Найти в Дзене
Техносфера. Россия

Судьба единственного российского авианосца остается под вопросом

Ремонт и модернизация тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», единственного авианосца ВМФ России, в 2025 году оказались приостановлены. По данным отечественных СМИ, Министерство обороны РФ и Объединенная судостроительная корпорация примут решение о целесообразности продолжения работ и возвращения корабля в строй. Рассматривается даже вариант списания и утилизации флагмана ВМФ РФ. Разбираем все «ЗА» и «ПРОТИВ» затянувшейся модернизации самого большого боевого корабля нашего флота. Аргументы противников модернизации сводятся к следующим пунктам: Аргументы за сохранение авианосца тоже достаточно весомые: Для всех интересующихся темой отечественных авианосцев рекомендуем наш большой материал, опубликованный в марте 2025 года по данной теме: Подведем итоги. Главная причина, по которой модернизация «Адмирала Кузнецова» может быть окончательно остановлена – это совокупность факторов возраста, крайне высокой стоимости восстановления после череды аварий и пожаров, технической сложно

Ремонт и модернизация тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», единственного авианосца ВМФ России, в 2025 году оказались приостановлены. По данным отечественных СМИ, Министерство обороны РФ и Объединенная судостроительная корпорация примут решение о целесообразности продолжения работ и возвращения корабля в строй. Рассматривается даже вариант списания и утилизации флагмана ВМФ РФ. Разбираем все «ЗА» и «ПРОТИВ» затянувшейся модернизации самого большого боевого корабля нашего флота.

Полетная палуба тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов", фото 1990-х годов
Полетная палуба тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов", фото 1990-х годов

Аргументы противников модернизации сводятся к следующим пунктам:

  • Возраст и состояние: Корабль эксплуатируется с 1990 года. За время сложного ремонта, начатого в 2017 году, произошло несколько серьезных инцидентов: в 2018 году затонул крупнейший плавучий док ПД-50, повредив тяжелый авианесущий крейсер падением крана; в 2019 году на борту случился крупный пожар, унесший жизни двух человек; еще один пожар произошел в 2022 году. Физический и моральный износ признается значительным. Эксперты указывают, что к 2035 году кораблю исполнится 50 лет, и даже после дорогостоящей модернизации срок его дальнейшей службы будет ограничен.
  • Ненадежная силовая установка: Конструкция энергетической установки корабля считается устаревшей и ненадежной, что подтверждается опытом эксплуатации.
  • Стоимость и эффективность: Модернизация оценивается как крайне дорогостоящий проект. Некоторые военные эксперты считают классические авианосцы уязвимыми целями для современных высокоточных вооружений и экономически неэффективными «пережитками прошлого». Они полагают, что будущее за носителями беспилотных и роботизированных систем. В условиях спецоперации на Украине приоритеты финансирования могут сместиться в пользу более насущных нужд. По мнению ряда аналитиков, средства, требуемые для восстановления «Кузнецова», могли бы быть направлены на строительство нескольких современных фрегатов.
  • Отсутствие инфраструктуры: Потеря уникального дока ПД-50 серьезно осложнила проведение ремонтных работ для крупных кораблей на Северном флоте.

Аргументы за сохранение авианосца тоже достаточно весомые:

  • Стратегическая необходимость: Действующие документы стратегического планирования ВМФ (например, «Основы государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года») предполагают наличие авианосных соединений на Северном и Тихоокеанском флотах. Многие эксперты настаивают, что флот, действующий в удаленных районах Мирового океана, критически нуждается в собственном авиационном прикрытии, которое не может быть обеспечено одной береговой авиацией. «Флоту нужен аэродром с собой, и это авианосец», – подчеркивают специалисты. Активное развитие авианосных флотов такими странами, как Китай и Индия, также рассматривается как свидетельство их актуальности. Морская авиация считается элитой авиации ВМФ.
  • Боевой опыт: «Адмирал Кузнецов» имеет реальный боевой опыт – его авиагруппа успешно выполняла задачи в Сирии в 2016-2017 годах, совершив более 400 вылетов. Есть и замена отработавшим свое Су-33 — живые палубные МиГ-29К постройки 2010-х годов.
  • Технологический потенциал: Опыт эксплуатации «Кузнецова» считается ценным для проектирования будущих российских авианесущих кораблей.

Для всех интересующихся темой отечественных авианосцев рекомендуем наш большой материал, опубликованный в марте 2025 года по данной теме:

Какие авианосцы строили в нашей стране и нужны ли России такие корабли? - ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Подведем итоги. Главная причина, по которой модернизация «Адмирала Кузнецова» может быть окончательно остановлена – это совокупность факторов возраста, крайне высокой стоимости восстановления после череды аварий и пожаров, технической сложности проекта (особенно в условиях потери специализированного дока) и сомнений в долгосрочной эффективности вложений в морально и физически устаревшую платформу. На фоне текущих бюджетных приоритетов, связанных со спецоперацией, затраты на возвращение в строй единственного, но проблемного авианосца могут быть признаны неоправданными. Вместо этого ресурсы могут быть перенаправлены на разработку и строительство нового, более современного и компактного авианесущего корабля с надежной силовой установкой (газотурбинной или атомной) и перспективной авиагруппой, возможно, включающей беспилотные системы и новые истребители типа Су-75. В этом случае наиболее вероятной судьбой «Адмирала Кузнецова» станет утилизация или превращение в музейный комплекс.

Еще раз повторим наши редакционные выводы о перспективах российских авианосцев для ВМФ страны, о которых «Техносфера. Россия» писала ранее. В России пока нет стратегического видения самой темы авианосцев, ведь это очень долгосрочные и дорогостоящие проекты, требующие огромных вложений, с непонятной эффективностью. Чтобы понимать, для чего нам нужны такие корабли, надо запустить многолетние программы, прекратить метания и идти по намеченному пути. Но сами по себе авианосцы без прикрытия других мощных кораблей надводного флота становятся большими мишенями для противника. Отсюда комплексное развитие ВМФ России должно строиться с чётким пониманием, будут ли у нас сформированы авианосные ударные группы из таких кораблей, каким будет их состав, где будут построены нормальные базы для размещения и обслуживания новых единиц и т.п. Такое понимание может появиться только в рамках выстроенной с учетом нынешних реалий стратегии развития нашего флота.

Легендарный советский палубный самолет спасли любители авиации - ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ
Первое российское судно для обучения пилотов палубных вертолетов вышло на испытания - ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ
Как идет строительство первого российского универсального десантного корабля проекта 23900 - ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ

Больше материалов о российской технике на нашем сайте: www.tehnoomsk.ru

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ДЗЕН-КАНАЛ и вступайте в наши группы в ВК и Телеграм: https://vk.com/tehnoomsk и https://t.me/tehnoomsk. Спасибо за вашу поддержку, друзья!