Когда турист поднимается на башни Собора Парижской Богоматери, его встречают каменные лица — странные, фантастические, пугающе-человеческие. Эти горгульи — не просто архитектурные украшения. Они будто наблюдают за Парижем с высоты веков. Среди них особенно выделяется одна — сидящая, задумчивая, с рогами и когтями, глядящая на город с видом древнего спокойствия. Эта горгулья давно стала символом собора, и её образ — не столько плод каменотёса, сколько следствие литературного воображения Виктора Гюго. Горгульи существовали на фасадах готических соборов задолго до появления Гюго. Они выполняли утилитарную функцию — отводили дождевую воду от стен, но вместе с тем несли и символическое значение. В средневековом сознании они были хранителями, отпугивающими зло. Однако в романе «Собор Парижской Богоматери» (1831) Виктор Гюго делает из горгулей не просто декоративных существ — он превращает их в носителей идей. У Гюго собор — живое существо, а горгульи — его глаза и уши. Он пишет о них как о с