ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ПРЕДКОВ, который как ценная информация накапливается и ПЕРЕДАЁТСЯ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ.
Её НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ фактически вышло из употребления. Пока учёные решали проблемы изучения генома человека, оно было «присвоено» парапсихологами и стало одним из основных «терминов» антинаучной дисциплины.
Но это вовсе не значит, что генетической памяти как реального психологического явления не существует. Существует, да ещё как существует!
Чтобы получить некоторое представление о ней и её роли в эволюции живой материи, совершим краткий экскурс в далёкое прошлое.
Развитие живой материи, начавшееся около 4-х миллиардов лет назад, постепенно изменило внешние оболочки Земли так, что САМОЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ в неживой природе СТАЛО НЕВОЗМОЖНЫМ. Условия, благоприятные для химической эволюции, ушли в прошлое. Но искры жизни не угасли. На протяжении почти 2-х миллиардов лет ЖИВОЕ РОЖДАЕТСЯ ТОЛЬКО ОТ ЖИВОГО.
Однако из-за ограниченности природных ресурсов далеко не все рождающиеся организмы способны преодолеть нехватку питания и воды, нехватку надёжных укрытий, межвидовую и внутривидовую конкуренцию, суровые климатические условия, хищничество, болезни и прочее.
Как ни удивительно, при таком жёстком сопротивлении среды жизнь не только не пошла на убыль, а вопреки всему расцветала и быстро покоряла планету.
Продолжение жизни и её эволюция стали возможными благодаря ПОЛЕЗНЫМ МУТАЦИЯМ ГЕНОВ. Мутационные процессы способствуют расширению многообразия генофонда популяций (видов). Вследствие этого особи одного и того же вида значительно различаются по своим врожденным свойствам. И некоторые из них, более «совершенные», в изменившихся условиях живут и продолжают свой род.
Разумеется, жизнеспособность популяций зависит не только от числа выживших особей, но и от согласованности их коллективных действий. Иными словами РАЗНООБРАЗИЕ ГЕНОФОНДА и БОГАТЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ПРЕДКОВ, полученный по наследству, то есть ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – залог успешного развития сообществ организмов.
Многие существа благодаря генетической памяти не только ПРЕДЧУВСТВУЮТ стихийные бедствия (даже чрезвычайно редкие), но и принимают «ГРАМОТНЫЕ» РЕШЕНИЯ. Спасаясь, например, от цунами, они ЗАРАНЕЕ НАХОДЯТ безопасные места! Как помнится, во время цунами в Индийском океане в 2004 г слоны, к примеру, ушли подальше от воды на возвышенности, птицы сели на верхушки деревьев, удалённых от берегов. А ведь спасшиеся тогда животные, как и многие поколения их предков, действия подобной стихии никогда на себе не испытывали – около 600 лет в том регионе ничего похожего не происходило.
Психологи (непонятно почему) считают, что ПРЕДЧУВСТВИЯ как условные рефлексы формируются при жизни одного поколения и по НАСЛЕДСТВУ НЕ ПЕРЕДАЮТСЯ. Однако нобелевский лауреат И.П. Павлов имел несколько иную точку зрения: «Условные рефлексы, возможно, при некоторых благоприятных обстоятельствах могут закрепляться и, возможно, передаваться по наследству». Полагаю, что справедливость гипотезы, высказанной нашим великим соотечественником более века тому назад, подтвердилась поразительной целесообразностью действий животных перед цунами в 2004 г
В 2013 г. было заявлено, что исследователи из университета Эмори (США) экспериментально доказали возможность передачи «опыта предков» (генетической памяти) по наследству.
В ходе проводимого ими эксперимента лабораторных мышей-самцов содержали в специальной комнате, в которой напольное покрытие было выполнено из токопроводящих материалов. В помещении периодически распыляли ацетофенон (сигнальный раздражитель – безвредное вещество с ароматом цветущей черёмухи) и тут же включали слабый электрический ток. С появлением приятного запаха грызунов начинало трясти, и они стремительно покидали опасное место. «Экзекуция» продолжалась до тех пор, пока у мышей не выработался стойкий условный рефлекс избегания, вызываемый запахом черёмухи.
Эксперимент завершили проверкой сохранности рефлекса у трёх новых поколений мышей. (Чтобы достоверность опыта не вызывала сомнений, нескольких мышат первого поколения растили в пробирках – вдали от их отцов и матерей). Повзрослевшие мыши, никогда не ощущавшие действия тока и аромата черемухи, уловив малейший запах ацетофенона, быстро бросались к двери.
