Где находится дом героя картины "Неравный брак"? Какая из 7 сталинских высоток строилась с преднамеренным наклоном? Почему Юрия Андропова в юности прозвали "Ювелир"? В каком здании на Новой Басманной учились Никита Хрущёв и Надежда Аллилуева? Какой доходный дом стал убийцей своего хозяина? Об этих и многих других любопытных фактах побеседуем в моём фотопутешествии по окрестностям Басманной слободы.
Итак, поехали! Выходим на станции метро Красные ворота с внешней стороны Садового кольца - прямо под знаменитой сталинской высоткой (выход № 2). "Метро в жилом доме!" - звучит эффектно: воплотить это смелое решение в 1940-ые годы было совсем непросто.
При строительстве высотки на Красных воротах инженеры столкнулись с серьёзной проблемой: здание возводилось рядом с глубоким котлованом метро. Чтобы решить эту задачу, группа специалистов под руководством Якова Дормана заморозила грунты вокруг котлована. Для этого они пробурили 230 скважин глубиной 27 метров и закачали в них рассол хлористого кальция. Заморозка вызвала пучение грунта, и инженеры заранее учли этот эффект. Конструктор Виктор Абрамов рассчитал, что здание отклонится от вертикали на 16 сантиметров, поэтому колонны каркаса установили с особым наклоном. Когда в октябре 1950 года грунт начал оттаивать, высотка под действием собственного веса приняла правильное вертикальное положение.
Сталинская высотка была построена на месте дома генерал-майора Ф.Н. Толя, в котором родился поэт Михаил Лермонтов. На этот факт указывает мемориальная доска, установленная в 1964 году.
Дом Лермонтова снесли в тот же период, когда площадь лишилась ещё двух архитектурных памятников: храма Трёх Святителей в Огородниках, где крестили поэта, и Красных ворот - триумфальной арки, построенной в честь победы под Полтавой, по которой площадь получила своё название... Об истории площади Красных ворот я подробней рассказываю в путешествии по Огородной слободе.
В сквере напротив 1965 году был установлен памятник Лермонтову, который фигурирует в фильме «Джентльмены удачи»: уголовник Косой называет его «мужиком в пиджаке». Памятник Лермонтову — один из самых романтичных монументов Москвы. Задумчивое лицо с печальным взглядом. Развевающиеся на ветру воротник и полы шинели... На пьедестале высечены строки Лермонтова о любви к Москве. Рядом с фигурой поэта находится решётка с рельефами, изображающими сцены из его произведений «Мцыри», «Демон» и «Парус». Довольно интересно на заднем плане смотрится гостиница "Ленинградская"...
В сквере находится ещё один выразительный памятник. Скульптура «Сезонник» создана Иваном Шадром в 1930 году. В образе рабочего скульптор воплотил черты своего отца-плотника. По легенде, прототипом послужил реальный сезонный рабочий, приехавший в Москву с сыном на зимние заработки. Сын внезапно умер, состояние скорби отца отразилось в скульптуре.
В начале Новой Басманной - Здание Народного комиссариата путей сообщения в стиле конструктивизм. Внешний облик постройки напоминает гигантский паровоз. Автор этого проекта 1934 года - архитектор Иван Фомин.
Интересный факт: не смотря на свой ярко выраженный конструктивистский облик, здание Народного комиссариата путей сообщения, имеет богатую историю, уходящую своими корнями в далёкий XVIII век.
В 1750-х годах был построен Запасный дворец: здесь хранились продовольственные запасы для императорского двора, для чего даже привозили специальный чистый лёд из Санкт-Петербурга... В 1890 году году в здании Запасного дворца расположился Женский Дворянский институт. В начале XX века здание надстроили и обновили фасады в классическом стиле. В 1930-х годах архитектор Иван Фомин перестроил его в стиле конструктивизма. Он добавил два этажа, сделал фасады гладкими с характерными горизонтальными окнами. Главная особенность — девятиэтажная башня с часами, из-за которой здание и прозвали «домом-паровоз». Сегодня в здании располагается офис РЖД. При этом, внутри сохранились элементы старой архитектуры: своды на первом этаже и фрагменты классической отделки.
Кстати, неподалёку имеется ещё одно здание, построенное советским архитектором Иваном Фоминым. В 1923 году на Новой Басманной (5с1) была построена Поликлиника Народного комиссариата путей сообщения. Особенность постройки — редкий для Москвы стиль ар-деко. Медицинское учреждение отличалось высоким уровнем оснащения — оборудование поставлялось при участии американских специалистов, что делало поликлинику одной из самых современных в своём времени.
Напротив здания поликлиники на другой стороне Новой Басманной (4с1) находится историческое здание Куракинской богадельни.
