Найти в Дзене
АРТ ПЛОЩАДКА

Тайная жизнь ювелиров России и Европы XIX века

Если бы вы могли надеть на руку историю, почувствовать ее вес, услышать в переливах камней полустершиеся голоса ушедших эпох — сделали бы это? Не многие задумываются, что кольцо, брошь или застежка — не просто украшение, а сгусток времени, чуткая артиллерия идей и страстей, ими прошита судьба прошлого. За сверкающим фасадом ювелирных изделий XIX века скрывается невидимый ритм: здесь соседствуют эхо традиций и пульс дерзкого новаторства. Уверен, после этой статьи вы будете разглядывать украшения иначе — не только как эстетический объект, но как шифр, отпечаток эпохи, а может, впервые… увидите в них частичку себя. Представьте Петербург, туманную Москву, звон трамвая, аромат кофе и полутемные лавки, в которых — возможно, прямо сейчас — затаился на витрине изящный браслет или перстень из прошлого века. Именно в этом пространстве середины XIX века вспыхивает дуэль между ручной работой и могуществом механики. В 1830-е Европа заканчивает мучительный переход: станки и формовочные машины спо
Оглавление

Если бы вы могли надеть на руку историю, почувствовать ее вес, услышать в переливах камней полустершиеся голоса ушедших эпох — сделали бы это?

Не многие задумываются, что кольцо, брошь или застежка — не просто украшение, а сгусток времени, чуткая артиллерия идей и страстей, ими прошита судьба прошлого. За сверкающим фасадом ювелирных изделий XIX века скрывается невидимый ритм: здесь соседствуют эхо традиций и пульс дерзкого новаторства.

Уверен, после этой статьи вы будете разглядывать украшения иначе — не только как эстетический объект, но как шифр, отпечаток эпохи, а может, впервые… увидите в них частичку себя.

Между машиной и мечтой: Ювелирное дело на грани перемен

Представьте Петербург, туманную Москву, звон трамвая, аромат кофе и полутемные лавки, в которых — возможно, прямо сейчас — затаился на витрине изящный браслет или перстень из прошлого века. Именно в этом пространстве середины XIX века вспыхивает дуэль между ручной работой и могуществом механики.

 Императрица Мария Федоровна — супруга Алексанара III. Платье императрицы Атлас, тюль, серебряное шитье. ГИХАПМЗ «Гатчина» Россия. Начало 19 века
Призовой кубок. Серебро, литье; чеканка. Высота 35,5, диаметр 23.5, Лондон Англии. Мастер Пол Сторр. 1831—1832 г.г ГЭ Выполненный 6 стиле раннею викторианства кубок в виде mpex лошадиных голов. Предназначен для иаграждения победителя в конных состязаниях. 
Медаль-премия Первой Всемирной художественно-промышилениой выставки в Лондоне 1851 г.
Императрица Мария Федоровна — супруга Алексанара III. Платье императрицы Атлас, тюль, серебряное шитье. ГИХАПМЗ «Гатчина» Россия. Начало 19 века Призовой кубок. Серебро, литье; чеканка. Высота 35,5, диаметр 23.5, Лондон Англии. Мастер Пол Сторр. 1831—1832 г.г ГЭ Выполненный 6 стиле раннею викторианства кубок в виде mpex лошадиных голов. Предназначен для иаграждения победителя в конных состязаниях. Медаль-премия Первой Всемирной художественно-промышилениой выставки в Лондоне 1851 г.

В 1830-е Европа заканчивает мучительный переход: станки и формовочные машины способны произвести тысячи одинаковых брошей, поток товаров становится бурным, как река в паводок — цены падают, блеск изделий становится все чаще «массовым», обезличенным, словно штампованный автограф. Украшения теряют свою исключительность, превращаясь в упаковку для тела, а не для души.

Но — не все так просто. В это время возникают ювелирные династии, имена как заклинания: Фаберже, Сазиков, Овчинников в России, Фроман-Мерис во Франции, Винтергальтен в Германии. Это фирменные дома — бастионы аристократического вкуса, кланы, которые контрастируют с массовым производством и возносят высоту индивидуального искусства.

