Мы привыкли видеть его на экране воплощением чести и совести, мужчиной, чье внутреннее благородство освещало путь даже в самых непростых ситуациях. Алексей Баталов, актер, ставший для миллионов символом идеала, был человеком глубоко закрытым, чуждым любой показной демонстративности. Однако за этим внешним спокойствием скрывалась жизнь, полная драматических поворотов: от разрушительной страсти до колоссальной славы и личной трагедии, о которой он предпочитал молчать.
Внутренний свет и жизненные принципы
Герои Баталова, будь то простые рабочие, водители или ученые, всегда отличались непоколебимой порядочностью. Именно это качество, пронизывающее его образы, сделало актера после выхода фильма «Москва слезам не верит» не просто любимцем публики, а настоящим идеалом мужчины, встречи с которым многие женщины мечтали ждать всю жизнь. Парадоксально, но и в личной жизни Баталов, несмотря на все испытания, оставался верен себе, своей профессии и близким, даже когда столкнулся с тяжелейшей семейной трагедией – рождением неизлечимо больной дочери.
Любовный треугольник и судьбоносное решение
В 1959 году на съемках фильма «Дама с собачкой» в Ялте Баталов блестяще воплотил образ Гурова, героя повести Чехова, переживающего адюльтер. Его тонкая игра заставляла зрителей сочувствовать персонажу, несмотря на банальность сюжета. Ирония судьбы заключалась в том, что сам актер пережил схожую ситуацию за несколько лет до этого. В середине 1950-х годов в Ленинграде, во время работы над фильмом «Дело Румянцева», женатый Баталов встретил цирковую наездницу Гитану Леонтенко. За ее внимание боролись двое: Баталов и Олег Ефремов. Несмотря на харизму Ефремова, Баталов одержал победу в этой "схватке".
Родители Гитаны не одобряли их отношения, но это не останавливало влюбленных. Гитана сбегала на свидания по водосточной трубе из гостиничного номера, а Баталов, специально получивший права для съемок, приезжал к ней на самосвале, который водил сам. В разгар романа из Москвы пришла телеграмма от его жены Ирины, сообщавшая о рождении дочери. Баталов показал телеграмму Гитане, и та немедленно предложила расстаться, на что актер согласился.
После этого Баталов три года пытался быть примерным мужем и отцом, но безрезультатно. Причиной разлада было не только его увлечение Гитаной. Брак с Ириной, с которой он познакомился еще в детстве и на которой решил жениться в 15 лет, уже насчитывал более десяти лет. Баталов с юности отличался серьезностью в ухаживаниях и стремлением выглядеть безупречно. Его старшая дочь Надежда вспоминала, как в юности отец, будучи очень бедным, однажды покрасил ноги черными чернилами вместо отсутствующих черных носков, чтобы соответствовать элегантному образу.
Интеллигент из Замоскворечья: детство и окружение
Алексей Баталов вырос в уникальной атмосфере московской Ордынки. Его мать, актриса Нина Ольшевская, и отец, актер Владимир Баталов, разошлись вскоре после его рождения . Мальчика воспитывал отчим –писатель Виктор Ардов. Их дом был центром притяжения для творческой элиты: Борис Пастернак, Михаил Зощенко, Юрий Олеша, Анна Ахматова были частыми гостями. Баталов вспоминал:
«Доброта матери и Виктора Ефимовича, отчима, которого я называл Витя с четырех лет, была такая, что дом был всегда открыт. Анна Ахматова, приезжая зимой в Москву, жила и ютилась в моей шестиметровой комнате, а меня куда-нибудь выселяли».
Однажды Ахматова отблагодарила Алешу за неудобства поистине царским подарком: получив крупный гонорар за свою работу, она купила ему автомобиль «Москвич». Этот автомобиль, который актер ласково называл «Аннушкой», стал предметом его обожания, и он целовал руль, садясь за него, как рассказывала Надежда Баталова.
