«Тур де Франс» – одна из крупнейших и престижнейших велогонок мира, ежегодно привлекающая внимание миллионов зрителей и поклонников велоспорта. Эта гонка стала символом выносливости, мастерства и целеустремлённости – настоящим воплощением духа спортивного соперничества. В 2025 году пройдёт уже 112-я гонка «Тур де Франс», старт которой был дан 5 июля в Лилле, а финиш состоится 27 июля в Париже. В этом году дистанция велогонки составит 3320 км и затронет всю территорию Франции.
История возникновения велогонки «Тур де Франс»
История «Тур де Франс» началась более 100 лет назад – в 1903 году, когда французский журналист Жео Лефевр предложил главному редактору газеты L'Auto Анри Дегранжу организовать многодневную велогонку вокруг Франции, чтобы повысить популярность издания. Иными словами, история «Тур де Франс» началась с амбициозного рекламного проекта спортивной ежедневной газеты. И первая же гонка прошла с большим успехом, что открыло путь к дальнейшему развитию этого велособытия, несмотря на то что в те времена во Франции уже проводились велогонки Париж — Брест — Париж и Бордо — Париж. Причём первую спонсировала газета Le Petit Journal – прямой конкурент L’Auto.
Дебютная «Большая петля» (так стали называть гонку из-за очертаний маршрута) прошла с 1 по 19 июля 1903 года с участием 60 гонщиков из Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии и Италии. Победу на стартовом этапе протяжённостью 467 км (всего было проведено шесть этапов) одержал 32-летний француз Морис Гарен, он же выиграл в итоговом зачёте. Общая протяжённость дебютной гонки, стартовавшей и финишировавшей в Париже, составила 2428 км. Гонку закончил 21 велосипедист, а второго призёра Гарен опередил почти на три часа.
Успех «Тур де Франс» помог L’Auto обогнать своих конкурентов и увеличить тиражи. Если в 1901 году в среднем продавалось 22 тысячи экземпляров L’Auto в день, то в 1903 году этот показатель вырос в 1,5 раза – до 33 тысяч экземпляров. При этом старт «Тур де Франс» был ознаменован рекордными продажами: 1 июля 1903 года L’Auto удалось продать 65 тысяч экземпляров. В дальнейшем тиражи L’Auto росли вместе с популярностью велогонки и к началу 1910-х достигли сотен тысяч экземпляров в день. Рекордным считается 1933 год, когда в среднем ежедневно продавалось 364 тысячи экземпляров. Номер L’Auto от 24 июля 1933 года, посвящённый финалу гонки, вышел рекордным тиражом в 833 тысячи экземпляров.
Со временем «Тур де Франс» превратился в главную велогонку Франции и одно из наиболее значительных спортивных событий мирового уровня. Гонка проводится ежегодно в течение трёх недель в июле. За всю историю «Тур де Франс» отменялся только во время мировых войн: в периоды с 1915 по 1918 годы и с 1940 по 1946-й.
Сегодня соперничество спортсменов на «Тур де Франс» включает разнообразные виды классификаций, различающихся по типу этапа и другим признакам. В 2022 году была впервые проведена женская гонка «Тур де Франс». Её победительницей стала нидерландка Аннемик ван Влётен.
Читайте на сайте lotonews.ru подробнее о правилах и особенностях гонки «Тур де Франс»