Найти в Дзене

Живопись Эдварда Хоппера: язык намеков, двусмысленности и недосказанности

Эдвард Хоппер - один из самых известных художников XX века, и я регулярно упоминаю его в своих статьях. Он обладает огромной узнаваемостью благодаря своему неповторимому стилю. Во-первых, он умел запечатлеть момент так, что момент начинал существовать будто в вечности. Во-вторых, он умел выразить состояние человеческого одиночества. Да, все это верно. Но также Хоппер использовал прием, который ставил зрителя в положение подглядывающего человека, причем невозможно понять, действительно ли мы подглядываем, или мы слились с обстановкой и наш взгляд - это тоже часть ситуации. Вот, например, его картина "Ночные окна". С одной стороны, зритель да, уже подглядывает в окно к незнакомой девушке, причем видит ее... Можно сказать, что сцена слегка вульгарная. А можно счесть ее вполне бытовой. Все зависит от того, какое бы решение принял человек, если бы сцена развивалась не на картине, а в реальности. Зритель продолжил бы смотреть? А может сам себя пристыдил. А может и пристыдить бы не пришлось

Эдвард Хоппер - один из самых известных художников XX века, и я регулярно упоминаю его в своих статьях. Он обладает огромной узнаваемостью благодаря своему неповторимому стилю.

Эдвард Хоппер, "Полуночники"
Эдвард Хоппер, "Полуночники"

Во-первых, он умел запечатлеть момент так, что момент начинал существовать будто в вечности. Во-вторых, он умел выразить состояние человеческого одиночества. Да, все это верно. Но также Хоппер использовал прием, который ставил зрителя в положение подглядывающего человека, причем невозможно понять, действительно ли мы подглядываем, или мы слились с обстановкой и наш взгляд - это тоже часть ситуации.

Эдвард Хоппер, "Ночные окна"
Эдвард Хоппер, "Ночные окна"

Вот, например, его картина "Ночные окна". С одной стороны, зритель да, уже подглядывает в окно к незнакомой девушке, причем видит ее... Можно сказать, что сцена слегка вульгарная. А можно счесть ее вполне бытовой. Все зависит от того, какое бы решение принял человек, если бы сцена развивалась не на картине, а в реальности. Зритель продолжил бы смотреть? А может сам себя пристыдил. А может и пристыдить бы не пришлось, девушка бы просто ушла и никто ничего бы и не увидел. Как в итоге и вышло на картине: толком мы ничего не видим, но вид вызывает у на цепочку размышлений.

Точно то же самое на картине "Офис ночью": хопперовская вкрадчивая атмосфера полунамека и двусмысленности, которая однако, балансируя на грани, одновременно полностью держится в рамках. Подчеркнутая фигура девушки, допустим, секретарши, хотя этих сведений у нас тоже нет, не обязательно обещает какую-то фривольность в ее отношении. И в то же время мы ощущаем наэлектризованность атмосферы ночного офиса.

Эдвард Хоппер, "В холле гостиницы"
Эдвард Хоппер, "В холле гостиницы"

На этой картине изображена вроде бы абсолютно бытовая сцена, но посмотрите на блондинку, она очень сильно стилизована под узнаваемый пин-ап образ: блондинка, с голыми ногами, с определенным изгибом фигуры в кресле... Все это напоминает пин-ап иллюстрации, например, Джила Элвгрена:

Джил Элвгрен, "Любовное письмо"
Джил Элвгрен, "Любовное письмо"

Но при этом картина Хоппера все-таки не пин-ап, и одновременно с этим "наэлектризовывает" атмосферу картины именно блондинка.

Когда он изображает женское тело, то это далеко не так интересно. Вот пример:

Эдвард Хоппер, "Одиннадцать утра"
Эдвард Хоппер, "Одиннадцать утра"

Мы видим девушку в интерьере, утро. И здесь совершенно никакой эротики нет: как раз сейчас это абсолютно бытовая сцена. Эффект подглядывания пропадает, мы понимаем, что должны быть в комнате с девушкой и она должна знать о нашем присутствии, чтобы сидеть при нас голой.

Эдвард Хоппер, "Летний вечер"
Эдвард Хоппер, "Летний вечер"

Другое дело, когда мы смотрим на эту пару: многие из нас были на их месте: парень и девушка ночью вдвоем, и ситуация такова, что девушка подчеркнуто сексуализирована, однако в пределах допустимого: лето же. И ничего "такого" не происходит, и непонятно, приятный это разговор или последний. И мы не знаем пригласит она его к себе или же она обиженно от него вышла, и он теперь ее успокаивает.

Эдвард Хоппер, "«Купе C, вагон 293"
Эдвард Хоппер, "«Купе C, вагон 293"

Посмотрите, опять некоторые признаки пин-ап девушки: блондинка, стройная, с формами, голые ноги, алые губы. В трактовках, намеках и неопределенности ситуации проявляется даже какое-то величие эротики Эдварда Хоппера, это не вульгарная история, а тонкая игра.

Эдвард Хоппер, "Чоп суэй" ("Китайское рагу")
Эдвард Хоппер, "Чоп суэй" ("Китайское рагу")

Закончить я хочу вот этой картиной Хоппера на тему наблюдения за людьми. Многие люди, сидя в какой-то забегаловке, в данном случае это китайская кухня, но можно перенести их в любой Бургер-кинг или что угодно, наблюдают за людьми вокруг, и Хоппер заставляет наш взгляд задержаться на миловидной девушке точно также, как он и задерживается в жизни, то есть он написал вот этот момент остановки взгляда, "упал взгляд", а не бытовую сцену из кафе.

Спасибо за внимание!