Здание было построено в 1742 году в стиле аннинского барокко. При учреждении действовала церковь Николая Угодника. В советское время церковь снесли, а помещения переделали под жильё.
Идея создания первого в России частного благотворительного учреждения — Куракинской богадельни — родилась благодаря Дому инвалидов в Париже. Русский посол князь Борис Куракин, посетив это заведение во Франции, решил построить подобное учреждение в Москве. Его сын Александр реализовал замысел в 1742 году, открыв «шпиталь» для раненых офицеров. Здесь постояльцы получали полное содержание: меблированные комнаты, питание, одежду и даже вино.
А мы продолжаем путешествие по Новой Басманной. Улица представляет собой исторический маршрут, по которому Пётр I ездил в Немецкую слободу. При Петре I здесь появилась Капитанская слобода для офицеров организованных юным царём солдатских полков, а также была построена Петропавловская церковь (с 1705 г.), эскиз которой приписывают самому царю.
Храм Петра и Павла закрыли в 1934 году и разместили в нём склад. В 1960 году провели реставрацию, при этом исказив первоначальный вид: был установлен новый шпиль колокольни в «голландском стиле», а вот как выглядел храм в 1882 году:
Одна из главных достопримечательностей Новой Басманной - элегантный Особняк Николая Стахеева из белого камня в неогреческом стиле. При постройке этого дома в 1912 году вокруг был разбит парк, ныне известный как сад имени Баумана.
В доме Стахеева часто проходили приёмы, а интерьеры были продуманы так, чтобы демонстрировать строительные материалы его бизнеса. Богатое убранство дома сохранилось благодаря тому, что после революции 1918 года здание перешло к Наркомату путей сообщения. С 1940 года здесь находится клуб детей железнодорожников.
Николай Дмитриевич Стахеев (1852–1933) происходил из влиятельного купеческого рода Стахеевых, начавшего деятельность в XVIII веке в Елабуге. Его отец, Дмитрий Иванович, был известным купцом и меценатом, поддерживавшим художника Шишкина. Стахеевы создали торговую империю, занимаясь хлебной торговлей, продажей чая из Китая, нефтяным бизнесом и первыми в России начали торговать автомобилями Ford. Николай Стахеев увеличил семейный капитал в 8 раз — к 1900 году оборот его фирмы достиг 80 миллионов рублей.
Он активно развивал Алушту, построив там школу, больницу, театр, пристань и набережную. Владел виллой «Отрада», парк которой был открыт для всех. Стахеев вёл роскошную жизнь, много путешествовал и играл в казино. Перед Первой мировой войной уехал во Францию, скончался в городе Монте-Карло 1933 году. Место захоронения Николая Стахеева неизвестно.
С именем Николая Стахеева связана городская легенда. После национализации имущества в 1918 году Николай Стахеев вернулся в Россию, чтобы забрать драгоценности из тайника в своём доме на Басманной улице. Его задержали дружинники, а на допросе в ГПУ он предложил сделку Дзержинскому: раскрыть местонахождение ценностей в обмен на разрешение уехать из страны. На полученные от Стахеева ценности в 1928 году построили Центральный дом железнодорожников. О этой истории узнали журналисты газеты «Гудок» Ильф и Петров, которые взяли у Стахеева интервью. Считается, что именно он стал прототипом Кисы Воробьянинова в романе «Двенадцать стульев».
Дом Василия Хлудова по адресу Новая Басманная 19 выглядит как доходный, но в действительности это особняк, который был построен на основе палат XVIII века. В советское время особняк надстроили тремя этажами, из-за чего он потерял первоначальный облик. В 1920–1930-х годах здесь размещался детский сад имени Карла Маркса. Сейчас в здании находятся офисы и фотостудия, которая сдаёт в аренду чудом уцелевшие исторические интерьеры...
Хозяин особняка Василий Хлудов был удивительно разносторонней личностью. Он свободно владел тремя иностранными языками и много путешествовал по Европе. Отличался глубокими познаниями в музыке — виртуозно играл на фортепиано и органе. Подарил Московской консерватории первый в России орган работы Фридриха Ладегаста. Его научные интересы охватывали: металлургию, медицину, биологию, эндокринологию, садоводство, теоретическую механику и астрономию. В своём московском доме он оборудовал химическую лабораторию для разработки новых методов получения анилиновых красителей, а рядом построил специальную печь для экспериментов по выплавке металлов. В его доме бывали Н. Г. Рубинштейн, С. И. Танеев, Н. Е. Жуковский, С. А. Муромцев, Андрей Белый...
В Сочи в 1898 году Василий Алексеевич Хлудов основал дендрологический парк «Ривьера». Сегодня парк занимает территорию 14,27 га и насчитывает более 10 000 деревьев и кустарников, включая 240 различных видов растений, 50 из которых представляют особую ценность...
