркетолог- хренотолог — все хотят принять участие в процессе создания ролика! Но тут уже реально перегибы пошли. А эта команда идейная не унимается: – «А давайте мы остановимся с вами на самом первом варианте, который вы прислали, он самый удачный, но его докрутим. Можете ещё три-четыре версии написать? Покреативьте ещё».
- Я бы послал. – Пожал плечами Альберто.
- Ну так я и послал. Причём в прямом смысле. Ролик им записал и послал по электронной почте. Они же хотели такой, которого ни у кого не было? Да пожалуйста! Сам оплатил производство даже. Честно — не жалко. Ну а потом заявление на стол положил и отчалил. Так что я теперь человек свободный. Правда, небогатый. – Подытожил Ленский.
- Мне уже просто интересно послушать этот шедевр. Нет, ну серьёзно! – Хлопнул друга по плечу Альберто.
- А, легко. – Владимир достал из кармана наушники и протянул Альберто. Тот педантично протёр их салфеткой и поместил в ушные раковины. Ленский потыкал в телефон и запустил ролик.
Зазвучала музыка, на фоне которой ненавязчиво слышался шум машин и басовитые гудки большегрузов. Секунды через полторы вступил сексуальный, слегка прокуренный женский голос:
«- Мне не важен твой социальный статус и привилегии. Твой счёт в банке. Я доступна почти любому. Войди в меня скорее!
Стою на трассе. Стою дешево. Квартира в ЖК «Путана». Ой… «Поляна».
Проектная декларация на сайте твойдом.рф. Телефон три-три-три-три…. Всё. Кончила!»
- Сука! Аха-ха! Ой... ну да! – От души рассмеялся Альберто. – Ленский, я в любом случае перевёл бы тебе этот полтинник, но теперь я считаю, что за дело. Как же меня бесит слушать в машине все эти ролики про «привилегии» и прочую херню! Если я хочу купить квартиру, я в последнюю очередь буду следовать советам рекламы на радио, телеке и прочее. Я изучу рынок сам, либо найму риелтора.
- А вот это ты немедленно прекрати! Я тоже свой хлеб хочу кушать. Желательно с икрой! – Рассмеялся Ленский.
- Будешь. Я в тебя верю! – Альберто похлопал Владимира по плечу. Всё-таки он знал, что друзьям в долг давать можно. Если друзья настоящие.