Их изделия — не просто драгоценности, а манифесты статуса, интеллекта, иногда даже протеста против механизмов эпохи.

В России на украшения наложены точные регламенты: днем носить скромные камни, вечером — сияние бриллиантов; для аристократии масса блеска, для остальных — скромная радость серебра и поделочных самоцветов.

Петербург становится ареной художественных экспериментов: здесь в 1840-х появляются новые мастерские, ведутся битвы стилей, а выставки становятся своего рода соцсетями XIX века — место, где художники меряются фантазией, а публика ищет эстетику будущего.

Брошь и пара серег. Англия  около 1835 г. Высота броши 6.9
Солонка. Серебро, литье , чеканка , резьба 19х22х13,5 Мастер Реберт-Жозеф Огюст 1767 - 1768 Париж
Брошь и пара серег. Англия около 1835 г. Высота броши 6.9 Солонка. Серебро, литье , чеканка , резьба 19х22х13,5 Мастер Реберт-Жозеф Огюст 1767 - 1768 Париж

В Англии меняется палитра: дизайнеры влюбляются в аместисты, гранаты, бирюзу, складывают целые венки и «фонтаны» из разноцветных самоцветов. Природа становится не символом, а законом: украшения превращаются в ботанические гербарии из золота и эмали. На выставках — ожерелья из роз, бриллиантовые фуксии и даже букет Фроман-Мериса из 6 000 камней. Символы приобретают значение: незабудка — любовь, лилия — возвращение счастья, плющ — верность. Украшение — как письмо, открытое только для тех, кто знает алфавит цвета и формы 🌸.

Всемирная выставка: Арена новых смыслов и союз художников

Гайд-Парк, Лондон, 1851-й год. Шесть с половиной миллионов посетителей. Буравя взглядом, словно археологи современности, они рассматривают со всех сторон вновь рожденный культурный космос Европы. Здесь — не просто украшения, но и машины, сырье, даже первые стандарты красоты и потребления. Пространство, где можно увидеть на одном стенде сверкающий шедевр и простое ожерелье из раковин, сделанное аборигенами Тасмании.

Музеи — из новости становятся нормой: Кенсингтонский музей прикладного искусства (позже — Виктории и Альберта), музеи декоративных искусств в Париже, Вене, Москве, Петербурге. Идея искусства для всех — словно тихий революционный призыв, размывающий прежние границы знаний. Повсеместно цветет неоготика, неоренессанс, неоклассицизм — но самое важное, пожалуй, даже не стили, а беспрецедентная мобильность идей и авторов. Ювелирные изделия обретают функцию «переводчиков» между странами: между Петербургом, Лондоном, Парижем путешествуют эскизы, камни, даже полуготовые изделия, чтобы обрести окончательный облик уже на чужой земле.

Потир. Золото, серебро,литье, чеканка, резьба,живопись по эмали, Высота 40, диаметр 149. Moсква, фирма Сезикова, 1838 г.Подставка под чашечку для кофе. Золото,жемчуг чеканка, эмаль по резьбе. Высота 6.1 диаметр 5.3 Западнач Европа
Панагия. Золото, брилианты, изумруды, жемчуг 13.6 х 6ю5 Москва. 1847 г.г
Портерт императрицы Александры Федоровны (прусская принцесса , дочь короля Вльгельма III, супруга императора Никалая I) 1836г.г А.Малюков
Потир. Золото, серебро,литье, чеканка, резьба,живопись по эмали, Высота 40, диаметр 149. Moсква, фирма Сезикова, 1838 г.Подставка под чашечку для кофе. Золото,жемчуг чеканка, эмаль по резьбе. Высота 6.1 диаметр 5.3 Западнач Европа Панагия. Золото, брилианты, изумруды, жемчуг 13.6 х 6ю5 Москва. 1847 г.г Портерт императрицы Александры Федоровны (прусская принцесса , дочь короля Вльгельма III, супруга императора Никалая I) 1836г.г А.Малюков

Россия и Франция?