Про представителей семейства Хлудовых можно рассказывать много. На канале у меня есть короткий ролик про сестру Василия Алексеевича - Варвару Хлудову (в замужестве Морозову):
А мы продолжаем путешествие по Новой Басманной. Следующий участок, заслуживающий отдельного внимания - Городская усадьба Екатерины Ростопчиной (Новая Басманная улица, 16с1). Летом 1858 г. в доме Ростопчиной гостил "отец трёх мушкетёров" - Александр Дюма, когда он был в Москве проездом из Петербурга на Кавказ... Здание в данный момент на реставрации: фотографию обновлю в ближайшее время.
Муж Екатерины Фёдор Ростопчин - тот самый московский губернатор, который управлял Москвой в период Наполеоновского нашествия. С 1824 года они жили с мужем раздельно: не мог он простить ей переход в католичество. Вместе с тем, известный борец с французским влиянием Фёдор Растопчин остаток своих дней провёл именно во Франции.... Про Ростопчина смотрите короткий ролик на канале:
В следующем доме (18с1) проживал Сергей Михайлович Варенцов — купец II гильдии, торговавший москательными товарами.
Сергей Михайлович отличался редкой красотой и стал героем известной истории, отражённой в картине «Неравный брак».
Он был влюблён в Софью Рыбникову, но её родители выбрали ей в мужья более состоятельного жениха — Андрея Карзинкина. Раздосадованный Варенцов поделился личной драмой со своим другом художником Василием Пукиревым. История вдохновила Пукирева на создание знаменитой картины.
Позже между друзьями произошла ссора из-за картины, так как художник явно переборщил с дружеской поддержкой. Не поставив друга в известность, Василий Пукирев изобразил купца Варенцова в качестве шафера на картине, а его узнаваемое лицо с выражением горечи и разочарования теперь должно было увидеть всё общество...
Важно так же отметить, что художник Василий Пукирев, создавая своё знаменитое полотно, намеренно исказил некоторые факты ради усиления драматического эффекта. На картине Андрей Карзинкин изображён глубоким старцем, однако в реальности он не был настолько пожилым. Художник намеренно «сгустил краски», чтобы вызвать более сильный общественный резонанс и привлечь внимание к проблеме неравных браков. Вопреки драматичной подаче в картине, реальный брак Андрея Карзинкина и Софьи Рыбниковой оказался счастливым.
А мы идём по Новой Басманной дальше. Следующее любопытное здание - дом по адресу Новая Басманная улица, 23с1. Сегодня здесь располагается Центральное таможенное управление. Изначально здание построили как жилой особняк (1902), позже здесь открылась Частная женская гимназия Фелицы Мансбах.
Интересный факт: в гимназии работала Евгения Флекенштейн — мать будущего Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова. Она была приёмной дочерью богатых купцов-евреев, владевших ювелирным магазином. При рождении будущий генсек носил имя Юрий Флекенштейн. В молодости его даже прозвали «Ювелир» — в честь профессии приёмных родителей. В силу существовавших в те времена обстоятельств Юрий Андропов происхождение не афишировал, взяв себе отчество и фамилию отчима.
Обратите внимание на большую усадьбу Левашёвых. Главный дом (20 стр. 4), изначально двухэтажный, претерпел целый ряд перестроек. Последний его надстроили 3-мя этажами в 1920-ые годы: сейчас в здании 6 этажей! О дореволюционном прошлом напоминают арочные окна первого этажа, а также два флигеля слева и справа, которые сохранились со времён усадьбы (стр. 3 и стр. 5).
В одном из флигелей жил Пётр Яковлевич Чаадаев. За любовь к Басманной улице его прозвали «басманным философом». В 1836 году здесь же Чаадаев узнал о своём официальном признании сумасшедшим. В этом доме философ и скончался. Отпевание прошло в церкви апостолов Петра и Павла на Новой Басманной.
В 1904 году усадьбу приобрела Александровское коммерческое училище. А при училище работала женская торговая школа императора Николая II. После революции в здании размещалась Промышленная академия, где учился Никита Хрущёв (в тот период он был секретарём местной партячейки), а также супруга Сталина - Надежда Аллилуева...
На Новой Басманной улице выделяется яркая усадьба купца-нефтепромышленника Сидора Шибаева, своим обликом напоминающая перо павлина. Здание было построено ещё в XVIII веке. В 1870-х годах по заказу нового владельца его перестроил архитектор Александр Каминский. Фасад дома украсили терракотовые детали, нарядные наличники, сдвоенные полуколонки, фигурный аттик и угловые башенки, создающие неповторимый архитектурный облик.
