Найти в Дзене
История и культура Евразии

История Армении / 4 / Путь к объединению / Толерантность персидского двора к армянам в период Сасанидской империи

Оглавление

Период Сасанидской империи (224–651 гг.) был временем великих потрясений и преобразований в истории Ближнего Востока. В этот период Армения, оказавшаяся между двумя великими державами — Римской (позже Византийской) империей и Сасанидским Ираном, — играла ключевую роль в геополитических и религиозных процессах региона. Политика персидского двора в отношении армянского народа была сложной и противоречивой, сочетая элементы толерантности и насильственного подчинения. В основе этой политики лежали стратегические интересы, необходимость в союзниках и стремление к унификации империи.

Персидская Армения
Персидская Армения

Геополитическая ситуация и необходимость в союзниках

Сасанидская империя вела постоянные войны на двух фронтах: с Римской империей на западе и с кушанами (или другими восточными народами) на востоке. Это вынуждало персидских шахиншахов искать союзников и избегать дополнительных конфликтов в стратегически важных регионах. Армения, расположенная на пересечении торговых путей и граничащая с Римской империей, была не только буферной зоной, но и важным источником военной силы, ресурсов и политического влияния.

Формально находясь в вассальной зависимости от Персии, Армения сохраняла определённую автономию. Персидские шахиншахи, понимая важность армянской лояльности, зачастую проявляли терпимость к местным традициям, культуре и религии. Однако эта толерантность имела свои границы и зависела от конкретных политических обстоятельств.

В 415 году царем Армении стал сын шахиншаха Ирана и не-Ирана Йездегерд I - Шапур. Но его настолько не уважали, что нахарар Хосров Гардманеци (Гардман – историческая область в Закавказье, один из восьми гаваров (уездов) ашхара (области) Великой Армении Утик):

  • упившись вином, на глазах Шапуха начал страстные любовные игры с женщиной, искусно игравшей на лютне. Рассердившись на это, Шапух приказал схватить его и запереть в зале. Но тот, положив правую руку на кинжал… вышел и удалился в свой дом. И никто из дворцовых служителей, не посмел прикоснуться к нему, зная его силу

Ограничение автономии Армении

В 438 году на шахский престол сел сын Бахрама Пятого Йездигерд (Йездигерд Второй). Он повел весьма жесткую политику в отношении Армении.

Изображение Йездигерда Второго на монете
Изображение Йездигерда Второго на монете

Несмотря на стратегическую важность Армении, персидский двор неоднократно предпринимал попытки ограничить её автономию. Одним из ярких примеров является событие 442 года, когда армянские войска были направлены в Среднюю Азию для борьбы с кушанами в Бактрии (Бактрия – историческая область, на сопредельных территориях современных Таджикистана, Узбекистана и Афганистана). Это решение имело двойное значение: с одной стороны, оно демонстрировало доверие персидского двора к армянским войскам, а с другой — служило инструментом контроля, ослабляя внутреннюю стабильность Армении.

В 447 году персидский чиновник Деншапух провёл перепись населения и переоценку доходов в Армении. Под этим предлогом он вмешался во внутренние дела страны, сместив марзпана Ваана Аматуни и изгнав католикоса. На ключевые административные и религиозные должности были назначены персы, что вызвало недовольство среди армянской знати и духовенства. Эти действия свидетельствуют о стремлении персидского двора усилить контроль над Арменией и ослабить её автономию.

Попытки насаждения зороастризма

Кульминацией персидской политики в отношении Армении стала прокламация 449 года, подписанная советниками шахиншаха. В документе содержался призыв к армянам отказаться от христианства и принять зороастризм — официальную религию Сасанидской империи. Это требование имело не только религиозный, но и политический характер, отражая стремление персидского двора унифицировать империю на религиозной основе и укрепить свою власть.

Однако реакция армянского общества на эту прокламацию была неоднозначной. Некоторые нахарары (армянские феодалы) приняли зороастризм, стремясь сохранить свои привилегии и избежать конфликта с персидским двором. В то же время подавляющее большинство армянского народа, включая духовенство, категорически отвергло требования персов. Общенациональное собрание в Арташате официально объявило о своём отказе от зороастризма, что стало началом открытого сопротивления.

Восстание Вардана Мамиконяна и Аварайрская битва

Отказ армян принять зороастризм привёл к вооружённому конфликту. Восстание, возглавленное Варданом Мамиконяном, стало символом борьбы армянского народа за свою веру и национальную идентичность. Кульминацией этого сопротивления стала Аварайрская битва 451 года.

  • Точное местонахождение Аварайрского поля неизвестно, можно только сказать, что оно находилось где-то в северной части современного Ирана.

Несмотря на то что восстание было подавлено, оно имело огромное значение для армянской истории.

Аварайрская битва продемонстрировала решимость армянского народа защищать свою религию и культуру. Впоследствии персидский двор был вынужден пересмотреть свою политику в отношении Армении. Попытки насильственного обращения в зороастризм прекратились, а армянская христианская церковь сохранила своё существование. Это стало важным свидетельством того, что даже в условиях вассальной зависимости Армения смогла отстоять свою религиозную и культурную идентичность.

Памятник Вардану Мамиконяну в Ереване
Памятник Вардану Мамиконяну в Ереване

Политика персидского двора: баланс между толерантностью и принуждением

Толерантность персидского двора к армянам была во многом обусловлена стратегическими соображениями. Шахиншахи понимали, что насильственные методы управления могут привести к разрушительным последствиям, особенно в таком важном регионе, как Армения. Однако стремление к централизации власти и унификации империи заставляло персидских правителей периодически прибегать к жёстким мерам.

Попытки насаждения зороастризма и ограничения автономии Армении имели политическую подоплёку. Персидский двор стремился не только укрепить свою власть, но и создать единое религиозное пространство, которое способствовало бы сплочению империи. Однако эти усилия наталкивались на упорное сопротивление армянского народа, для которого христианство стало неотъемлемой частью национальной идентичности.

В конце 484 года в селе Нварсак на границе гавара Гер (Сейчас территория исторического Гера находится в иранской провинции Западный Азербайджан) был заключен договор. Нахарары восстанавливались в наследственных правах, христианство признавалось государственной религией Армении, высшие должности в Армении занимались только нахарарами. В свою очередь, нахарары признавали себя шахскими вассалами.

Заключение

Политика Сасанидской империи в отношении Армении была сложной и многогранной. С одной стороны, персидский двор проявлял толерантность, понимая стратегическую важность армянского народа. С другой стороны, попытки насильственного обращения в зороастризм и ограничения автономии Армении свидетельствуют о стремлении шахиншахов к централизации власти. Восстание Вардана Мамиконяна и Аварайрская битва стали ярким примером сопротивления армянского народа попыткам ассимиляции, оставив глубокий след в истории и культуре Армении. Этот период стал важным уроком о том, как сила веры и национального единства может противостоять даже самым могущественным империям.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!