Найти в Дзене

ФотоПутешествие по Огородной слободе | От "русского Монте-Кристо" до "печального рыцаря"

Есть много в Москве зелёных уголков, но эти окрестности мне особенно близки: здесь удивительным образом сохранилась та самая Старая Москва с её тихими двориками, удивительными историями и совершенно неожиданной архитектурой. А начнём мы наше фотопутешествие прямо от станции Красные ворота (выход с внутренней стороны Садового). Наземный вестибюль станции «Красные Ворота» — яркий пример авангардной архитектуры 1930-х годов. Портал вестибюля напоминает о триумфальной арке, которая была главным украшением этого места до 1926 года. История Красных ворот началась в 1709 году, когда в честь победы в Полтавской битве была воздвигнута деревянная триумфальная арка в стиле русского барокко. В 1752 году архитектор Дмитрий Ухтомский построил на том же месте новую каменную арку с мраморной отделкой. В 1926 году практически сразу после реставрации... арку снесли по решению Моссовета — официальная причина заключалась в том, что сооружение мешало проезду транспорта. Тогда же была снесена и стоящая по

Есть много в Москве зелёных уголков, но эти окрестности мне особенно близки: здесь удивительным образом сохранилась та самая Старая Москва с её тихими двориками, удивительными историями и совершенно неожиданной архитектурой. А начнём мы наше фотопутешествие прямо от станции Красные ворота (выход с внутренней стороны Садового).

Наземный вестибюль станции «Красные Ворота» 1930-х годов - архитектор Николай Ладовский
Наземный вестибюль станции «Красные Ворота» 1930-х годов - архитектор Николай Ладовский

Наземный вестибюль станции «Красные Ворота» — яркий пример авангардной архитектуры 1930-х годов. Портал вестибюля напоминает о триумфальной арке, которая была главным украшением этого места до 1926 года.

Красные ворота и Церковь Трёх Святителей. Фото 1907 – 1917
Красные ворота и Церковь Трёх Святителей. Фото 1907 – 1917
История Красных ворот началась в 1709 году, когда в честь победы в Полтавской битве была воздвигнута деревянная триумфальная арка в стиле русского барокко. В 1752 году архитектор Дмитрий Ухтомский построил на том же месте новую каменную арку с мраморной отделкой.
В 1926 году практически сразу после реставрации... арку снесли по решению Моссовета — официальная причина заключалась в том, что сооружение мешало проезду транспорта. Тогда же была снесена и стоящая поблизости церковь Трех Святителей XVII века. В этом храме, кстати говоря, крестили Михаила Юрьевича Лермонтова, который родился в доме по соседству. Дом генерала Толя, где родился писатель, снесли тогда же со словами «есть у нас люди и познаменитее Лермонтова»...
Красные ворота и Церковь Трёх Святителей. Фото 1907 – 1917
Красные ворота и Церковь Трёх Святителей. Фото 1907 – 1917
Храм Трех Святителей в Огородниках хранил память об исторической местности — Огородной слободе XVII века, располагавшейся в современном Басманном районе Москвы между Мясницкой улицей и Покровкой. Слободу населяли огородники, снабжавшие царский двор свежими овощами и фруктами. Здесь выращивали капусту, огурцы, яблоки, морковь, лук, редьку, чеснок, свеклу и даже арбузы и дыни(!) в специальных парниках, которые назывались «садилами».
Красные ворота и Церковь Трёх Святителей в Огородниках 1902. Автор: Н.М. Щапов/Источник:https://www.mos.ru/news/item/79412073/
Красные ворота и Церковь Трёх Святителей в Огородниках 1902. Автор: Н.М. Щапов/Источник:https://www.mos.ru/news/item/79412073/

На месте снесённого дома Лермонтова сейчас находится знаменитая сталинская высотка на Красных воротах (Садово-Спасская, 21). Здание построено архитектором Алексеем Душкиным, который также создал известные станции метро «Кропоткинская», «Комсомольская» и «Маяковская». Интересно, что сам архитектор получил квартиру в этом доме.