Трагическая история связана с владельцем соседнего Доходного дома 1912 года — врачом П.Н. Иванцовым. В 1913 году во время осмотра только что построенного здания Иванцова убил кирпич, упавший со строительных лесов.
На Новой Басманной улице находится городская усадьба, построенная в 1895 году архитектором Карлом Трейманом для купца немецкого происхождения Ивана Карловича Прове. Иоган Прове был директором правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры (с 1883 года до своей смерти в 1901 году).
На пике развития Кренгольмская мануфактуры численность её работников достигала 10 000 человек! Предприятие было градообразующим для Нарвы. Кренгольмская мануфактура как крупное текстильное производство прекратила работу в 2010 году после признания предприятия банкротом. Современная компания Kreenholmi Manufaktuur OÜ насчитывает всего несколько десятков сотрудников....
Купцы участвовали в создании Музея изящных искусств. Были попечителями Басманной больницы, Общества поощрения трудолюбия, Болшевского приюта для девочек, Общества взаимопомощи нуждающимся ученикам 2-й женской гимназии. После революции 1918 года усадьбу национализировали, а семью выселили. Здание использовалось под лечебные учреждения. Сегодня в одной части дома располагается банк, в другой — государственный хор имени Свешникова.
На Новой Басманной улице, 27с1 находится Дом Перовских, построенный в 1819 году. Здание принадлежало Марии Соболевской — второй, неофициальной супруге графа Алексея Разумовского. От этого брака родилось десять детей, которых граф официально признал своими "воспитанниками" и дал им фамилию Перовские — по названию родового имения в Перово.
Именно в этой семье выросла известная революционерка Софья Перовская, одна из организаторов покушения на императора Александра II...
Проходим улицу Лукьянова, которая пролегает между Старой и Новой Басманной улицами. До 8 сентября 1964 года он носила название Бабушкин переулок. Дело в том, что на Старой Басманной в 1717 году была заведена шелковая фабрика братьев купцов Бабушкиных. Чтобы не мешать друг другу, но быть рядом, братья построили дома в противоположных концах переулка, получившего название от их фамилии.
Забавная история здесь приключилась в 1783 году! Один местный домовладелец секунд-майор Гурьев со своим другом поручиком Синюхаевым как-то крепко посидели в трактире. Идти домой пришлось по осенней грязи, и пока добрели до Новой Басманной, Гурьев растерял всё, что можно: и деньги казённые, и треуголку форменную, и даже новомодные часы на цепочке. Его собутыльника нашли через две недели нашли в местном кабаке на Разгуляе — без сапога и остатков денег. Разозлённая жена пилила Гурьева так, что тот согласился накатать жалобу властям "на грязь" с требованием закрыть переулок, а землю передать ему. Но не тут-то было! По соседству жили влиятельные братья Бабушкины, которые живо пресекли эту затею. Их железный аргумент был прост: «Нам же друг к другу в гости ходить надо!».
Дальше по чётной стороне (26) расположено здание Басманной больницы, в основе которого старинные палаты Демидовых. Однако, сейчас здание на реставрации, к рассказу о нём вернусь попозже, когда уберут строительные леса.
На следующем участке Доходный дом Мальцева - яркий образец модерна от известного архитектора Николая Жерихова. Дом был построен в 1905 году. Здание знаменито своим необычным фасадом с загадочными декоративными элементами — масками-вампирами (инкубами) на аттике здания. Такие детали типичны для модерна, где часто использовались фантастические мотивы.
Фотографию с крупным планом аттика здания с инкубами, я видимо удалил случайно, так что обещаю разместить позже)). А пока только здание целиком.
Мы добрались до площади Разгуляй. Кабак «Разгуляй» располагался на месте современного дома №38 по Старой Басманной улице. Заведение существовало с XVII века до 1860 года, а официальное название закрепилось к 1750-м годам.
В XVIII веке это место находилось на окраине Москвы. Москвичи специально размещали подобные заведения подальше от центра, чтобы скрыть от горожан шумные попойки и неподобающее поведение посетителей. Иностранцы отмечали эту особую московскую традицию — устраивать места для развлечений на отшибе, подальше от глаз добропорядочных жителей...
Прогулку по Старой Басманной улице (от площади Разгуляй в сторону центра) я размещу в другой публикации. Смотрите короткий ролик с моим путешествием:
Спасибо, что дочитали мою статью до конца. Подпишитесь на канал Мастер Путешествий, чтобы не пропускать новые публикации. Буду признателен за лайки и комментарии!
✅ Приглашаю на мои экскурсии по городам России! Открою для вас: Переславль-Залесский, Тулу, Тверь, Владимир, Калугу, Егорьевск, Кимры, Боровск и другие исторические города.
👉 Расписание экскурсий и запись в телеграм: https://t.me/travelmast
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"