Разумеется, данный опыт никакого отношения к формированию генетической памяти не имел. И выводы исследователей из университета Эмори психологи легко опровергли вескими доводами. Во-первых, генетическая память формируется не сразу, на это уходит 50-100 поколений. И, во-вторых, передаётся по наследству тогда, когда действительно она важна и способствует массовому выживанию. Как, например, мутация генома у некоторых африканцев, спасающая их от малярии.
Условный рефлекс, сформированный действием неестественных раздражителей («слабым током» и «запахом черёмухи), для массового выживания никакого значения не имеет и, будучи неподкреплённым, быстро угаснет.
Удивительные результаты исследований получили мирмекологи – учёные, изучающие муравьёв. Их интерес к насекомым был вызван поразительным несоответствием между огромным «интеллектуальным уровнем» жизни семьи и микроскопическим объёмом мозга у всех особей. По этому параметру ни один член семьи никак не может быть «мозговым центром» муравейника. Слишком велик объём невероятно разнообразной информации, необходимой для управления весьма сложной жизнью муравьиного мегаполиса.
Установлено, что УРОВЕНЬ КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ МНОГИХ СОТЕН ТЫСЯЧ МУРАВЬЕВ В ДЕСЯТКИ РАЗ ВЫШЕ ТОГО, КАКОЙ ВОЗМОЖЕН ПРИ ИНСТИНКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ. Похоже, что жизнедеятельностью насекомых кто-то ОСОЗНАННО УПРАВЛЯЕТ.
Где же находится «мыслящий центр» муравьиной семьи, если в нервной системе ни у одного муравья его разместить НЕВОЗМОЖНО?
Разумеется, мистика здесь не причём. СООБЩЕСТВО БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ КРОХОТНЫХ СУЩЕСТВ, ПОЛУЧИВШЕЕ БОГАТЕЙШИЙ ОПЫТ ВСЕХ ПРЕДКОВ, естественным путём стало СЕМЬЁЙ – НАДОРГАНИЗМОМ, ОБЛАДАЮЩИМ СОЗНАНИЕМ. (Советский зоолог и эколог Н.Ф. Раймерс к надорганизмам – сверхорганизмам – относил сообщества организмов, биогеоценозы, все экосистемы вплоть до биосферы, то есть всё, что ведёт себя, как единое целое)
По ориентировочным данным, нервная система муравья содержит до 500 тысяч нейронов, мозг человека – примерно 86 миллиардов. Однако суммарная масса нейронов 170-ти тысяч муравьёв, работающих как единое целое, уже может быть неким подобием мозга человека.
Обмен информацией между нейронами нервных систем самостоятельных и суетливых существ, как полагают исследователи, происходит посредством электромагнитных волн разного диапазона частот (которые, к сожалению, пока современными приборами не улавливаются). Иных же средств беспроводной мгновенной и непрерывной связи на расстоянии между сотнями тысяч «абонентов», наука пока не знает.
Учёные пришли к единственно возможному выводу: «МЫСЛЯЩИМ ЦЕНТРОМ» ЯВЛЯЕТСЯ «МОЗГ», РАССРЕДОТОЧЕННЫЙ ПО ВСЕМУ МУРАВЕЙНИКУ, то есть ВСЯ непоседливая СЕМЬЯ. [Подробнее об этом можно прочитать, например, в статье доктора технических наук В. Луговского «Распределённый мозг» муравьиной семьи. «Наука и жизнь» №3, 2007]
Основную роль в РОЖДЕНИИ РАЗУМА МУРАВЬИНОГО НАДОРГАНИЗМА, несомненно, СЫГРАЛА ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – колоссальный жизненный опыт, накопленный всеми поколениями насекомых за многие десятки миллионов лет. (Кстати, ОПЫТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МУРАВЬИ НАЧАЛИ ОСВАИВАТЬ РАНЬШЕ ЛЮДЕЙ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ НА 100 МИЛЛИОНОВ ЛЕТ!).
По сути своей из всех социальных групп людей к сверхорганизмам относятся народы независимых, самостоятельно развивающихся государств – общества с чёткой структурной организацией. Более крупные социальные общности, как, скажем, человечество, не имеют общей системы координации, а мелкие сообщества входят в состав государств. [Олег Тет, Государство – разумный сверхорганизм и коллективное бессознательное. Ontet.ru›blog/2023/05/10/gosudarstvo-razumnyj-… ]
Но люди в социальном развитии отстают от муравьёв, и в критических ситуациях таких СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ, как эти существа, пока не проявляют. Населению государств СВОЙСТВЕННО КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Оно, в соответствии с законами социальной психологии, проявляется в том, что ЧЕЛОВЕК В ТОЛПЕ, независимо от его воспитания и образования, МЫСЛИТ и ДЕЙСТВУЕТ НЕ ТАК, КАК НАЕДИНЕ С СОБОЙ!