Садово-Спасская, 21 - Высотное здание на Красных воротах 1952 года - архитектор Алексей Душкин.
Садово-Спасская, 21 - Высотное здание на Красных воротах 1952 года - архитектор Алексей Душкин.

Когда от станции Красные ворота выходишь на Садовое кольцо, внимание невольно притягивает монументальная ограда с львиными масками. При этом, главного дома этой городской усадьбы мы с улицы, фактически, не видим, а вход на территорию для посторонних посетителей закрыт - сегодня территория находится в ведении Роскосмоса.

Хоромный тупик, 4с2 - Гранитная ограда усадьбы фон Дервиза 1911 года - архитектор Николай Чернецов
Хоромный тупик, 4с2 - Гранитная ограда усадьбы фон Дервиза 1911 года - архитектор Николай Чернецов

За высоченной оградой спрятана бывшая усадьба Сергея фон Дервиза. Главный дом построен в 1886 году в стиле итальянских палаццо XVI столетия. Главный дом усадьбы выделяется исключительной сохранностью исторического облика - пожалуй, один из самых шикарных городских особняков по своей отделке на всем Садовом кольце. В проектировании интерьеров принимал участие совсем молодой архитектор Франц Шехтель. Кстати, он же построил для Сергея фон Дервиза усадебный дом в Кирицах, под Рязанью.

Хоромный тупик, 4с1 - Особняк С.П. фон Дервиза / Л. К. Зубалова 1886 года - архитектор Н.М. Вишневецкий. Фото 1984–1989
Хоромный тупик, 4с1 - Особняк С.П. фон Дервиза / Л. К. Зубалова 1886 года - архитектор Н.М. Вишневецкий. Фото 1984–1989

Сергей Павлович фон Дервиз (1863–1943) — наследник грандиозного состояния своего отца — легендарного железнодорожного магната Павла фон Дервиза. Основатель династии, Павел Григорьевич фон Дервиз, прославился строительством Рязано-Козловской железной дороги и умением извлекать прибыль из государственных концессий, за что современниками был прозван «русским Монте-Кристо».

Павел Григорьевич фон Дервиз
Павел Григорьевич фон Дервиз

В Москве на средства фон Дервиза была учреждена Владимирская детская больница (вторая детская больница в столице на тот момент).

Первая детская больница в Москве появилась только в 1842 году по инициативе генерал-губернатор Д.В. Голицына (на Малой Бронной). На протяжении более 30 лет она оставалась единственной в городе. После смерти своего сына Владимира Павел фон Дервиз он решил построить образцовую детскую больницу. В память о ребёнке учреждение получило имя святого князя Владимира. Фон Дервиз выделил 400 тысяч рублей на приобретение земли и строительство нового медицинского учреждения. После революции 1917 года больница получила имя большевистского комиссара И. В. Русакова — врача по образованию, революционера по профессии.
Детская больница Святого Владимира  913–1914 годов. Автор: П.П. Павлов. Источник:"Альбом зданий, принадлежащих Московскому городскому общественному управлению"
Детская больница Святого Владимира 913–1914 годов. Автор: П.П. Павлов. Источник:"Альбом зданий, принадлежащих Московскому городскому общественному управлению"

После первой русской революции Сергей фон Дервиз эмигрировал во Францию. Вторым владельцем стал нефтепромышленник Лев Константинович Зубалов. При нём как раз и была построена та самая ограда вокруг усадьбы - возможно, сказалось влияние событий первой русской революции...

Интересный факт: подмосковное имение Льва Зубалова стало впоследствии дачей Сталина.
Хоромный тупик, 4с2 - Гранитная ограда усадьбы фон Дервиза 1911 года - архитектор Николай Чернецов
Хоромный тупик, 4с2 - Гранитная ограда усадьбы фон Дервиза 1911 года - архитектор Николай Чернецов

Об усадьбе фон Дервиза смотрите мой короткий ролик:

Двигаемся дальше по Садовому кольцу. В 1863 году фабрикант С.В. Алексеев приобрёл усадьбу №8 на Садовой-Черногрязской улице. Здесь родился и жил 40 лет (до 1903 года) его сын Константин Сергеевич Алексеев, позже ставший известным как Константин Станиславский. Сегодня от усадьбы сохранился театральный флигель 1880 года постройки, где располагался домашний театр. Именно здесь в 1883-1888 годах работал знаменитый «Алексеевский драматический кружок», положивший начало Московскому Художественному театру.

