Первой государственной картинной галереей в Москве была картинная галерея Румянцевского музея.
Это было лучшее собрание живописи в Москве и второе в России — после собрания Императорского Эрмитажа. При этом сам Румянцевский музей был основан как библиотека — собрание книг и рукописей, а картинная галерея явилась самой молодой его частью самого молодого отделения изящных искусств, фактически возникшего во время подготовки переезда музея из Санкт-Петербурга в Москву в 1861-ом году.
Небольшое мемориальное собрание графов Румянцевых представляло собой коллекцию семейных раритетов, запечатлевших государственные деяния представителей семьи Румянцевых.
Ценнейшим раритетом этого собрания, а впоследствии и всего отделения изящных искусств музея, была статуя «Мир» работы величайшего скульптора Антонио Кановы.
Это символическое изображение мира явилось олицетворением миротворческой деятельности трёх поколений Румянцевых: Абосского мирного договора со Швецией (1743), заключённого А.И. Румянцевым, Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Османской империей (1774), связанного с именем П.А. Румянцева-Задунайского, и Фридрихсгамского мирного договора со Швецией (1809), над заключением которого трудился заказчик статуи — министр иностранных дел граф Николай Петрович Румянцев.
В мае 1811-го года Румянцев через австрийского посредника в частном порядке, для себя лично заказал скульптору Антонио Канове, работавшему в Риме, захваченном армией Наполеона и бывшем частью его империи, статую под названием «Мир». До вторжения армии Наполеона в Россию оставалось чуть больше года. Уже было ясно, что отношения между Россией и Францией стремительно ухудшаются — мчатся к войне.
Проект договора датирован 12 декабря 1811 года. В нём упоминаются изображения Минервы в римской нумизматике, в частности, серебряный динарий с изображением императора Клавдия и надписью «Paci Avgvstae», на которой изображена змея, символ обмана и агрессии.
Канова получил плату за заказ, а работать над заказом русского вельможи ему пришлось в условиях разрыва отношений между Россией и Францией, а затем — вторжения и шествия армии Наполеона до самой Москвы. «Победы» французов в сражениях с русскими праздновались в Риме торжественно.
Николай Петрович Румянцев, прилагавший все усилия, чтобы избежать войны между Россией и Францией, тяжело перенёс вторжение Наполеона в Россию. С ним случился инсульт, или как тогда говорили, удар, который сделал его глухим до конца жизни.
Модель статуи скульптором была закончена 12 сентября 1812-го года, как раз тогда, когда Наполеон ждал признания своей победы в войне с Россией императором Александром I и готов был подписать победный мир.
«Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар, она готовила пожар нетерпеливому герою».
Из европейского опыта побед Наполеона следовало, что «мир» наступит, когда Россия будет повергнута. Она, казалось, уже была повергнута, но всё переменилось. Франция оказалась повергнута, а русские войска беспрепятственно вошли в Париж в 1814-ом.
На статуе были выполнены надписи о мирных договорах, в которых участвовали Румянцевы. В первоначальном варианте они были сделаны на французском языке. После победы России над Наполеоном было решено сделать надписи на русском, но почему-то сделали на латыни.
Фигура богини Мира высотой около 180 см была вырезана из цельного куска прекрасного мрамора. «Подражая античным канонам, Канова изобразил Мир в образе молодой крылатой женщины, попирающей змею. Левой рукой она опирается на жезл, а правой облокотилась на колонну, на которой высечены названия и даты мирных договоров. Благородство и спокойствие выражены в уверенной позе богини, безмятежных чертах лица, плавно струящихся складках драпировки. Выразителен силуэт крыльев с детально проработанным оперением. Мастер умело использует различные приёмы обработки камня: на колонне и жезле поверхность мрамора отполированная, блестящая, на теле — матовая, на чешуе змеи — шероховатая».
Скульптурные эскизы — головки богини Мира — Канова дарил друзьям. Уменьшенная модель и модель размеров оконченной скульптуры хранятся на родине скульптора, в глиптотеке города Поссаньо близ Бассано.
