Найти в Дзене
Memento mori

Уничтоженное Дьяковское кладбище, Москва

Первые официальные упоминания о селе встречаются уже в начале XV века, но очевидно, что оно появилось раньше, предположительно в середине XIV века. Однако сейчас в парке Коломенское, где располагалось Дьяково, установлен памятный крест, на котором начертан аж 1237 год. От основной территории Коломенского селение было отделено большим оврагом, да этот Голосов овраг существует и сейчас. В 1980-е появилась легенда, что именно здесь Георгий Победоносец бился со змеем. Конечно, никаких подтверждений этому нет. Название села Дьяково, или Дьяковское, предположительно возникло в конце XIV века, когда некий дьяк управлял этим и иными окрестными селениями от имени их владельца, Владимира Андреевича Храброго, князя Серпуховского, внука Ивана Калиты и двоюродного брата Дмитрия Донского. Удивительны игры Истории. Ибо от этого безымянного дьяка пошло название ещё и целой археологической культуры раннего железного века, — дьяковской, первые следы которой были найдены в середине XIX века в окрестнос

Первые официальные упоминания о селе встречаются уже в начале XV века, но очевидно, что оно появилось раньше, предположительно в середине XIV века. Однако сейчас в парке Коломенское, где располагалось Дьяково, установлен памятный крест, на котором начертан аж 1237 год.

От основной территории Коломенского селение было отделено большим оврагом, да этот Голосов овраг существует и сейчас. В 1980-е появилась легенда, что именно здесь Георгий Победоносец бился со змеем. Конечно, никаких подтверждений этому нет.

Название села Дьяково, или Дьяковское, предположительно возникло в конце XIV века, когда некий дьяк управлял этим и иными окрестными селениями от имени их владельца, Владимира Андреевича Храброго, князя Серпуховского, внука Ивана Калиты и двоюродного брата Дмитрия Донского.

Удивительны игры Истории. Ибо от этого безымянного дьяка пошло название ещё и целой археологической культуры раннего железного века, — дьяковской, первые следы которой были найдены в середине XIX века в окрестностях села.

Не буду углубляться в хроники раскопок и описания элементов дьяковской культуры, но у меня есть несколько сфотографированных слайдов из Музея археологии Москвы (который на Манежной площади), причём там даже расписали погребальные обряды древних людей.
Так что "буду краток" и просто покажу слайды:

В 1401 году Владимир Андреевич передал село своей жене Ольге, некоторое время оно переходило от одной великой княгини к другой, пока в 1447 году не было передано Ивану III его матерью. В дальнейшем поселением продолжили владеть первые лица государства, что не могло не отразиться на его благополучии.
Так как земли Коломенского не слишком подходили для распашки, в середине XVII века крестьяне Дяковского занялись активным садоводством, и чего там только не выращивали. Остатки прекрасных садов сохранились до наших дней, в отличие от самого поселения...

В 1529 году на территории Дьякова был основан красивый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Исследователи склоняются во мнении, что храм был возведён на месте обветшавшего деревянного строения. А при постройке фундамента были использованы старые надгробные плиты, как тогда было принято, — значит, кладбище на этом месте существовало чуть ли не с момента появления самого села.

В 1923 году храм был закрыт, а последний его священник, уроженец Дьяково отце Сергий (Воскресенский) в 1932 году был приговорён к лагерям за антисоветщину, где и сгинул.

После войны, в 1949 году, храм вновь открыли для богослужений, чтобы повторно закрыть уже в 1957-м. За годы бездействия строение не раз подвергалось разграблению и сильно обветшало. Поделюсь воспоминанием Игоря Талькова из его книги "Монолог", изданной в 1992 году:

В 1988 году рано утром после ночной работы я гулял в районе Коломенского и, находясь на территории деревни Дьяково городище, увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он, видимо, был сброшен с купола церкви, так как был изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном, изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого.

У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора.

В поисках потайного места я вошёл внутрь Храма Иоанна Предтечи, двери которого были распахнуты настежь. Хаос в храме потряс меня: пол был загажен, и у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» и виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрёл на заброшенную монашескую келью и положил в неё крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. В кромешной тьме, когда мы на ощупь стали пробираться к келье, раздался треск, и что-то тяжёлое, просвистев над моим ухом, ударило друга по голове. Как потом выяснилось, створка двери сорвалась с петель. Дико закричав — больше от испуга, чем от удара, мой спутник метнулся к выходу. Окровавленный, с выпученными от ужаса глазами, он пролепетал: «Это знак. Крест забирать нельзя!»

— Но ты же получил по голове, а не я, значит, мне можно, — ответил я.

Забрав крест, мы вернулись домой.

1930е, процесс реставрации под руководством Барановского: была разобрана более поздняя пристройка, чтобы вернуть строению исторический облик
1930е, процесс реставрации под руководством Барановского: была разобрана более поздняя пристройка, чтобы вернуть строению исторический облик

В 1960 году Дьяково вошло в состав Москвы, но люди продолжили жить в своих домах и растить свои сады еще два десятка лет, пока, как говорится, не грянул гром. В преддверии Олимпиады селение начали расселять, а с некрополя переносили останки на Хованское кладбище.
Хотя, конечно, перенесли не всех.
Частично надгробия просто сбрасывали с холма, на котором возвышается храм, вниз, к Москве-реке.

К 1990-м гг. бывшее селение прекратило своё существование. Кто гулял в детстве по Коломенскому ещё в 80х, возможно вспомнят красивые добротные дома с узорчатыми ставнями дальше за церковью, в сторону Каширы... Всё это варварски уничтожалось под предлогом "благоустройства парка". Самые крепкие дома дирекция парка и местные чиновники вывозили себе на дачи, более ветхие строения "неожиданно" горели. Люди оставались без домов, без положенных при расселении квартир, буквально на улице.
Жалобы ничего не дали.

Частично разорённое кладбище поросло травой и людским забвением.

В наши дни некрополь — небольшой заросший участок вокруг церкви. Вдоль дорожки выставлены немногие сохранившиеся старинные саркофаги, а из травы там-сям выглядывают простые советские крестики.

Покажу подборку фотографий, сделанных во время посещения некрополя. Хотя, насколько я понимаю, у этого места даже статуса "кладбище" уже нет.

Громкими именами некрополь не мог похвастаться даже в свои лучшие годы: здесь век за веком прощались с близкими людьми жители Дьякова и нескольких ближайших сёл.

Сейчас на кладбище сохранилось единственное мраморное надгробие, на могиле крестьянки Александры Васильевой и её младенца. Немногие сохранившиеся саркофаги созданы из местного мягкого известняка, и надписи на них практически не читаются. Хотя некоторые детали декора по-своему уникальны: например, на одном из саркофагов из-под углов "крышки" свисают кисточки, я подобного украшательства особо и не встречала нигде.

Пожалуй, и всё на этом.
Спасибо за внимание, и заглядывайте в
ТГ-канал.