Большой Харитоньевский переулок, 25 - Театральный флигель усадьбы 1880 года - архитектор А.А. Никифоров
Большой Харитоньевский переулок, 25 - Театральный флигель усадьбы 1880 года - архитектор А.А. Никифоров

Мы приближаемся к НИИ глазных болезней имени Гельмгольца. Начало учреждения было положено купчихой Варварой Алексеевой, которая в 1900 году пожертвовала 250 тысяч рублей на строительство больницы в Фурманном переулке (на земле Яузского полицейского дома). Здесь открылось первое в России и Европе детское глазное отделение. Причём лечение и лекарства были бесплатными.

Благотворители были из того самого знаменитого рода Алексеевых, к которому принадлежали режиссёр Константин Станиславский и московский градоначальник Николай Алексеев (именно ему Москва обязана появлением водопровода, канализации и психиатрической больницы имени Кащенко).
Глазная больница имени В. А. и А. А. Алексеевыхъ на углу Фурманного переулка и Садовой-Черногрязской 1900 года - архитектор П. А. Ушаков. Источник: Альбом зданiй, принадлежащихъ Московскому Городскому Общественному Управленiю. Москва, 1913. т.1.
Глазная больница имени В. А. и А. А. Алексеевыхъ на углу Фурманного переулка и Садовой-Черногрязской 1900 года - архитектор П. А. Ушаков. Источник: Альбом зданiй, принадлежащихъ Московскому Городскому Общественному Управленiю. Москва, 1913. т.1.
Любопытный факт: помимо пожертвования на открытие больницы, Варвара Алексеева внесла первый крупный взнос на строительство Музея изящных искусств на Волхонке. Основатель и первый директор музея Иван Цветаев назвал её взнос «началом музея».

В 1936 году учреждение было преобразовано в современный НИИ. В 1925—1929 гг. по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица был достроен хирургический корпус в стиле неоклассицизма, выходящий в Большой Харитоньевский переулок.

Садовая-Черногрязская улица, 14/19к2 - Хирургический корпус глазной больницы 1929 года - архитектор Илларион Иванов-Шиц
Садовая-Черногрязская улица, 14/19к2 - Хирургический корпус глазной больницы 1929 года - архитектор Илларион Иванов-Шиц

В этой больнице работал выдающийся офтальмолог академик Михаил Иосифович Авербах. С 1903 по 1943 год он занимал должности главного врача и директора учреждения. В память о нём в 1952 году на территории больницы установили памятник, созданный скульптором С.Д. Меркуровым.

Памятник выдающийся офтальмологу Михаилу Авербаху 1952 года - скульптор Сергей Меркуров
Памятник выдающийся офтальмологу Михаилу Авербаху 1952 года - скульптор Сергей Меркуров

Уходим в Большой Харитоньевский переулок. Назван по церкви Харитония Исповедника (1654) – главному храму в Огородной слободе.

Всего Огородную Слободу обслуживали три прихода — Харитония Исповедника (в Харитоньевском переулке), Николы в Мясниках (на Мясницкой улице) и Трёх Святителей (у Красных ворот). Все три храма были снесены в советское время…

При Петре Первом на Мясницкой улице находился парадный выезд из Москвы. Территория Огородной слободы стала престижным местом. Здесь начинают селиться представители знатных родов. Первыми поселились Юсуповы.

Перспектива Большого Харитоньевского переулка
Перспектива Большого Харитоньевского переулка

Дворец Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском - одна из старейших гражданских построек Москвы. Белокаменные палаты Волкова были возведены во второй половине XVII века. При князе Николае Юсупове усадьба расширилась: появились сад с оранжереями и знаменитый Юсуповский театр.

