Найти в Дзене

«Ты не живешь, пока не возьмёшь ответственность»: Эльдар Калимулин — о «Аутсорсе», кризисе тридцатилетних и собственных архетипах

Эльдара Калимулина сегодня знают как одного из самых узнаваемых лиц в российском кино. Он был в «Эпидемии», «Ладе Голд», «Химере», «Методе», играл мечтательных, сломленных, странных и наивных. Его герои часто выглядят растерянными, но в этом — правда о целой эпохе. Мы поговорили с актёром о том, каково это — играть на грани нервного срыва, почему тридцать лет — это не рубеж, а зеркало, и чем «Аутсорс» оказался личным вызовом. — Почему ты согласился на «Аутсорс»? — В проекте были знакомые имена: Душан Глигоров, Батыр Моргачёв, продюсеры из «Среды». Но главное — меня зацепил текст. Странный, сложный, ни на что не похожий. Мой герой — парень, который вроде бы просто существует, но внутри у него бунт. Он живёт в состоянии "пока не поздно", постоянно откладывая жизнь на потом. Мне захотелось копать туда. — О чём сериал лично для тебя? — О том, как легко переложить ответственность на кого-то. На обстоятельства, на "эту страну", на родителей. И как важно — хоть раз в жизни — сказать: "Это я.
Оглавление

Эльдара Калимулина сегодня знают как одного из самых узнаваемых лиц в российском кино. Он был в «Эпидемии», «Ладе Голд», «Химере», «Методе», играл мечтательных, сломленных, странных и наивных. Его герои часто выглядят растерянными, но в этом — правда о целой эпохе. Мы поговорили с актёром о том, каково это — играть на грани нервного срыва, почему тридцать лет — это не рубеж, а зеркало, и чем «Аутсорс» оказался личным вызовом.

«Аутсорс»: история не про 90-е, а про нас

— Почему ты согласился на «Аутсорс»?

— В проекте были знакомые имена: Душан Глигоров, Батыр Моргачёв, продюсеры из «Среды». Но главное — меня зацепил текст. Странный, сложный, ни на что не похожий. Мой герой — парень, который вроде бы просто существует, но внутри у него бунт. Он живёт в состоянии "пока не поздно", постоянно откладывая жизнь на потом. Мне захотелось копать туда.

— О чём сериал лично для тебя?

— О том, как легко переложить ответственность на кого-то. На обстоятельства, на "эту страну", на родителей. И как важно — хоть раз в жизни — сказать: "Это я. Это моё". Пока не берёшь на себя ответственность — не живёшь. Аутсорс — не про тюрьму, а про то, как мы сдаём в аренду собственные решения.

Усы, челка и холод: трансформация во имя роли

Калимулин подошёл к образу с маниакальной тщательностью. С челкой — в форме штрихкода — помогли в парикмахерской на Камчатке. А усы?

— Полгода убеждал Душана, что усы — это не комично, а по-настоящему. Это попытка моего героя казаться взрослее, солиднее, маскировка. Душан упирался. Но я не сдался. В итоге — штрихкод и усы стали неотъемлемыми. А холод… Это отдельная история.

Съёмки в промёрзшей тюрьме без отопления, съёмки на Камчатке, где за окном вулканы, а внутри — стеклянные стены. По словам Эльдара, агрессия от переохлаждения шла на пользу: "Начинаешь злиться — и это работает в кадре".

«Герой с аутизмом — не ярлык, а форма конфликта»

— Ты дважды играл персонажей с аутистическим спектром. Это не было повторением?

— Нет. Сначала был Миша в «Эпидемии», потом Дима в «Химере». Да, диагноз формально похожий, но герои — разные. Миша — рана, открытая. Дима — контрабандист, из другого мира. Это не про диагноз, это про способ конфликта с реальностью. Через аутизм — ты сразу в оппозиции миру. Это позволяет делать острее.

Кризис тридцатилетних и вселенная Калимулина

В комедии «По барам» герой Калимулина — мужчина, который начинает понимать: тусовки уже не радуют, а взрослая жизнь — пугает. Это уже не драма о падении, это история о легкой внутренней переоценке.

— Мне кажется, что сейчас очень мало историй о том, как живут те, у кого "всё нормально". Работа, ипотека, дети, но внутри — тревога, будто жизнь проходит мимо. Этот внутренний конфликт достоин и комедии, и драмы.

Калимулин признается, что часто связывает своих героев между собой: "Вадим из «По барам» — это тот парень из «Днюхи», только спустя 10 лет. Иногда я чувствую, что не договорил. И продолжаю эту историю дальше".

«Метод» и Быков: играть по чужим правилам — тоже творчество

В новом сезоне культового «Метода» Калимулин сыграл программиста по имени Сталкер. Не одиозного героя, не пророка, а того, кто наблюдает, фиксирует, взламывает. Немного в тени, но от этого не менее важного.

— Юрий Быков задал чёткий рисунок. Я согласился: захотелось поиграть по чужим правилам. Бывает, что актёр становится автором вместе с режиссёром. А бывает — частью уже выстроенного мира. Это тоже интересно.

«Сценарии иногда хочется бить по рукам»

— Что бы ты сам отдал на аутсорс?

— Чтение плохих сценариев. Иногда прямо физически больно видеть, как человек один раз написал — и больше не перечитал. С такими текстами даже не хочется обсуждать. Ну и озвучку. И грим. Хотя обед — оставил бы себе. (Смеется.)

И всё-таки: мы движемся в нужную сторону?

— Ты как-то говорил, что мечтаешь о российском кассовом кино, за которое не стыдно. Мы на правильном пути?

— Да, но сбавили темп. Стали делать слишком много — и часто слишком быстро. Но потенциал огромный. Есть зритель. Есть истории. Осталось чуть больше дисциплины — и немного меньше суеты.

Эльдар Калимулин и Иван Янковский
Эльдар Калимулин и Иван Янковский
Эльдар Калимулин и Мила Ершова
Эльдар Калимулин и Мила Ершова