Их отношения — волны на берегу, где никто не знает, кто будет указывать моду завтра. Петербург — магнит, притягивающий лучших иностранных мастеров. «Французский стиль» — синоним изысканности. Но именно в середине века роль художника меняется: он становится не только мастером, но и новатором, а иногда и реформатором — смело сочетает Восток и Запад, создает гибридные формы и «переписывает» язык драгоценных металлов.

Историзм как водоворот стилей: В поисках культурного кода

Вот где начинается настоящий детектив. Стиль «историзм» — это не просто любовь к антиквариату. Это движение, в котором эхо прошлого превращается в язык настоящего, в код, способный распутывать самые потаенные смыслы. Иронично: за скрупулезным подражанием прошлому скрывается страсть к новому. В России появляется «неорусский стиль», в Англии — «викторианский», во Франции — стилистический калейдоскоп, за каждым стеклышком которого — эпоха. В архитектуре и прикладном искусстве начинают торжествовать смелые взаимные заимствования, где порой сложно различить истоки.

1. Диадема в ввиде цветочной вазы. Золото шелк, литье. 14,5 Первая половина 19 века, Западная  Европа.Подражание стилю роккоко.
2. Коробочка. Серебро, позолота,эмаль.1.3х6.6х6.6 Москва. Фирма П.Овчинникова 1888. Медальон на крышке с портрета худложника Голмбиевского "Портрет галичанки"
3. Пряжка  женская от пояса. Цветное золото, бирюза, стекло. 12,5х10 Санкт-Петербург 1830 г.г 
4. Серьги Золото, жемчуг, скань.Длина 4,6 Первая четверть 19 в. Франция
5. Браслет-манжета. Золото, рубины, женчуг, чеканка Высота 5.6  диаметр 6,8 Россия 1869-е г.г
1. Диадема в ввиде цветочной вазы. Золото шелк, литье. 14,5 Первая половина 19 века, Западная Европа.Подражание стилю роккоко. 2. Коробочка. Серебро, позолота,эмаль.1.3х6.6х6.6 Москва. Фирма П.Овчинникова 1888. Медальон на крышке с портрета худложника Голмбиевского "Портрет галичанки" 3. Пряжка женская от пояса. Цветное золото, бирюза, стекло. 12,5х10 Санкт-Петербург 1830 г.г 4. Серьги Золото, жемчуг, скань.Длина 4,6 Первая четверть 19 в. Франция 5. Браслет-манжета. Золото, рубины, женчуг, чеканка Высота 5.6 диаметр 6,8 Россия 1869-е г.г

Психология вкуса становится неотделимой частью стиля: мода диктуется не только сверху (двором, салонами), но теперь и снизу — просыпающейся буржуазией. Москва (сердце) и Петербург (ум) России соперничают за право быть законодателями красоты. Новый заказчик — молодой, амбициозный фабрикант, финансист, предприниматель — жаждет проявить свою индивидуальность через уникальное украшение. Всё это бурлит в выставочных залах, а Москва — становится крепостью русского вкуса, центром самобытности и национальных орнаментов.