Есть легенда, что здесь располагался охотничий дворец Ивана Грозного, к которому вел подземный ход из Кремля, причём строили его те самые Барма и Постник, которые возвели Покровский собор на Красной площади.

Род Юсуповых происходил от ногайского правителя Юсуфа. К 1861 году они владели около 30 тысячами крепостных. После отмены крепостного права семья оставалась одной из богатейших в России — недвижимость оценивалась в 22 млн рублей. Последней представительницей рода в России была Зинаида Николаевна Юсупова. Её сын Феликс участвовал в убийстве Распутина. После революции 1917 года Юсуповы эмигрировали.

При отъезде Феликс спрятал фамильные ценности под парадной лестницей дворца — позже они были обнаружены.
Феликс Юсупов и его супруга Ирина (племянница императора Николая II Николая Второго)
Феликс Юсупов и его супруга Ирина (племянница императора Николая II Николая Второго)

Здание по адресу Большой Харитоньевский переулок, 24 — это так же часть обширной усадьбы Юсуповых. Здесь же "у Харитония" находился знаменитый на всю Москву Юсуповский театр. Однако, в 1812 году пожар уничтожил большую часть деревянных построек, включая здание театра.

Знаменитый Юсуповский театр находился так же находился в их дворце в Санкт-Петербурге: здесь действовала домашняя сцена, где ставили спектакли по Гоголю, выступали Шаляпин, Павлова, играл оркестр Глинки. Здание в Петербурге сохранилось до наших дней как действующая театральная площадка.
Большой Харитоньевский переулок, 24 - Два дома XVIII - XIX века
Большой Харитоньевский переулок, 24 - Два дома XVIII - XIX века
Известно, так же, что в 1801–1803 годах флигель в усадьбе Юсуповых снимала семья А.С. Пушкина. Сергей Львович Пушкин, отец поэта, не всегда аккуратно платил за жильё, но князь Н.Б. Юсупов проявлял снисходительность, возможно, из-за театрального таланта съёмщика. Маленький Александр Пушкин часто гулял в Юсуповом саду. Сад впечатлял своими декорациями: здесь рос огромный дуб с золочёной цепью, по которой ходил говорящий кот, а из пруда поднимались фигуры богатырей. Именно эти образы нашли отражение в поэме «Руслан и Людмила». Юсуповский сад был уничтожен пожаром 1812 года, как Юсуповский театр...
Большой Харитоньевский переулок. Вид в сторону Садового кольца
Большой Харитоньевский переулок. Вид в сторону Садового кольца

Гуляя сегодня по Большому Харитоньевскому, невозможно пройти мимо палат дьяка Андреяна Ратманова. Глядя на теремную крышу и крылечко невольно переносишься в XVII век. Однако, свой нынешний облик здание обрело уже в советский период. Дело в том, что уже в XVIII веке здание было перестроено в классический особняк. Палаты скрывались под внешним фасадом до 1960-х годов, пока их случайно не обнаружили время реставрации особняка. После этого провели работы по восстановлению исходного исторического облика и добавили парадное крыльцо.

Кстати, здесь, в приходе Харитония в Огородниках, до поступления в университет в 1834 году жил будущий драматург Александр Сухово-Кобылин - автор знаменитой комедии «Свадьба Кречинского».
Большой Козловский переулок, 13/17 - Палаты дьяка Андреяна Ратманова XVII века
Большой Козловский переулок, 13/17 - Палаты дьяка Андреяна Ратманова XVII века

На чётной стороне Большого Харитоньевского - интересный пример промышленной готики - Ксенинский учебно-ремесленный приют для девочек.

По окончании учреждения девушки могли устроиться модистками, швеями или сельскими учительницами.

Здание было построено архитектором Максимом Геппенером в 1895 году. Строгие линии и краснокирпичная кладка отсылают к ганзейской готике Швеции, Голландии, Англии, Северной Германии, Польши и Прибалтики XIII–XVI столетий.