Баталов мог бы стать блестящим механиком. Он часами пропадал в гараже, одержимый страстью к моторам и обладая «золотыми руками». Эта страсть сопровождала его всю жизнь. Даже после туберкулеза глаз, потеряв зрение на одном глазу, он не просто водил машину, а «летал» на ней.
От школьника до звезды: начало карьеры и принципы
Первая роль Баталова в кино была в 1944 году в фильме «Зоя», где он сыграл школьника и даже не был указан в титрах. Спустя десять лет, в 25 лет, он стал всесоюзной звездой, играя роли, созвучные эпохе. Его образ преданного Алеши Журбина в фильме «Большая семья» стал идеальным воплощением духа 1950-х годов: чистых, светлых, восторженных.
Однако существовал парадокс: эти роли играл человек, не любивший советскую власть. У Баталова были с ней свои счеты: его дед и бабушка по материнской линии, врачи из Владимирской области, были репрессированы. Коммунистом он, разумеется, не стал, несмотря на многочисленные уговоры.
В профессии он «бунтовал» по-своему, пытаясь разрушить амплуа «правильного героя». Он пробовался на роль белого офицера Хлудова в фильме «Бег» по Булгакову, но худсовет категорически отказал: «Такого персонажа тебе играть нельзя!» Он мог блестяще сыграть дворянина и даже войти в историю в образе Ленина. Ему предлагали роль вождя к очередной годовщине революции в рамках амбициозного проекта. Но Баталов наотрез отказался, хотя эта роль могла бы обеспечить ему высокий статус на долгие годы. Однако тщеславие было чуждо актеру. Его отказ вызвал грандиозный скандал, и карьера Баталова оказалась под угрозой.
Тогда его спас тесть – художник Константин Ротов. Оказалось, в юности Баталов послужил Ротову прообразом Дяди Стёпы. Ротов принес эскизы в Союз кинематографистов, демонстрируя: «Какой же из Леши Ленин? Вот смотрите. Не похож».
Личные потрясения и новые горизонты
В семейной жизни столь упрямый Баталов долгое время шел на компромиссы. Решение о разводе с Ириной Ротовой было принято ею. Она подозревала мужа в изменах и была недовольна его постоянным отсутствием на съемках. Однажды Ирина просто забрала дочь и ушла. Для Баталова это был удар, хотя ситуация назревала давно. Вскоре последовал еще один: руководство МХАТа поставило актера перед выбором – театр или кино, поскольку его многомесячное отсутствие на съемках вызывало недовольство. Баталов был вынужден написать заявление об уходе.
«Это был действительно очень тяжелый день в моей жизни. По существу, я уходил даже не из дома, а из всей своей жизни»,
– вспоминал Алексей Баталов.
Он переехал в Ленинград, став штатным сотрудником «Ленфильма». Будучи холостым, привлекательным и знаменитым, он пережил череду ни к чему не обязывающих романов. Однако большая, незабытая любовь по имени Гитана, появившаяся в его жизни внезапно, не давала покоя. Они снова встретились в Ленинграде, куда девушка приехала на гастроли. Чувства вспыхнули с новой силой. Циркачка не смогла забыть актера.
Их совместная жизнь началась необычно. Они официально поженились, имели свою комнатку в Ленинграде, но почти не виделись из-за плотного рабочего графика. На съемочной площадке актер полностью отдавался работе. Вершиной его мастерства стала роль в фильме «Летят журавли». Картину ждала сложная судьба: полный запрет на родине и триумф в Каннах.
Эта картина едва не стала последней в жизни самого Баталова. Во время съемок одного эпизода произошла трагедия. В кадре Баталов не падал, но за кадром, во время съемки последнего дубля, он случайно упал лицом в воду, где торчали подстриженные кусты. Его лицо было сильно повреждено, существовала угроза потери зрения. Благодаря виртуозной работе военных хирургов Баталову спасли лицо и восстановили глаз.
