Найти в Дзене

Сцепление

В бытность мою военным наблюдателем ООН от России в Миссии ООН в Либерии (UNMIL) произошел однажды со мной вот такой случáй. Сразу скажу, что всё, о чем я вам сейчас поведаю, есть чистая правда и ничего кроме правды. Впрочем, как и всегда. Опорный пункт (тим-сайт) военных наблюдателей ООН находился в Гринвилле – административном центре либерийского округа или графства (это уж как кому нравится) Сайну на юго-востоке страны. Это была моя первая миссия и в ней мне досталась должность офицера транспортной службы тим-сайта. Основным транспортным средством военных наблюдателей в UNMIL был внедорожник Nissan Patrol, машина вполне надежная. В каждом тим-сайте таких машин по штату числилось по четыре-пять. А на деле… На деле всё обстояло совсем не так. Когда я прибыл в тим-сайт, из четырех машин в живых оставалось две. Вскоре одна из них благополучно издохла. И осталась одна. Из тех, что сломались ранее, у одной заклинил двигатель и ее оттащили на ремонтный пункт нашего 4-го сектора UNMIL в Зве

В бытность мою военным наблюдателем ООН от России в Миссии ООН в Либерии (UNMIL) произошел однажды со мной вот такой случáй. Сразу скажу, что всё, о чем я вам сейчас поведаю, есть чистая правда и ничего кроме правды. Впрочем, как и всегда.

Опорный пункт (тим-сайт) военных наблюдателей ООН находился в Гринвилле – административном центре либерийского округа или графства (это уж как кому нравится) Сайну на юго-востоке страны. Это была моя первая миссия и в ней мне досталась должность офицера транспортной службы тим-сайта. Основным транспортным средством военных наблюдателей в UNMIL был внедорожник Nissan Patrol, машина вполне надежная. В каждом тим-сайте таких машин по штату числилось по четыре-пять. А на деле… На деле всё обстояло совсем не так. Когда я прибыл в тим-сайт, из четырех машин в живых оставалось две. Вскоре одна из них благополучно издохла. И осталась одна. Из тех, что сломались ранее, у одной заклинил двигатель и ее оттащили на ремонтный пункт нашего 4-го сектора UNMIL в Зведру, города на севере страны недалеко от границы с Кот-д’Ивуар. Еще у одной машины бравые милобы* сожгли сцепление и ее отправили ООНовским контейнеровозом в Монровию на центральную рембазу миссии Star Base, где она находилась уже несколько месяцев в ожидании нового диска сцепления и комплектующих из Японии.

*MILOB от Military Observer (англ.) – Военный Наблюдатель

Почему ломались в миссии такие, действительно не самые капризные и довольно надежные машины? Человеческий фактор. Выяснилось, что представители сильной половины человечества, к тому же еще и люди военные (более того, офицеры – белая кость своих национальных армий) машины с механической коробкой передач водить, увы, не умеют. По прибытии в миссию ООН военные наблюдатели, как правило, проходят т.н. Induction Course (Вводный курс), в конце которого сдают всевозможные экзамены, в том числе и практически подтверждают свои национальные права. Или НЕ подтверждают. И тогда наблюдателя ждет репатриация, т.е. возвращение на родину. И таких случаев хватало. Но только не среди российских офицеров, что в общем-то и не удивительно.

Здесь я позволю себе сделать небольшое отступление и напомнить, что согласно стандартным оперативным процедурам (SOP) военный наблюдатель ООН выполняет задачи по поддержанию мира круглосуточно семь дней в неделю. Это значит, что каждый день тим-сайт планирует и осуществляет два патрульных выезда в разные населенные пункты, находящиеся в его зоне ответственности. В каждый патруль отправляется по две патрульные машины с двумя военными наблюдателями в каждой. Это согласно SOP, некоторые пункты которых буквально прописаны кровью предыдущих поколений военных наблюдателей, к вопросам безопасности относившихся без должного внимания. Но жизнь, как говорится, всегда вносит свои коррективы. И вместо двух патрульных выездов наш тим-сайт мог себе позволить лишь один выезд в день, да и то в составе одной машины.

В патруле – две машины с двумя экипажами. Фото из архива автора
В патруле – две машины с двумя экипажами. Фото из архива автора

Однажды утром на совещании нам стало известно, что находящийся в столице наш патрульный ниссан дождался-таки запчастей из Японии. Более того, автомобиль починен и ждет не дождется, когда за ним приедет Transport Officer и заберет его в тим-сайт. Делать нечего. Я и есть тот самый Transport Officer и, следовательно, мне нужно отправляться в столицу за машиной. Сейчас уже и не помню, в тот ли день, в последующий или на третий, но мне удалось улететь в Монровию бортом нашего Ми-8 из состава российской авиагруппы UNMIL. Несколько дней я провел в Монровии. Как выяснилось, сцепление у машины до конца еще не отремонтировано, поэтому мне пришлось ждать сначала машину, а затем одного молодого капитана из Ганы, который недавно прибыл в миссию и был распределен в наш тим-сайт.

Наконец, все дела были улажены, машину со всеми документами я получил, забрал капитана Эдвина, и ближе к обеду мы отправились в большое либерийское путешествие через всю страну с запада на юго-восток. Только одну пятую пути дорога имела асфальтовое покрытие, ещё в общем три пятых пути – грунтовка-краснозем и одна пятая – полное отсутствие дороги и мостов, так одни козлиные тропы. Добирались двое суток. Километров за 70 до Гринвилля, проскочив один из самодельных мостов (а их надо пролетать на скорости, иначе быть беде), пробили переднее левое колесо.

И позади - патрульный ниссан с пробитым колесом…
И позади - патрульный ниссан с пробитым колесом…

Поставили запаску и в полной темноте прибыли в офис тим-сайта, где никого из наших коллег уже не было. Все уехали в наш дом на берегу Атлантики заниматься своими приятными вечерними делами, потому что были уверены, что с нами ничего плохого случиться не может, если за рулем я. Хе-хе…

Тим-лидеру доложил о том, что машину доставил почти без происшествий, нового офицера привез, и попросил на следующий день меня до обеда не беспокоить и дать мне выспаться. Разбудили меня раньше. Оказывается, машина, которую я пригнал из Монровии накануне, ушла в патруль. Экипаж: два военных наблюдателя – майор из Пакистана и майор из Иордании. Последний был за рулем. Из патруля несчастному ниссану вернуться было не суждено. Иорданец сжег сцепление… 😪