Большой Харитоньевский переулок, 22/1 - Ксенинский учебно-ремесленный приют для бедных девочек 1895 года - архитектор Максим Геппенер
Большой Харитоньевский переулок, 22/1 - Ксенинский учебно-ремесленный приют для бедных девочек 1895 года - архитектор Максим Геппенер

Уходим в Малый Харитоньевский переулок. Перед нами один из самых востребованных ЗАГСов столицы, известный как Грибоедовский ЗАГС. Первый в Москве Дворец бракосочетания открыли в 1961 году в особняке купца Августа Рериха 1909 года. Дом в стиле ампир построил архитектор Сергей Воскресенский. Внутри уникальные интерьеры: парадная лестница с инкрустацией из редких пород дерева, лепной декор потолков, стены главного зала с резьбой.

Напротив ЗАГСа - доходный дом С.Н. Котова 1891 года - четырехэтажное здание в кирпичном стиле с характерными эркерами.

Когда-то здесь располагалась обширная усадьба, приобретенная в 1798 году Ольгой Васильевной Пушкиной — бабушкой А.С. Пушкина. В это же время в усадьбе проживал Василий Львович Пушкин — дядя великого поэта. К сожалению, все строения сгорели во время пожара 1812 года.
Малый Харитоньевский переулок, 7с1, - Доходный дом С.Н. Котова 1891 года -  архитектор Б.В. Рутковский
Малый Харитоньевский переулок, 7с1, - Доходный дом С.Н. Котова 1891 года - архитектор Б.В. Рутковский

Проходя по этому переулку, можно заметить интересную деталь - железнодорожные рельсы, выступающие наподобие консолей в нижней части эркеров Доходного дома. Дело в том, что в конце XIX — начале XX века архитекторы стали иногда использовать рельсы в качестве несущих металлоконструкций в при возведении домов.

Малый Харитоньевский переулок, 7с1, - Доходный дом С.Н. Котова 1891 года -  архитектор Б.В. Рутковский
Малый Харитоньевский переулок, 7с1, - Доходный дом С.Н. Котова 1891 года - архитектор Б.В. Рутковский

Уходим в переулок Огородная слобода. Здесь нас ждёт пример деревянной архитектуры - корпус чернорабочей больницы 1875 года (архитектор Александр Мейнгард). Здание было построено в качестве дополнительного корпуса к основному зданию больницы, которая с середины XIX века размещалась на территории усадьбы И.И. Барышникова-Бегичевых на Мясницкой улице (42) Сейчас дом на реставрации, но у меня есть фотки из более ранних прогулок.

Переулок Огородная Слобода, 9с1 - Корпус чернорабочей больницы 1875 года - архитектор Александр Мейнгард
Переулок Огородная Слобода, 9с1 - Корпус чернорабочей больницы 1875 года - архитектор Александр Мейнгард

Кстати, довольно интересная фотография получилась в зимний период.

Переулок Огородная Слобода, 9с1 - Корпус чернорабочей больницы 1875 года - архитектор Александр Мейнгард
Переулок Огородная Слобода, 9с1 - Корпус чернорабочей больницы 1875 года - архитектор Александр Мейнгард

А мы выходим к главному украшению Огородной слободы - усадьбе чаеторговцев Высоцких в стиле французского шато. Дом для купцов проектировал Роман Клейн - архитектор, построивший позже Музей изящных искусств на Волхонке (1912).

Переулок Огородная Слобода, 6с1 - Городская усадьба Высоцких 1900 года - архитектор Роман Клейн
Переулок Огородная Слобода, 6с1 - Городская усадьба Высоцких 1900 года - архитектор Роман Клейн
Высоцким принадлежала треть чайного рынка Российской Империи. Самое удивительное то, что торговая марка Высоцких (Wissotzky Tea) существует по сей день, пережив революции, войны и экономические потрясения. После того, как в сентябре 1919 года все российские склады и фабрики отданы «Центрочаю», наследники Высоцких, сохранив капитал и заграничные активы, продолжили бизнес в Великобритании и Польше. Однако, в результате событий Второй мировой войны производство было перенесено в Тель-Авив. По информации на 2023 год, компания «Высоцкий» (Wissotzky) была признана монополистом на рынке чая и травяных настоев в Израиле…
Упаковка чая, Москва, 1900-е годы
Упаковка чая, Москва, 1900-е годы