Даже после такого происшествия он не думал об отпуске, стремясь к работе. Он давно перерос профессию актера и мечтал сам ставить картины. Однако каждый раз ему приходилось доказывать руководству «Ленфильма» свое право быть режиссером.
В фильме «Три толстяка» он был не только режиссером, но и исполнителем главной роли. Тибула, который без страховки шел по канату, он играл сам, а обучала его Гитана. Это был очень опасный трюк, но Баталов преодолел страх.
Главная боль и призвание: дочь Маша и преподавание
Единственное страшное обстоятельство в своей жизни, которое он не смог преодолеть, – это тяжелая болезнь дочери Маши. Об этом он почти никогда не говорил вслух. Многие коллеги не знали, что Алексей и его вторая жена воспитывают ребенка-инвалида.
Это случилось в конце января 1968 года. Баталов был на съемках фильма «Живой труп», когда у Гитаны в Москве внезапно начались схватки. Ее отвезли в кремлевскую больницу, где она попросила кесарево сечение, объясняя, что как наездница и циркачка, она не сможет родить сама. Врачи ответили:
«Ну что вы? Вы такая красивая женщина. Зачем же портить вашу фигуру».
В итоге она родила сама, и, по словам Баталова, «врачи сделали Машеньку такой».
У Маши с рождения был ДЦП. В Советском Союзе от таких детей часто отказывались родители, но для Баталова это было немыслимо. Он сам занимался с девочкой специальной гимнастикой. Было сделано все возможное и невозможное, что могла предоставить медицина.
Алексей и Гитана сознательно решили больше не заводить детей, чтобы не задеть чувства Маши. К тому же у Маши уже была старшая сестра, которая не сразу, но постепенно сблизилась с ней, а также с Гитаной.
Маша Баталова окончила сценарный факультет ВГИКа, написала книгу сказок, иллюстрации к которой сделал ее отец.
Вскоре Алексей Баталов начал обучать других тому, что умел лучше всего – актерскому мастерству. Сначала он открыл свою творческую мастерскую во ВГИКе, затем стал заведующим кафедрой актерского мастерства. Студенты обожали Баталова и ласково называли его «Батей».
Мастер не прощал халтуры. Его принципиальность вновь стала причиной конфликта. Он уволил нескольких преподавателей за профнепригодность и не терпел «блатных». Сам он почти не снимался, посвящая все время студентам и дочери Маше.
Пробиться к актеру удалось только Владимиру Меньшову. После долгих поисков режиссер предложил ему роль Гоши в своей знаменитой картине «Москва слезам не верит».
«Он отказался от этой картины, она его не увлекла. Но буквально через день раздался звонок в два часа ночи. — Слушай, я тут подумал. Все эти дела. Да ну их. Пускай горят синим пламенем. Я буду сниматься. Это, конечно, решило судьбу картины»,
– вспоминал Владимир Меньшов.
Баталов не просто снялся в этом фильме, он полностью изменил своего героя. По сюжету Гоша был алкоголиком, который становился настоящим интеллигентом. Будучи максималистом во всем, Баталов и слышать не хотел о дублерах во время съемок сцены драки Гоши с поклонником Александры. Результат: актер снова получил опасную травму–удар в кадык от настоящего самбиста.
Оскароносная картина стала достоянием страны, и о встрече с таким Гошей мечтали миллионы женщин.
Однако все надежды актера, связанные с возможностью лечения Маши, не оправдались. Все годы Баталов верил, что однажды дочь поправится. Ради нее он даже согласился преподавать в Америке, надеясь, что заокеанские врачи смогут помочь. Но помочь девушке не смогли.
«У меня только одно желание, ясное и четкое: чтобы поправилась дочка. Больше мне ничего не нужно. Все остальное – это просто игрушки по сравнению с этим»,
– говорил Алексей Баталов.
Он ушел из жизни в июне 2017 года, тихо во сне. Многие ученики Баталова стали успешными актерами, но не забыли своего Мастера. А его герои, поступающие по долгу и совести, до сих пор с нами.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!