Найти в Дзене

«Тюрьма — это не стены, а мы сами»: как создатели «Аутсорса» превратили сериал о 90-х в метафору настоящего

Когда режиссёр Душан Глигоров и оператор Батыр Моргачёв берутся за новый проект, это никогда не просто сериал. Это всегда вызов, риск — и погружение в подлинную тьму. В их новом совместном творении — «Аутсорсе» — зритель видит не только криминальную драму о 90-х, но и тревожное зеркало современной России. Мы поговорили с авторами о клетках, которые люди строят себе сами, о боли, абсурде и свободе, которую можно найти, даже не выходя за пределы камеры. Осень 2022 года. Душан Глигоров получает звонок от продюсера Ивана Самохвалова и сценарий от Ани Козловой. Три серии — и один большой внутренний конфликт. «Я не беру два проекта параллельно. Хотел отказаться. Но открыл — и не смог закрыть», — признаётся Глигоров. Сценарий оказался резким, неудобным, цепляющим. Не про злободневную политику, а про человеческие сломы, внутренние тюрьмы и крошечные личные апокалипсисы. Он сразу напомнил Глигорову «Груз 200» Балабанова — тоже тревожный, кромешный, но с чёрным юмором, который отчего-то не даёт
Оглавление

Когда режиссёр Душан Глигоров и оператор Батыр Моргачёв берутся за новый проект, это никогда не просто сериал. Это всегда вызов, риск — и погружение в подлинную тьму. В их новом совместном творении — «Аутсорсе» — зритель видит не только криминальную драму о 90-х, но и тревожное зеркало современной России. Мы поговорили с авторами о клетках, которые люди строят себе сами, о боли, абсурде и свободе, которую можно найти, даже не выходя за пределы камеры.

-2

Как всё началось: сценарий, от которого нельзя отказаться

Осень 2022 года. Душан Глигоров получает звонок от продюсера Ивана Самохвалова и сценарий от Ани Козловой. Три серии — и один большой внутренний конфликт.

«Я не беру два проекта параллельно. Хотел отказаться. Но открыл — и не смог закрыть», — признаётся Глигоров.

Сценарий оказался резким, неудобным, цепляющим. Не про злободневную политику, а про человеческие сломы, внутренние тюрьмы и крошечные личные апокалипсисы. Он сразу напомнил Глигорову «Груз 200» Балабанова — тоже тревожный, кромешный, но с чёрным юмором, который отчего-то не даёт сойти с ума.

Визуальный код: город как камера, кадр как клетка

Оператор Батыр Моргачёв — человек, у которого каждый кадр дышит и давит одновременно. В «Аутсорсе» он предложил радикальную эстетику: нет перспективы, нет простора, есть клаустрофобия.

«Петропавловск-Камчатский стал идеальным местом. Панельные дома, одинаковые кварталы, и за всем этим — вулканы, океан. Природа — как память о свободе, город — как клетка», — объясняет он.

Вдохновением стали картины Фрэнсиса Бэкона, фотографии Дмитрия Маркова и тюремное окно. Даже формат экрана — 3:4 — выбран намеренно. Это не ретро. Это визуальная ловушка. Глаз не может вырваться за пределы кадра, как человек — из своей судьбы.

Тюрьма как метафора: снаружи и внутри

Ключевая идея «Аутсорса» — не в отображении 90-х, а в исследовании несвободы. Не физической — душевной.

«Мы говорим о тюрьме, в которую человек помещает себя сам. Где граница между преступником и тем, кто его осуждает?» — говорит Глигоров.

По сути, сериал — философский диспут, где вместо профессора и поэта — палач, прокурор, жертва. И каждый — по-своему прав. Или нет?

От барокко до Тарковского: культурные корни «Аутсорса»

В титрах — барочные маргиналии. В саундтреке — музыка эпохи Баха. В визуальном решении — тьма Стораро и абсурд Кесьлёвского. В духе — отголоски «Настоящего детектива».

«Мы не прятались за жанром. Мы старались идти на глубину», — рассказывает Моргачёв.

Каждая сцена в «Аутсорсе» построена на конфликте: красота и мрак, философия и жестокость, деталь и безмолвие. Это не просто криминальный сериал — это вопрос, заданный в форме драмы: можешь ли ты принять другого? Даже если он тебе отвратителен?

Творческий тандем: как работают Глигоров и Моргачёв

Они не были друзьями во ВГИКе. Даже почти не общались. Но на площадке сериала «Выжить после» сработались так, как бывает только у людей, мыслящих синхронно. С тех пор — вместе.

«Мы постоянно провоцируем друг друга. Это не тандем — это вечный вызов», — признаются они.

Их отношения сравнивают с дуэтом Вернера Херцога и Клауса Кински. Только вместо ругани — спор идей. Один кадр может обсуждаться сутками. Один штрих — менять драматургию сцены.

Про 90-е — без глянца и без ностальгии

«Аутсорс» часто сравнивают с другими криминальными драмами о 90-х. Авторы на это отвечают просто:

«Мы не романтизируем эпоху. И не демонизируем. Мы исследуем», — говорит Глигоров.

По его словам, главный ход — в честности: перед актёрами, историей, зрителем. И в том, чтобы избегать «масочного» кино. Даже если это неудобно.

Про смерть, запреты и зрительскую зрелость

Сериал вышел на фоне разговоров о возможном возвращении смертной казни. И, по признанию авторов, этот контекст оказался пугающе актуален. Но это не политический манифест.

«Мы за то, чтобы каждому давать шанс. Даже если он всё потерял», — говорит Батыр Моргачёв.

Авторы не верят в запреты как инструмент воспитания. Они верят в силу искусства, которое не навязывает, а показывает. И дают зрителю сделать выбор самому. Не линейно. Не назидательно.

Итог: «Аутсорс» — сериал, который смотрит в душу

«Аутсорс» — это не про криминал. Это про нас. Про то, как мы судим, страшимся, прячемся. И про то, как за каждой решёткой — есть окно. Иногда — внутрь себя.

22.07.2025