Давид Высоцкий, хозяин дома, был прогрессивным человеком и меценатом, собирал коллекцию русской живописи. Его дочери Иде Высоцкой давал уроки молодой Борис Пастернак. Был в неё влюблён... Об этом эпизоде смотрите мой короткий ролик:

После революции здесь располагался Дом пионеров, учреждённый по инициативе Н.К. Крупской. Перед зданием в 1970 году был установлен памятник Ленину-гимназисту (скульптор Владимир Цыгаль) — редкий пример изображения молодого Владимира Ульянова в гимназическом возрасте — большинство памятников показывают его взрослым или школьником.

Памятник Ленину-гимназисту 1970 года, скульптор Владимир Цыгаль
Памятник Ленину-гимназисту 1970 года, скульптор Владимир Цыгаль

На другой стороне переулка расположен дом крестьянина Михаила Щербакова. Да, вы не ослышались, именно крестьянина. Дело в том, что не все крестьяне, занимавшиеся коммерческой деятельностью и производством, торопились записываться в купеческую гильдию. Во-первых, вступление в гильдию требовало дополнительных формальностей, а во вторых принадлежность к крестьянскому сословию давала определённые налоговые льготы.

Переулок Огородная Слобода, 5с5 - Дом крестьянина озерского фабриканта Михаила Щербакова 1885 года - архитектор Петер-Йозеф Дриттенпрейс
Переулок Огородная Слобода, 5с5 - Дом крестьянина озерского фабриканта Михаила Щербакова 1885 года - архитектор Петер-Йозеф Дриттенпрейс

Михаил Щербаков — показательный пример успешного крестьянина-предпринимателя, достигшего значительного достатка путём развития производства. Ещё его дед Козьма Щербаков, зажиточный крестьянин из Болотова, основал бумаготкацкую мануфактуру в Озерках. Михаил Федорович Щербаков смог вывести предприятие на принципиально новый уровень благодаря внедрению современного зарубежного оборудования и привлечению иностранных специалистов.

Фото фабрики товарищества Щербакова 1900 года. Источник: http://www.etoretro.ru/pic10077.htm?sort_field=image_date&sort=DES
Фото фабрики товарищества Щербакова 1900 года. Источник: http://www.etoretro.ru/pic10077.htm?sort_field=image_date&sort=DES

Но самое главное Михаил Фёдорович выращивал местные кадры и как прогрессивный предприниматель заботился о работниках. Всех рабочих знал лично по именам. Построил для работников общежитие, больницу, создал детский сад, школу, пожарную часть. Организовал любительские хоры для досуга рабочих.

Михаил Федорович Щербаков
Михаил Федорович Щербаков

После революции фабрики Щербакова были национализированы, а собственность конфискована. Некоторое время Михаил Фёдорович работал заведующим на своём предприятии, но вскоре был уволен и вынужден был переехать из родных Озерок в поселок Быково под Москвой...

Пожарная дружина, созданная Щербаковым. Озёры 1909 г. Смотр на территории фабрики Щербакова. Источник: https://ya-kraeved.ru/xozyain-mixail-fyodorovich-shherbakov/
Пожарная дружина, созданная Щербаковым. Озёры 1909 г. Смотр на территории фабрики Щербакова. Источник: https://ya-kraeved.ru/xozyain-mixail-fyodorovich-shherbakov/

Приближаемся к Гусятникову переулку, получившему название по фамилии купца: здесь находилась главная контора его торговой компании.

В XVIII веке Гусятниковы входили в число 17 крупнейших купцов Москвы. Они организовали «Питейную компанию» и владели более 40 лавками в Москве. Статус «именитых граждан» (с 1785 года) дал семье особые привилегии: они освобождались от телесных наказаний, имели право на загородные дома и возможность ездить в карете с парой или четверкой лошадей. Род пресёкся к середине XIX века, уступив место новым купеческим фамилиям.