Статуя «Мир» после перевода в мрамор, долгих злоключений и переписки с Кановой прибыла в Санкт-Петербург в ноябре 1816 года, приветствуемая не только графом Румянцевым, к тому времени удалившимся от дел, предавшимся частной жизни среди книг, картин и избранных друзей, но и публикой, опьянённой поражением французского тирана, чувством национальной гордости русских и миром, который, как казалось, окончательно установился.
Она была установлена в усадьбе графа Н.П. Румянцева на Английской набережной Петербурга. Подробное описание скульптуры сделано в статье Н.И. Гнедича, написанной в форме письма К.Н. Батюшкову и напечатанной в журнале «Сын Отечества». В своей восторженной статье Гнедич восклицает: «Прелестное создание! Существо, блистающее юностью, жизнью и красотою! Неужели рука, вооружённая молотом и железом, произвела тебя? Ты светло, как мысль, легко, как видение. <…> Камень тает под резцом Кановы».
Далее он сообщал, что «статуя Мира, по признанию самого Художника, вместе с его Венерою, деланною для Флоренции, есть лучшее его произведение». В стихотворной оде в честь скульптора и его творения имеются строки:
«Так гения рука бессмертные дела
В прекрасном образе векам передала».
«Прекрасный образ» был безмолвным участником «литературных обедов» князя Владимира Фёдоровича Одоевского, директорствовавшего в музее больше 15 лет. При ней проходили публичные мероприятия Общества поощрения художников, с 1830-го года по высочайшему повелению проводимых в стенах Румянцевского музея. Как ценнейшее произведение искусства она участвовала во всех музейных экспозициях в Петербурге и в Москве после переезда музея в Пашков дом.
«Мир» Кановы пережил тяжелейшие годы революции, Гражданской войны, разрушения Румянцевского музея и распыление его фондов по всему СССР, горестные годы Великой Отечественной, но не смог пережить самодурства высших чиновников-коммунистов.
В марте 1953-го умер Сталин, на смену ему пришёл Хрущёв. 1 апреля 1953-го образовалось Министерство культуры РСФРС, заместителем министра которого уже в июле 1953-го года издан приказ о дарении скульптуры «Мир» Антонио Кановы Украинской ССР.
Статуя была определена в Музей западного и восточного искусства в Киеве. Этот музей был основан в 1919 на базе частного собрания Б. И. и В. Н. Ханенко. В 1921-34-х годах он назывался «Музей искусств ВУАН (Всеукраинской академии наук)». В эти годы фонды музея пополнились произведениями искусства из частных собраний и музейных фондов Киева и Ленинграда. В настоящее время это Национальный музей имени Богдана и Варвары Ханенко.
Крылатая фигура, созданная Кановой, наполнена символическим смыслом. Богиня Мира попирает причину войны — ложь и агрессию. В Киеве статуя стоит в вестибюле музея в поврежденном виде: утратила верхнюю часть скипетра и символ мира — оливковую ветвь. От этого правая рука её выглядит нелепо. Не любят мир в Киеве.
В марте 2022-го года во Флоренцию была привезена гипсовая копия со статуи Кановы из Поссаньо. Выставлена она была в Палаццо Веккьо, в Зале Льва X. Этому художественному событию был придан обильный пропагандистский и политический шум. Статуя в публикациях называлась не иначе как «Киевский Мир», который по причине бомбёжек вынужден укрываться в подземном хранилище.
Причина войны — ложь и агрессия. Статуя «Мир» была передана Украинской ССР без каких-либо законных оснований, так же, как Крым, как многое другое, что ей не принадлежало.
Обратимся к словам, сказанным Кановой в письме, когда работа над статуей была закончена: «...Сознаюсь, что я работал над ней [богиней Мира] не без рвения, но все мои труды и размышления над ней искупались надеждой достичь той заветной цели, к которой я стремился – оправдать благосклонное доверие, оказанное мне сиятельным заказчиком и его великой нацией». Великая нация — это Россия.