1. Гарнитура из панциря черепахи. Черепаха, золото,серебро инхрустация, Гребень 16,5x13,0; oжерелье 44.5х11; серыги 5,0x2,5. Петербург. 1830 - 1850-е ГЭ. 
2. Серьги и брошь в виде виноградного листа с коралловой мухой. Серебро, бирюза, кораллы. Cepьга 3,3x1,9; брошиь 4,4x2,4  мастер Карл-Рудольф Доль. Санкт-Петербург. 1850-е г.г, ГЭ
3. Брошь, Ветка цветов вьюнка, лепестки покрыты бирюзой на тычинках жемиужины. Высота 12,5. Около 1950 г.. Музей Виктории и Альберты, Лондон, 
4. Гpeбень и брошь. Кость, резьба. Гребень 14 х 9.5 , Санкт-Петербург. 1840— 1860 г.
5. Гребень-диадема. Черенаха, стекло, позолота, инкруствация. 7.4 х 32, Санкт-Петербург, 1840— 1870-е г.
1. Гарнитура из панциря черепахи. Черепаха, золото,серебро инхрустация, Гребень 16,5x13,0; oжерелье 44.5х11; серыги 5,0x2,5. Петербург. 1830 - 1850-е ГЭ. 2. Серьги и брошь в виде виноградного листа с коралловой мухой. Серебро, бирюза, кораллы. Cepьга 3,3x1,9; брошиь 4,4x2,4 мастер Карл-Рудольф Доль. Санкт-Петербург. 1850-е г.г, ГЭ 3. Брошь, Ветка цветов вьюнка, лепестки покрыты бирюзой на тычинках жемиужины. Высота 12,5. Около 1950 г.. Музей Виктории и Альберты, Лондон, 4. Гpeбень и брошь. Кость, резьба. Гребень 14 х 9.5 , Санкт-Петербург. 1840— 1860 г. 5. Гребень-диадема. Черенаха, стекло, позолота, инкруствация. 7.4 х 32, Санкт-Петербург, 1840— 1870-е г.

Образы иконостасов, церковных потиров, золотых чаш, эмалей и резных орнаментов переплетаются со светскими мотивами. Даже обычная бальная диадема становится носителем сюжетов и символов, как медальон любви, браслет-послание или брошь-портрет. Иногда — мода диктует носить браслеты от запястья до локтя, кольца на каждом пальце. Ничего лишнего: ты — не просто человек, ты — витрина своего времени 👑.

Вихрь модерна: Куда ведут краски историзма?

Вот теперь театр превращается в цирк стилей: в конце века историзм, уставший от самокопирования, уступает место многоголосому модерну. Франция — революционный лидер, здесь растет арт-нуво. Восточные орнаменты, клуазонне, китаизация и японские мотивы, бабочки и стрекозы, бесконечные линии, игревая пластика серебра, улетучивающаяся геометрия прошлого. Украшения принимают формы насекомых, животных, экзотических цветов, становится модным экспериментировать не только со стилем, но и с техникой, материалом.

1. Брошь овальная в виде букета незабудок. Золото, бирюза, литьё, чеканка Мастер Петр Горбачев  Санкт-Петербург. 1960 г.г 
2. Брошь с колумбийским изумрудом 3,6х3,25 брилианты, золото, серебро. 6.5 х 6,3 Вторая четверть 19 века Этот огромный камень найденный в 16-17 веке уникален тем, что он абсолютно прозрачен.
3. Брошь с аметистом. Золото, брилианты, алмаз, аметист 4,5х4,2 Первая половина 19 века Париж
4. Кольцо. Золото, серебро, алмазы, рубин Диаметр 1.9 Середина 19 века . Париж
Портрет молодой женщины 1840-е г.г
1. Брошь овальная в виде букета незабудок. Золото, бирюза, литьё, чеканка Мастер Петр Горбачев Санкт-Петербург. 1960 г.г 2. Брошь с колумбийским изумрудом 3,6х3,25 брилианты, золото, серебро. 6.5 х 6,3 Вторая четверть 19 века Этот огромный камень найденный в 16-17 веке уникален тем, что он абсолютно прозрачен. 3. Брошь с аметистом. Золото, брилианты, алмаз, аметист 4,5х4,2 Первая половина 19 века Париж 4. Кольцо. Золото, серебро, алмазы, рубин Диаметр 1.9 Середина 19 века . Париж Портрет молодой женщины 1840-е г.г

Фантазия буквально смывает усталые ампирные «иконографии». В России наступает пик «русского стиля»: работы с самоцветами, перегородчатой эмалью, резными мотивами, — всё это производится мастерскими, названия которых впоследствии станут именами-легендами. Мир восхищается чашами Сазикова, гравюрами по серебру Овчинникова, работы русских ювелиров становятся объектом страсти и для европейских коллекционеров.

