В бытность мою военным наблюдателем ООН от России в Миссии ООН в Либерии (UNMIL) произошел однажды со мной вот такой случáй. Сразу скажу, что всё, о чем я вам сейчас поведаю, есть чистая правда и ничего кроме правды. Впрочем, как и всегда.
Опорный пункт (тим-сайт) военных наблюдателей ООН находился в Гринвилле – административном центре либерийского округа или графства (это уж как кому нравится) Сайну на юго-востоке страны. Это была моя первая миссия и в ней мне досталась должность офицера транспортной службы тим-сайта. Основным транспортным средством военных наблюдателей в UNMIL был внедорожник Nissan Patrol, машина вполне надежная. В каждом тим-сайте таких машин по штату числилось по четыре-пять. А на деле… На деле всё обстояло совсем не так. Когда я прибыл в тим-сайт, из четырех машин в живых оставалось две. Вскоре одна из них благополучно издохла. И осталась одна. Из тех, что сломались ранее, у одной заклинил двигатель и ее оттащили на ремонтный пункт нашего 4-го сектора UNMIL в Зведру, города на севере страны недалеко от границы с Кот-д’Ивуар. Еще у одной машины бравые милобы* сожгли сцепление и ее отправили ООНовским контейнеровозом в Монровию на центральную рембазу миссии Star Base, где она находилась уже несколько месяцев в ожидании нового диска сцепления и комплектующих из Японии.
*MILOB от Military Observer (англ.) – Военный Наблюдатель
Почему ломались в миссии такие, действительно не самые капризные и довольно надежные машины? Человеческий фактор. Выяснилось, что представители сильной половины человечества, к тому же еще и люди военные (более того, офицеры – белая кость своих национальных армий) машины с механической коробкой передач водить, увы, не умеют. По прибытии в миссию ООН военные наблюдатели, как правило, проходят т.н. Induction Course (Вводный курс), в конце которого сдают всевозможные экзамены, в том числе и практически подтверждают свои национальные права. Или НЕ подтверждают. И тогда наблюдателя ждет репатриация, т.е. возвращение на родину. И таких случаев хватало. Но только не среди российских офицеров, что в общем-то и не удивительно.
Здесь я позволю себе сделать небольшое отступление и напомнить, что согласно стандартным оперативным процедурам (SOP) военный наблюдатель ООН выполняет задачи по поддержанию мира круглосуточно семь дней в неделю. Это значит, что каждый день тим-сайт планирует и осуществляет два патрульных выезда в разные населенные пункты, находящиеся в его зоне ответственности. В каждый патруль отправляется по две патрульные машины с двумя военными наблюдателями в каждой. Это согласно SOP, некоторые пункты которых буквально прописаны кровью предыдущих поколений военных наблюдателей, к вопросам безопасности относившихся без должного внимания. Но жизнь, как говорится, всегда вносит свои коррективы. И вместо двух патрульных выездов наш тим-сайт мог себе позволить лишь один выезд в день, да и то в составе одной машины.
Однажды утром на совещании нам стало известно, что находящийся в столице наш патрульный ниссан дождался-таки запчастей из Японии. Более того, автомобиль починен и ждет не дождется, когда за ним приедет Transport Officer и заберет его в тим-сайт. Делать нечего. Я и есть тот самый Transport Officer и, следовательно, мне нужно отправляться в столицу за машиной. Сейчас уже и не помню, в тот ли день, в последующий или на третий, но мне удалось улететь в Монровию бортом нашего Ми-8 из состава российской авиагруппы UNMIL. Несколько дней я провел в Монровии. Как выяснилось, сцепление у машины до конца еще не отремонтировано, поэтому мне пришлось ждать сначала машину, а затем одного молодого капитана из Ганы, который недавно прибыл в миссию и был распределен в наш тим-сайт.
Наконец, все дела были улажены, машину со всеми документами я получил, забрал капитана Эдвина, и ближе к обеду мы отправились в большое либерийское путешествие через всю страну с запада на юго-восток. Только одну пятую пути дорога имела асфальтовое покрытие, ещё в общем три пятых пути – грунтовка-краснозем и одна пятая – полное отсутствие дороги и мостов, так одни козлиные тропы. Добирались двое суток. Километров за 70 до Гринвилля, проскочив один из самодельных мостов (а их надо пролетать на скорости, иначе быть беде), пробили переднее левое колесо.
Поставили запаску и в полной темноте прибыли в офис тим-сайта, где никого из наших коллег уже не было. Все уехали в наш дом на берегу Атлантики заниматься своими приятными вечерними делами, потому что были уверены, что с нами ничего плохого случиться не может, если за рулем я. Хе-хе…
Тим-лидеру доложил о том, что машину доставил почти без происшествий, нового офицера привез, и попросил на следующий день меня до обеда не беспокоить и дать мне выспаться. Разбудили меня раньше. Оказывается, машина, которую я пригнал из Монровии накануне, ушла в патруль. Экипаж: два военных наблюдателя – майор из Пакистана и майор из Иордании. Последний был за рулем. Из патруля несчастному ниссану вернуться было не суждено. Иорданец сжег сцепление… 😪