И неудивительно! Во-первых, у человека объем неосознаваемой информации во много раз больше, нежели осознаваемой. Во-вторых, научно доказано, что наше подсознание поступающую информацию обрабатывает в 200-300 тысяч раз быстрее, чем сознание (человек на выражение своих мыслей словами тратит слишком много времени).
В критических ситуациях люди в толпе теряют индивидуальность и волю. Они тянутся и прислушиваются к тем, кто способен ясно и доступно объяснить причину того, что их смутно беспокоит. Естественно, источником беспокойства является безмолвно принятое «решение толпы» – неосознаваемая коллективная воля, то есть коллективное бессознательное.
Бессознательное (слепое подчинение социальным инстинктам) с советскими людьми сыграло злую шутку. На референдуме о сохранении СССР 17 марта 1991 г. высказались «ЗА» 76,43% голосующих, а 26 декабря 1991 г., в день распада, на защиту своего великого отечества встали только ЕДИНИЦЫ. ТОЛПЫ ЛЮДЕЙ ГЕРОИЗМА НЕ ПРОЯВИЛИ. [О причинах подобного поведения населения и о том, как «возродить» патриотизм людей, я писал, например, в статье Естественный отбор. https://vk.com/@213368670-estestvennyi-otbor].
Существует и ОСОБЫЙ ВИД жизненно необходимой ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, позволяющей живым существам свободно ориентироваться в окружающем их пространстве. Дело в том, что у многих видов животных ареалы обитания весьма обширны. Они делятся на следующие, обусловленные способами выживания, области: РАЗМНОЖЕНИЯ (гнездования, икрометания), ЗИМОВКИ, ПИТАНИЯ и МИГРАЦИОННОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.
Интересен МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДОБНОГО ВИДА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.
Нейробиолог Джон О'Киф и его коллеги провели серию опытов по изучению поведения крыс в лабиринте. Было установлено, что в одном из отделов их мозга (в гиппокампе) существуют так называемые НЕЙРОНЫ МЕСТА. По мере передвижения грызунов по лабиринту нейроны поочерёдно резко повышают свою активность, реагируя на пространственные координаты «своих» определённых мест (тупиков, поворотов налево, поворотов направо и т. п.).
Благодаря информационным сигналам, поступающим от нейронов мéста, грызуны, побывавшие во всех уголках лабиринта, получали о нём в целом чёткое представление.(Это аналогично, например, нашей способности мысленно «видеть» ранее неизвестные нам предметы, читая их описания).
Проверяя истинность полученных результатов, исследователи перекрывали кратчайшие подходы к переносной кормушке в лабиринте. И, к их полному удовлетворению, подопытные существа быстро находили обходные пути.
Мысленные представления об исследованной части предметного мира (подобные упомянутому выше лабиринту) психолог Эдвард Чейз Толмен назвал КОГНИТИВНЫМИ КАРТАМИ (картами, полученными путём изучения). Кстати, мы также обладаем целой кучей когнитивных карт: квартиры, дóма, улицы, гóрода и... даже земного шара, то есть глобуса. Только по наследству ничего из этого мы не передаём – это наша кратковременная генетическая память.
Приведу два бесспорных примера использования когнитивных карт, полученных только по наследству:
• Молодые кукушки (сеголетки) от Британских островов до Камчатки, как установлено, впервые поодиночке летят зимовать в Африку – в места, выбранные их далёкими биологическими предками;
• Из Канады и северных штатов США ежегодно до наступления холодов бабочки-монархи летят на юг – в Мексику и Калифорнию, совершая путь более 3 – 4 тысяч км. При этом ни одна особь не успевает преодолеть перелёт туда и обратно, так как за это время сменяется 3-4 поколения бабочек.
И те, и другие «путешественники» используют три вида обширных когнитивных карт: областей размножения, маршрутов миграционного перелёта и областей зимовки.
ВЫВОД: ЧЕМ БОЛЬШЕ БУДЕМ ЗНАТЬ О ЖИЗНИ БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ, ТЕМ ЛУЧШЕ БУДЕМ ПОНИМАТЬ САМИХ СЕБЯ!
15 июля 2025 г.
Леонид Демиденко.