Портрет Ю.В. Теляковской 1848 г. Г.И Яковлева
1. Браслет. Золото , чеканка 6,2х6,7  Середина 19 века Россия
2. Браслет. Золото, мозаика, литье, филлигрань .Овал 7,0х6,1 Середина 19 века. Западная Европа
3. Браслет 4,8х27 Перавя половина 19 века Франция
4. Браслет. Золото, серебро,розы, эмаль, литье. Диаметр 7.3 Западная Европа Середина 19 века
Портрет Ю.В. Теляковской 1848 г. Г.И Яковлева 1. Браслет. Золото , чеканка 6,2х6,7 Середина 19 века Россия 2. Браслет. Золото, мозаика, литье, филлигрань .Овал 7,0х6,1 Середина 19 века. Западная Европа 3. Браслет 4,8х27 Перавя половина 19 века Франция 4. Браслет. Золото, серебро,розы, эмаль, литье. Диаметр 7.3 Западная Европа Середина 19 века

Не обошлось и без соперничества: петербургская строгая новизна против московского духа традиций. Простые украшения становятся визитной карточкой нового класса — буржуазии, которая в своем желании сверкать превращает себя почти в живую рождественскую елку. И хотя стили смыкаются, русские мастера опираются на эмоциональность, «натуральность» мотивов, французы — на стилизацию и обобщение. В конце столетия археологический стиль, египетские и греческие мотивы, японская техника перегородчатой эмали становятся мейнстримом: украшение — не просто украшение, а лаборатория культурного обмена.

Портрет  неизвестной в белом.1869-е г.г 
1. Брошь-бант с бирюзой. Золото, бирюза; чеханка, зерно. 6,8х6,5, Середина 19 в Москва,
2. Брошь "Женчужная-птица" Москва Середина 19 века 
3. Брошь-«фибула». Золото, серебро, бриллианты, изумруд Вторая половина 19 века Россия
Портрет неизвестной в белом.1869-е г.г 1. Брошь-бант с бирюзой. Золото, бирюза; чеханка, зерно. 6,8х6,5, Середина 19 в Москва, 2. Брошь "Женчужная-птица" Москва Середина 19 века 3. Брошь-«фибула». Золото, серебро, бриллианты, изумруд Вторая половина 19 века Россия

Мир украшений XIX века — это не архив, а живая, пульсирующая вселенная.

Здесь стиль — не консервация традиций, а попытка услышать собственный внутренний голос через золото, серебро, камень. Здесь личность всё ярче проступает сквозь канву эпохи: как ни парадоксально, именно массовое производство побуждает искать индивидуальное, неожиданные стилистические союзы создают магию, которая до сих пор заставляет замирать сердца в музейных залах — и у витрин старинных магазинах.

Портрет доктора медицины В.А. Кашеваровой-Рудневой (одна из первых  руссих женщин врачей) 
1. Брошь "Аллегория ночи". Kaмея.Духслойная раковина.1860-е г.
2. Брошь с рельефным изображением Св. Георгия в античных доспехах 
3. Лорнет, Koсть, резьба Санкт-Петербург. 1840 — 1860-е г. 
4. Медальон. Кость, фарфор, резьба Санкт-Петербург 1840 - 1860-е г.
Портрет доктора медицины В.А. Кашеваровой-Рудневой (одна из первых руссих женщин врачей) 1. Брошь "Аллегория ночи". Kaмея.Духслойная раковина.1860-е г. 2. Брошь с рельефным изображением Св. Георгия в античных доспехах 3. Лорнет, Koсть, резьба Санкт-Петербург. 1840 — 1860-е г. 4. Медальон. Кость, фарфор, резьба Санкт-Петербург 1840 - 1860-е г.

Вопрос остается открытым: можем ли мы по-настоящему расшифровать послания ювелиров прошлого, или же каждый раз будем заново придумывать для себя новую историю, глядя на старинную брошь в янтарных лучах света?..

А какое украшение или предмет искусства заставил вас увидеть в себе что-то новое?

Поделитесь своим удивлением — ведь, возможно, за вашей историей кто-то откроет свой собственный путь между прошлым и будущим…