Найти в Дзене
ПоФактам

📚 От Маршала до Маршака: Как устроены школы в России и... Северной Корее? Контрасты, которые шокируют.

Привет, Дзен! Мы часто сравниваем наше образование с финским или японским. Но сегодня взглянем в другую сторону – на школу в одной из самых закрытых стран мира, Северной Корее. И сравним с привычной российской системой. Разница – как между небом и землей, и дело не только в оценках. 1. Идеология vs. Патриотизм (с разницей в градусах): Россия: Патриотическое воспитание – важная часть программы. Уроки истории, ОБЖ, "Разговоры о важном" формируют гражданскую позицию. Но в основе – знания по общепринятым предметам. Источник: Официальный сайт Минпросвещения РФ - [https://edu.gov.ru/](https://edu.gov.ru/) (разделы о воспитательной работе, ФГОС). Северная Корея: Идеология чучхе (опора на собственные силы) и обожествление правящей династии (Ким Ир Сен, Ким Чен Ир, Ким Чен Ын) – ядро всего обучения. Спецпредметы ("Революционная деятельность Великого Вождя", "Коммунистическая мораль") занимают огромное место. Дети учат биографии вождей раньше, чем алфавит. Лояльность системе – главный "п

Привет, Дзен! Мы часто сравниваем наше образование с финским или японским. Но сегодня взглянем в другую сторону – на школу в одной из самых закрытых стран мира, Северной Корее. И сравним с привычной российской системой. Разница – как между небом и землей, и дело не только в оценках.

1. Идеология vs. Патриотизм (с разницей в градусах):

Россия: Патриотическое воспитание – важная часть программы. Уроки истории, ОБЖ, "Разговоры о важном" формируют гражданскую позицию. Но в основе – знания по общепринятым предметам.

Источник: Официальный сайт Минпросвещения РФ - [https://edu.gov.ru/](https://edu.gov.ru/) (разделы о воспитательной работе, ФГОС).

Северная Корея: Идеология чучхе (опора на собственные силы) и обожествление правящей династии (Ким Ир Сен, Ким Чен Ир, Ким Чен Ын) – ядро всего обучения. Спецпредметы ("Революционная деятельность Великого Вождя", "Коммунистическая мораль") занимают огромное место. Дети учат биографии вождей раньше, чем алфавит. Лояльность системе – главный "предмет".

Источник: Отчеты Комиссии ООН по расследованию нарушений прав человека в КНДР (2014) - [https://www.ohchr.org/en/hr-bodies/hrc/co-idprk/commission-of-inquiry-on-dprk](https://www.ohchr.org/en/hr-bodies/hrc/co-idprk/commission-of-inquiry-on-dprk) (разделы об образовании). Исследования правозащитных организаций, например, базирующиеся на интервью с перебежчиками (Human Rights Watch, Amnesty International).

2. Учебная программа: Мир vs. Осажденная крепость.

Россия: Фундаментальные науки (математика, физика, химия, биология), языки (русский, иностранные), литература, история (включая мировую), искусство, физкультура. Акцент на всестороннее развитие и подготовку к ВУЗу/профессии.

Источник: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на сайте Минпросвещения РФ - [https://fgos.ru/](https://fgos.ru/).

Северная Корея: Сильный уклон в естественные науки и технические дисциплины (особенно физика, математика) – для нужд армии и промышленности. Иностранные языки (в основном русский и китайский в прошлом, сейчас английский) изучаются ограниченно и под жестким контролем. Мировая история и культура представлены крайне избирательно, через призму "империалистической угрозы" и превосходства КНДР.

Источник: Аналитические доклады специалистов по КНДР (например, издания NK News - [https://www.nknews.org/](https://www.nknews.org/), используя их экспертные статьи и ссылки на первоисточники; или RFA - [https://www.rfa.org/](https://www.rfa.org/)), основанные на данных внутри страны и свидетельствах беженцев.

3. Распорядок дня: Уроки vs. Служба.

Россия: Стандартные уроки (45 мин), домашние задания, кружки по интересам, каникулы. После школы – свободное время (в разумных пределах).

Источник: Типовое положение об общеобразовательной организации (утв. Постановлением Правительства РФ).

Северная Корея: Учебный день значительно длиннее. Обязательные политинформации, идеологические собрания, физическая и военная подготовка (с ранних классов!). Летние "каникулы" часто посвящены принудительному труду в колхозах или на стройках (особенно в старших классах). Свободного времени крайне мало, оно жестко регламентировано.

Источник: Свидетельства перебежчиков, собранные в докладах ООН и правозащитных организаций (HRW, Amnesty). Книги беженцев (напр., воспоминания Кан Чоль Хвана "Аквариумы Пхеньяна").

4. Технологии: Доска и мел vs. ...Доска и мел (в основном).

Россия: Активное внедрение цифровых технологий: электронные дневники/журналы, компьютерные классы, интерактивные доски, онлайн-ресурсы ("Российская электронная школа"). Скорость внедрения разная, но вектор задан.

Источник: Нацпроект "Образование" - [https://edu.gov.ru/national-project/](https://edu.gov.ru/national-project/), новостные сводки Минпросвещения.

Северная Корея: Крайне ограниченный доступ к интернету (есть внутренняя интранет-сеть Кванмён). Компьютеры в школах – редкость, часто устаревшие. Основные инструменты – учебники (строго идеологически выверенные), доска, мел. Информация извне – под строжайшим запретом.

Источник: Отчеты о цифровой изоляции КНДР (например, Freedom House - [https://freedomhouse.org/country/north-korea/freedom-net/2022](https://freedomhouse.org/country/north-korea/freedom-net/2022), доклады Martus).