На углу с Гусятниковым переулком расположен Доходный дом Плещеевых с эффектным волнообразным аттиком и полукруглыми эркерами. Здание было построено известным мастером модерна - Богданом Нилусом.

Гусятников переулок, 3/1с1 - Доходный дом С.Ф. и А.А. Плещеевых конца XIX века - архитектор Богдан Нилус
Гусятников переулок, 3/1с1 - Доходный дом С.Ф. и А.А. Плещеевых конца XIX века - архитектор Богдан Нилус

Итак, мы в Гусятниковом переулке. Здесь нас ждёт удивительным образом сохранившаяся деревянная усадьба Эдуарда фон Беренса, который руководил «Первым российским страховым обществом». Здание было построено архитектором Михаилом Фидлером в неогреческом стиле: фасады и интерьеры украшены ионическими пилястрами и меандром - орнаментом в виде геометрических узоров, характерных для древнегреческой архитектуры.

Гусятников переулок, 7 - Деревянная усадьба Эдуарда фон Беренса 1880 года - архитектор Михаил Фидлер
Гусятников переулок, 7 - Деревянная усадьба Эдуарда фон Беренса 1880 года - архитектор Михаил Фидлер

Заключительным аккордом нашего фотопутешествия я хочу сделать Доходный дом М.О. Эпштейна — выдающееся творение архитектора Валентина Дубовского, известного строительством доходных домов в готическом стиле. Его авторству также принадлежат два похожих здания: одно на Большой Полянке, второе - на Арбате. Центром композиции этих трёх доходных домов выступает скульптура рыцаря в средневековых доспехах.

Гусятников переулок, 11 - Доходный дом М.О. Эпштейна 1912 года - архитектор Валентин Дубовской
Гусятников переулок, 11 - Доходный дом М.О. Эпштейна 1912 года - архитектор Валентин Дубовской

У основания скульптуры рыцаря - горельефы ящериц (саламандр). В средневековых легендах саламандра считалась существом, способным противостоять огню, а так же выступала как победитель темных сил. Часто использовалась как геральдический знак благородства.

Гусятников переулок, 11 - Доходный дом М.О. Эпштейна 1912 года - архитектор Валентин Дубовской
Гусятников переулок, 11 - Доходный дом М.О. Эпштейна 1912 года - архитектор Валентин Дубовской

Особый колорит придаёт консоль эркера доходного дома в виде двух согнутых человечков в средневековых костюмах. Между фигурами расположен родовой герб под дворянской короной.

Гусятников переулок, 11 - Доходный дом М.О. Эпштейна 1912 года - архитектор Валентин Дубовской
Гусятников переулок, 11 - Доходный дом М.О. Эпштейна 1912 года - архитектор Валентин Дубовской

Центральная тема доходного дома, воплощена в образе одинокого рыцаря. Этот страж дома словно наблюдает за проходящими мимо людьми. Фигура воина в полном вооружении (шлем и кираса) символизирует: верность долгу, а его поза с опорой на меч и задумчивый взгляд - раздумья о высоком. Да... этот дом сложно забыть, увидев однажды.

Гусятников переулок, 11 - Доходный дом М.О. Эпштейна 1912 года - архитектор Валентин Дубовской
Гусятников переулок, 11 - Доходный дом М.О. Эпштейна 1912 года - архитектор Валентин Дубовской

Смотрите короткий ролик о моей прогулке по Огородной слободе:

Всем спасибо за то, что дочитали мою статью до конца. Подпишитесь на канал Мастер Путешествий, чтобы не пропускать новые публикации. Буду признателен за лайки и комментарии!

✅ Приглашаю на мои экскурсии по городам России! Открою для вас: Переславль-Залесский, Тулу, Тверь, Владимир, Калугу, Егорьевск, Кимры, Боровск и другие исторические города.

👉 Расписание экскурсий и запись в телеграм: https://t.me/travelmast

Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"

Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"
Филипп Пыхарев, автор проекта "Мастер Путешествий"